Общие условия достоверного хадиса

Ученые сошлись на том, что хадис, который называют достоверным, должен в общем соответствовать пяти условиям:

  1. Непрерывность цепочки передатчиков (иснада).
  2. Полноценная точность передатчиков (дабт).
  3. Незапятнанность достоинства передатчиков (‘адаля).
  4. Чтобы сообщение не было внешне достоверным, которое противоречит чему-либо более достоверному, т.е. чтобы не было отклонившимся (шазз)
  5. Чтобы в сообщении не было скрытых недостатков (‘илля).

Примечания.

1. Таковы условия хадиса, который относят к категории «достоверный сам по себе» (сахих ли затихи).

2. Если какой-либо из его передатчиков имеет недостаток в точности, то сами по себе хадисы с таким иснадом относят к категории «хороших». Но если у одного хадиса есть несколько «хороших» иснадов, то его относят к категории «достоверного по причине другого» (сахих ли гейрихи).

Хафиз Шамсуддин ас-Сахави аш-Шафии вместил оба вида в одном определении. Он писал: «Достоверный сам по себе, а также по причине другого — это хадис, который уберегся от суждения об изъяне в его иснаде и матне. Поскольку его иснад непрерывен, состоит из передатчиков, сохранивших свое достоинство, совершенно точных в передаче — или недостаточно точных, если есть подкрепляющие версии — он не является отклонившимся и не содержит скрытого недостатка». См. «Ат-Таудых аль-абхар», с. 30.

قال الحافظ شمس الدين السخاوي الشافعي: «(فالصحيح) : لذاته وكذا لغيره، (ما سلم من الطعن في إسناده ومتنه) إذ هو المتصل السند بالعدل التام الضبط أو القاصر عنه إذا اعتُضد من غير شذوذ ولا علة». انظر: «التوضيح الأبهر»، ص. 30.

3. Обычаем ранних мухаддисов было делить хадисы только на достоверные (сахих) и слабые (да’иф), и потому иногда достоверными у них назывались хадисы, которые позже были разделены на достоверные и хорошие (хасан). Писал имам Ибн ас-Салях аш-Шафии: «Среди приверженцев хадиса есть те, кто не выделяет хорошие (хасан) хадисы в отдельный вид, а делает их одним из видов достоверных хадисов, так как они относятся к видам хадисов, которые используются в качестве доказательства (худжа)». См. «Аль-Мукаддима», с. 110.

قال الإمام ابن الصلاح الشافعي: «مِنْ أهلِ الحديثِ مَنْ لا يُفردُ نوعَ الحسَنِ ويجْعَلُهُ مُندرِجاً في أنواعِ الصحيحِ؛ لاندراجِهِ في أنواعِ مَا يُحتجُّ بهِ». انظر: «المقدمة»، ص. 110.

Источник