Глава о том, нужно ли поднимать руки при такбирах во время отправления в рукуъ, суджуд и выпрямлении из положения рукуъ, или нет.
Доказательства тех, кто считает нужным подъем рук на протяжении всего намаза:
1) От Али:
عن علي بن أبي طالب رضي الله عنه ، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه كان إذا قام إلى الصلاة المكتوبة كبر ورفع يديه حذو منكبيه ، ويصنع مثل ذلك إذا قضى قراءته إذا أراد أن يركع ، ويصنعه إذا فرغ ورفع من الركوع ، ولا يرفع يديه في شيء من صلاته وهو قاعد ، وإذا قام من السجدتين رفع يديه كذلك كبر
Нам рассказал Рабиъ аль-Муаззин, сказав: нам рассказал Уахб, сказав: Мне сообщил Абдур-Рахман ибн абиз-Зинад со слов Мусы ибн Укъбы, а тот со слов Абдуллаха ибн Фадля, а тот со слов Абдур-Рахмана аль-Аъраджа, а тот со слов Убайдуллаха ибн аби Рафиъ, а тот со слов Али ибн аби Талиба (رضي الله عنه), как тот передал о посланнике Аллаха (ﷺ), что, когда он совершал обязательный намаз, то делал такбир, поднимая две руки до уровня плеч. То же самое делал после того, как заканчивал чтение, когда собирался отправиться в рукуъ. То же самое делал, закончив рукуъ при выпрямлении из него. Но никогда не поднимал рук, будучи сидящим в намазе. Когда поднимался после двух саджд также поднимал две руки, принося такбир.
2) От Абу Салима:
عن سالم ، عن أبيه قال : رأيت النبي صلى الله عليه وسلم إذا افتتح الصلاة يرفع يديه ، حتى يحاذي بهما منكبيه ، وإذا أراد أن يركع وبعد ما يرفع ولا يرفع بين السجدتين
Нам рассказал Юнус, сказав: нам рассказал Суфьян со слов Зухри, а тот со слов Салима, а тот со слов своего отца, как тот сказал: Я видел, что пророк (ﷺ) поднимал руки до уровня плеч, когда начинал намаз, когда направлялся в рукуъ и когда поднимался из рукуъ. Но не поднимал рук между двумя садждами.
3) От Абу Салима:
عن سالم ، عن أبيه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا افتتح الصلاة ، رفع يديه حذو منكبيه ، وإذا كبر للركوع ، وإذا رفع من الركوع ، رفعهما كذلك وقال سمع الله لمن حمده ، ربنا لك الحمد وكان لا يفعل ذلك بين السجدتين
Нам рассказал Юнус, сказав: нам рассказал Ибн Уахб, что ему сообщил Малик со слов Ибн Шихаба, а тот со слов Салима, а тот со слов своего отца, что посланник Аллаха (ﷺ) поднимал руки до уровня плеч, когда начинал намаз и когда приносил такбир для рукуъ. Точно также поднимал руки и когда поднимался из рукуъ, произнося при этом: Самиъаллааху лиман хамидах, Раббанаа лякаль-хамд. Но не делал этого между двумя садждами.
4) То же самое:
ثنا مالك رضي الله عنه فذكر بإسناده مثله
Нам рассказал Ибн Марзук, сказав: нам рассказал Бишр ибн Умар, сказав: нам рассказал Малик (رضي الله عنه), приведя с его цепочкой то же самое.
5) От Ибн Умара:
عن جابر قال : رأيت سالم بن عبد الله رفع يديه حذاء منكبيه في الصلاة ثلاث مرار حين افتتح الصلاة وحين ركع ، وحين رفع رأسه . قال : جابر فسألت سالما عن ذلك فقال : سالم ( رأيت ابن عمر رضي الله عنهما يفعل ذلك ) وقال : ابن عمر رضي الله عنهما ( رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعل ذلك )
Нам рассказал Фахд, сказав: нам рассказал Али ибн Маъбад, сказав: нам рассказал Убайдуллах ибн Амр со слов Зейда, а тот со слов Джабира, как тот сказал: Я видел как Салим ибн Абдуллах поднимал три раза руки во время намаза: Когда начинал намаз, когда делал рукуъ и когда поднимал голову (из положения рукуъ). Джабир сказал: Я спросил об этом Салима, и он ответил: Я видел, что так делал Ибн Умар (رضي الله عنه) и он сказал: Я видел, что так делал посланник Аллаха (ﷺ).
6) От Абу Хумайда ас-Саиди:
محمد بن عمرو بن عطاء قال : سمعت أبا حميد الساعدي في عشرة من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم ، أحدهم أبو قتادة قال : { قال أبو حميد أنا أعلمكم بصلاة النبي صلى الله عليه وسلم .قالوا لم ؟ فوالله ما كنت أكثرنا له تبعة ، ولا أقدمنا له صحبة فقال : بلى ، فقالوا فاعرض .قال كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا قام إلى الصلاة ، رفع يديه ، حتى يحاذي بهما منكبيه ، ثم يكبر ، ثم يقرأ ، ثم يكبر فيرفع يديه ، حتى يحاذي بهما منكبيه ، ثم يركع ، ثم يرفع رأسه فيقول سمع الله لمن حمده ثم يرفع يديه حتى يحاذي بهما منكبيه ثم يقول الله أكبر يهوي إلى الأرض ، فإذا قام من الركعتين كبر ، ورفع يديه ، حتى يحاذي بهما منكبيه ، ثم صنع مثل ذلك في بقية صلاته .قال : فقالوا جميعا صدقت ، هكذا كان يصلي
Нам рассказал Абу Бакра, сказав: нам рассказал Абу Асъим, сказав: нам рассказал Абдуль-Хамид ибн Джафар, сказав: нам рассказал Мухаммад ибн Амр ибн Ата, сказав: Я слышал, как Абу Хумайд ас-Саиди, находясь в компании десяти сахабов, среди которых был и Абу Катада, сказал: Я лучше вас знаю намаз пророка (ﷺ). Те возразили: почему это? Клянемся Аллахом, ты не больше нас следуешь за ним, и сподвижничество твое длится не больше нашего. Он ответил: Да, это так (но все же). Они сказали: Тогда расскажи нам (о его намазе и посмотрим, прав ли ты). Тот начал описывать: Когда посланник Аллаха (ﷺ) становился на намаз, он поднимал обе руки так, что они доходили до уровня его плеч, затем приносил такбир. Затем читал Коран, затем поднимая обе руки до уровня плеч, приносил такбир и шел в рукуъ. Затем поднимал голову из положения рукуъ и говорил: «Самиъаллааху лиман хамидах». Затем поднимал обе руки до уровня плеч, говорил «Аллааху акбар и опускался к земле (для саджды). Также вставая со второго ракята (на третий) тоже приносил такбир и поднимал обе руки до уровня плеч. Оставшуюся часть намаза делал таким же образом. Передатчик сказал: все сахабы подтвердили его, сказав: Ты прав, он так совершал намаз.
7) От Абу Хумайда ас-Саиди:
فقال أبو حميد : أنا أعلمكم بصلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم ، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا قام رفع يديه ، ثم رفع يديه حين يكبر للركوع ، فإذا رفع رأسه من الركوع ، رفع يديه
Нам рассказал Ибн Марзук, сказав: нам рассказал Абу Амир аль-Акади, сказав: нам рассказал Фуляйдж ибн Сулейман со слов Аббаса ибн Сахля, сказав: Встретились (как-то) Абу Хумайд, Абу Усайд и Сахль ибн Саъд и (начали) вспоминать намаз посланника Аллаха (ﷺ). Абу Хумайд сказал: Я самый знающий из вас о намазе посланника Аллаха (ﷺ). Когда посланник Аллаха (ﷺ) становился на намаз, он поднимал обе руки. Затем он поднимал руки когда приносил такбир для рукуъ. И когда поднимал голову из положения рукуъ тоже поднимал обе руки.
8) От Ваиля ибн Худжра:
عن وائل بن حجر قال رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم حين يكبر للصلاة وحين يرفع رأسه من الركوع يرفع يديه حيال أذنيه
Нам рассказал Абу Бакра, сказав: нам рассказал Муаммаль ибн Исмаиль, сказав: нам рассказал Суфян со слов Асиа ибн Куляйба, а тот со слов своего отца, а тот со слов Ваиля ибн Худжра, как он сказал: Я видел как посланник Аллаха (ﷺ) поднимал обе руки до ушей когда приносил такбир для (начала) намаза и когда поднимал голову из положения рукуъ.
9) Тоже самое:
عن عاصم فذكر بإسناده مثله
Нам рассказал Салих ибн Абдур-Рахман, сказав: нам рассказал Юсуф ибн Адий, сказав: нам рассказал Абуль-Ахвас со слов Асъима, приведя с его цепочкой то же самое.
10) От Малика ибн Хувайриса:
عن مالك بن الحويرث ، قال { رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا ركع ، وإذا رفع رأسه من ركوعه ، يرفع يديه ، حتى يحاذي بهما فوق أذنيه
Нам рассказал Мухаммад ибн Амр, сказав: нам рассказал Абдуллах ибн Нумайр со слов Саида ибн аби Арубы, а тот со слов Катады, а тот со слов Насра ибн Асъима, а тот со слов Малика ибн Хувайриса, как он сказал: Я видел, как посланник Аллаха (ﷺ) поднимал обе руки, доводя их до уровня верхней части ушей когда склонялся в рукуъ и когда поднимал голову из положения рукуъ.
11) От Абу Хурайры:
عن أبي هريرة رضي الله عنه { أن رسول الله صلى الله عليه وسلم ، كان يرفع يديه إذا افتتح الصلاة ، وحين يركع ، وحين يسجد
Нам рассказал Ибн аби Дауд , сказав: нам рассказал Саид ибн Мансур , сказав: нам рассказал Исмаиль ибн Айяш со слов Салиха ибн Кейсана, а тот со слов Аъраджа, а тот со слов Абу Хурайры (رضي الله عنه), что посланник Аллаха (ﷺ) поднимал обе руки когда начинал намаз когда отправлялся в рукуъ и когда отправлялся в саджду.
Абу Джаъфар сказал: Некоторые ученые выдвинули мнение на основе этих преданий и посчитали обязательным на протяжении всего намаза поднимание рук при рукуъ, при подъеме из рукуъ, при вставании на ноги из положения сидя в положение стоя. Другие ученые возразили, сказав, что подъем рук узаконен только в начальном такбире и привели следующие доказательства.
Доказательства тех, кто считает нужным подъем только при первом такбире:
12) От аль-Бары ибн Азиба:
عن البراء بن عازب رضي الله عنه قال كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا كبر لافتتاح الصلاة ، رفع يديه حتى يكون إبهاماه قريبا من شحمتي أذنيه ، ثم لا يعود.
Нам рассказал Абу Бакра , сказав: нам рассказал Муаммаль , сказав: нам рассказал Суфьян , сказав: нам рассказал Язид ибн аби Зияд со слов Ибн аби Лайлы, а тот со слов аль-Бары ибн Азиба (رضي الله عنه), как он сказал: Когда пророк (ﷺ) приносил такбир открытия намаза, он поднимал обе руки так, что его большие пальцы приближались к мочкам его ушей. После этого он не повторял (подъем рук).
13) От аль-Бары ибн Азиба то же самое:.
عن البراء بن عازب ، عن النبي صلى الله عليه وسلم مثله.
Нам рассказал Ибн аби Дауд , сказав: нам рассказал Амр ибн Аун , сказав: нам сообщил Халид со слов Ибн аби Лайлы, а тот со слов Исы ибн Абдур-Рахмана, а тот со слов своего отца, а тот со слов аль-Бары ибн Азиба (رضي الله عنه) передал от пророка (ﷺ) то же самое
14) От аль-Бары ибн Азиба то же самое:
عن البراء عن النبي صلى الله عليه وسلم مثله.
Нам рассказал Мухаммад ибн Нуъман , сказав: нам рассказал Яхья ибн Яхья , сказав: нам рассказал Уакиъ со слов Ибн аби Лайлы, а тот со слов своего брата, а тот со слов аль-Хакама, а тот со слов Ибн аби Лайлы, а тот со слов аль-Бары ибн Азиба (رضي الله عنه) передал от пророка (ﷺ) то же самое.
15) От Абдуллаха ибн Масуда:
عن عبد الله ، عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه كان يرفع يديه في أول تكبيرة ، ثم لا يعود
Нам рассказал Ибн аби Дауд , сказав: нам рассказал Нуайм ибн Хаммад , сказав: нам рассказал Уакиъ со слов Суфьяна а тот со слов Асъима ибн Куляйба, а тот со слов Абдур-Рахмана ибн аль-Асвада, а тот со слов Алъкамы, а тот со слов Абдуллаха, как тот передал про пророка (ﷺ), что он поднимал обе руки в первом такбире, а потом не повторял (подъема рук).
16) То же самое:
عن سفيان ، فذكر مثله بإسناده
Нам рассказал Мухаммад ибн Нуъман , сказав: нам рассказал Яхья ибн Яхья , сказав: нам рассказал Уакиъ со слов Суфьяна, , приведя с его цепочкой то же самое.
17) От Ибн Масуда со слов Ибрахима:
عن المغيرة قال : قلت لإبراهيم: حديث وائل أنه رأى النبي صلى الله عليه وسلم ، يرفع يديه إذا افتتح الصلاة ، وإذا ركع ، وإذا رفع رأسه من الركوع ؟ فقال إن كان وائل رآه مرة يفعل ذلك ، فقد رآه عبد الله خمسين مرة ، لا يفعل ذلك
Нам рассказал Абу Бакра, сказав: нам рассказал Муаммаль, сказав: нам рассказал Суфьян со слов Мугиры: Я сказал Ибрахиму: (А как же) хадис от Ваиля (ибн Худжра), где тот видел пророка (ﷺ), как он поднимал обе руки когда начинал намаз, когда наклонялся в рукуъ и когда поднимал голову из положения рукуъ? Ибрахим ответил: Если Ваиль один раз увидел, как посланник Аллаха (ﷺ) делает это, то Абдуллах пятьдесят раз видел, как он не делает это.
18)От Ибн Масуда со слов Ибрахима:
علقمة بن وائل يحدث ، عن أبيه ، أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يرفع يديه قبل الركوع ، وبعده. فذكرت ذلك لإبراهيم فغضب وقال رآه هو ولم يره ابن مسعود رضي الله عنه ولا أصحابه .
Нам рассказал Ахмад ибн Дауд, сказав: нам рассказал Мусаддад, сказав: нам рассказал Халид ибн Абдуллах , сказав: нам рассказал Хусайн со слов Амра ибн Мурры, как он сказал: Я вошел в масджид Хадрамаута, а там Алькама ибн Ваиль рассказывал со слов своего отца, что посланник Аллаха (ﷺ) поднимал обе руки до рукуъ и после рукуъ. Я упомянул об этом Ибрахиму и он разгневавшись сказал: Он видел, а что получается Ибн Масуд и его товарищи не видели что-ли?
Эти предания являются частью доказательств для тех (ученых ханафитского толка), кто придерживаются этого мнения (о том, что узаконен только первое поднимание рук в начале намаза). Их оппоненты (в основном шафиитского и ханбалитского толка) в ответ им говорят: «Те предания на эту тему, что передали мы (о подъеме руку до и после рукуъ) имеют достоверные иснады, прямые тексты и достигли таватура. Поэтому наше мнение предпочтительнее вашего».
Мы же в ответ им приведем в доказательство наши разъяснения, ин шаа Аллах. (Разберем все их предания по порядку).
Разъяснение преданий, которые оппоненты приводят себе в доказательство
1) Разъяснение хадиса от Али Сам хадис عن علي بن أبي طالب رضي الله عنه ، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه كان إذا قام إلى الصلاة المكتوبة كبر ورفع يديه حذو منكبيه ، ويصنع مثل ذلك إذا قضى قراءته إذا أراد أن يركع ، ويصنعه إذا فرغ ورفع من الركوع ، ولا يرفع يديه في شيء من صلاته وهو قاعد ، وإذا قام من السجدتين رفع يديه كذلك كبر
Нам рассказал Рабиъ аль-Муаззин, сказав: нам рассказал Уахб, сказав: Мне сообщил Абдур-Рахман ибн абиз-Зинад со слов Мусы ибн Укъбы, а тот со слов Абдуллаха ибн Фадля, а тот со слов Абдур-Рахмана аль-Аъраджа, а тот со слов Убайдуллаха ибн аби Рафиъ, а тот со слов Али ибн аби Талиба (رضي الله عنه), как тот передал о посланнике Аллаха (ﷺ), что, когда он совершал обязательный намаз, то делал такбир, поднимая две руки до уровня плеч. То же самое делал после того, как заканчивал чтение, когда собирался отправиться в рукуъ. То же самое делал, закончив рукуъ при выпрямлении из него. Но никогда не поднимал рук, будучи сидящим в намазе. Когда поднимался после двух саджд также поднимал две руки, принося такбир.
Возьмем первое предание, что мы привели в начале главы, переданное со слов Али от пророка (ﷺ), которое приводит Ибн абиз-Зинад. (От Али передается прямо противоположная практика:)
19) От Али
عاصم بن كليب ، عن أبيه أن عليا رضي الله عنه كان يرفع يديه في أول تكبيرة من الصلاة ، ثم لا يرفع بعد
Нам рассказал Абу Бакра, сказав: нам рассказал Абу Ахмад, сказав: нам рассказал Абу Бакр ан-Нахшали, сказав: нам рассказал Асъим ибн Куляйб со слов своего отца, что Али (رضي الله عنه) поднимал обе руки в начальном такбире намаза, и затем не поднимал после.
20) То же самое от Али
عن علي مثله
Нам рассказал Ибн аби Дауд, сказав: нам рассказал Ахмад ибн Юнус, сказав: нам рассказал Абу Бакр ан-Нахшали со слов Асъима, а тот со слов своего отца, который был одним из товарищей Али (رضي الله عنه), передал от Али то же самое.
Это предание со слов Асъима показывает, что в предании Ибн абиз-Зинада есть проблема. Есть две вероятности ее разрешения: Или недостоверен полностью сам хадис, или (основа хадиса есть, но) в хадисе вообще не упоминается про поднятие рук, как это и передается в других версиях этого же хадиса:
Нам рассказал Ибн Хузайма, сказав: нам рассказал Абдуллах ибн Раджа; а также по другой цепочке нам рассказал Ибн аби Дауд, сказав: нам рассказали Абдуллах ибн Салих и аль-Уахби, сказав: нам сообщил Абдуль-Азиз ибн Саляма со слов Абдуллаха ибн Фадля: и затем привели такой же по цепочке и тексту хадис, но нигде не упомянули про поднятие рук. И если это предание (без упоминания о подъеме рук) и есть установленная версия, а версия от Ибн абиз-Зинада ошибочна, тогда это ошибочное предание перестает быть для вас доказательством. Если же допустить, что версия предания от Ибн абиз-Зинада достоверна, то упоминание о подъеме рук будет дополнением к остальным версиям. Тогда получается, что Али оставил поднимание рук, хоть и видел, как пророк (ﷺ) поднимал их. Это можно объяснить только тем, что Али считал поднятие рук отмененным. В таком случае, если предание от Али достоверно, то это больше доказательство для тех, кто не считает нужным подъем рук.
2) Разъяснение хадиса от Ибн Умара Сам хадис عن جابر قال : رأيت سالم بن عبد الله رفع يديه حذاء منكبيه في الصلاة ثلاث مرار حين افتتح الصلاة وحين ركع ، وحين رفع رأسه . قال : جابر فسألت سالما عن ذلك فقال : سالم ( رأيت ابن عمر رضي الله عنهما يفعل ذلك ) وقال : ابن عمر رضي الله عنهما ( رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعل ذلك )
Нам рассказал Фахд, сказав: нам рассказал Али ибн Маъбад, сказав: нам рассказал Убайдуллах ибн Амр со слов Зейда, а тот со слов Джабира, как тот сказал: Я видел как Салим ибн Абдуллах поднимал три раза руки во время намаза: Когда начинал намаз, когда делал рукуъ и когда поднимал голову (из положения рукуъ). Джабир сказал: Я спросил об этом Салима, и он ответил: Я видел, что так делал Ибн Умар (رضي الله عنه) и он сказал: Я видел, что так делал посланник Аллаха (ﷺ).
Теперь возьмем хадис от Ибн Умара (رضي الله عنه). Он передал от пророка (ﷺ) то, что мы привели выше. Но от него также передается прямо противоположное этому:
21) От Ибн Умара:
عن مجاهد قال : صليت خلف ابن عمر رضي الله عنهما فلم يكن يرفع يديه إلا في التكبيرة الأولى من الصلاة
Нам рассказал Ибн аби Дауд, сказав: нам рассказал Ахмад ибн Юнус, сказав: нам рассказал Абу Бакр ибн Аййаш со слов Хусъайна, а тот со слов Муджахида, как он сказал: Я сделал намаз за Ибн Умаром (رضي الله عنه) и он нигде в намазе не поднял руки, кроме как в начальном такбире.
Это означает, что Ибн Умар видел, как пророк (ﷺ) поднимал руки, но затем после (смерти) пророка (ﷺ) он сам прекратил поднимать. Это возможно только если до него дошел довод и он посчитал отмененным то, что увидел от пророка (ﷺ).
Если же возразит возражающий и скажет: «Это – хадис мункар (отвергаемый, неприемлемый)», тогда мы ответим: «Почему ты так решил? Ты не сможешь найти этому никаких доказательств». Если же он скажет: «Тавус передает, что он видел Ибн Умара, как тот делал намаз соответственно тому, что передается от него о намазе пророка (ﷺ) на эту тему. Мы ответим так: Да, Тавус передал такое. Но Муджахид передал противоположное. Возможно, что Ибн Умар поднимал руки, как это и видел Тавус до того, как до Ибн Умара дошел довод об отмененности этого. Когда же до него дошел довод об отмене он оставил подъем рук и начал делать так, как это передал о нем Муджахид. Не следует отрицать никакое из этих преданий, заявляя об ошибке передатчиков. Нужно признать, что все это имело место, но истолковать так, как это сделали мы. Если мы будем так отвергать эти предания, тогда нам придется отвергнуть большинство преданий (и у нас ничего не останется на руках).
3) Разъяснение хадиса от Ваиля ибн Худжра Сам хадис عن وائل بن حجر قال رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم حين يكبر للصلاة وحين يرفع رأسه من الركوع يرفع يديه حيال أذنيه
Нам рассказал Абу Бакра, сказав: нам рассказал Муаммаль ибн Исмаиль, сказав: нам рассказал Суфян со слов Асиа ибн Куляйба, а тот со слов своего отца, а тот со слов Ваиля ибн Худжра, как он сказал: Я видел как посланник Аллаха (ﷺ) поднимал обе руки до ушей когда приносил такбир для (начала) намаза и когда поднимал голову из положения рукуъ.
Теперь перейдем к хадису от Ваиля. Мы передали, как Ибрахим противопоставил ему хадис от Ибн Масуда, который не увидел, как пророк (ﷺ) делал то, что передают о нем. Абдуллах ибн Масуд был более ранним сахабом и лучше понимал деяния пророка (ﷺ) чем Ваиль. Посланник Аллаха (ﷺ) хотел, чтобы в первых рядах позади него молились мухаджиры для того, чтобы они запоминали его действия в намазе (и передавали другим):
Нам рассказал Али ибн Маъбад, сказав: нам рассказал Абдуллах ибн Бакр, сказав: нам рассказал Хумайд со слов Анаса (رضي الله عنه), как он сказал:
عن أنس رضي الله عنه ، قال : { كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يحب أن يليه المهاجرون والأنصار ، ليحفظوا عنه
«Посланник Аллаха (ﷺ) хотел, чтобы в первых рядах позади него молились мухаджиры и ансар для того, чтобы они запоминали его действия в намазе (и передавали другим)». Также нам рассказал Абу Бакра, сказав: нам рассказал Абдуллах ибн Бакр и со своей цепочкой передал то же самое.
Сказал Абу Джафар: А также сказал посланник Аллаха (ﷺ): «Пускай за мной в первых рядах будут те из вас, кто достиг совершеннолетия и зрелости мысли»:
Нам рассказал Ибрахим ибн Марзук, сказав: нам рассказал Бишр ибн Умар, сказав: нам рассказал Шуъба, сказав: мне сообщил Сулейман, сказав: я слышал как Умара ибн Умайр рассказывал со слов Абу Маъмара, а тот со слов Абу Масуда аль-Ансари, как он сказал:
عن أبي مسعود الأنصاري ، قال : كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : ليليني منكم أولوا الأحلام والنهى ، ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم
Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Пускай за мной в первых рядах будут те из вас, кто достиг совершеннолетия и зрелости мысли. Затем (в следующих рядах) пусть идут те, кто после них (по зрелости). Затем пусть идут те, кто после них».
Также нам рассказал Абу Бакра и Ибн Марзук, сказав: нам рассказал Уахб ибн Джарир, сказав: нам рассказал Шуъба со слов Абу Хамзы, а тот со слов Ийяса ибн Катады, а тот со слов Кайса ибн Аббада, как он сказал: сказал мне Убайй ибн Каъб: сказал нам посланник Аллаха (ﷺ): «Будьте в намазе сразу позади меня в первом ряду».
Сказал Абу Джафар: Абдуллах ибн Масуд и был числа тех, кто приближен к пророку (ﷺ) для изучения действий пророка (ﷺ) в намазе, чтобы потом они могли обучать этому других людей. Поэтому то, что передано от него предпочтительнее чем передачи тех, кто находился дальше чем он в намазе.
Если они возразят нам, что мол то, что вы передаете от Ибрахима не имеет непрерывной связной цепочки (Ибрахим передает сразу напрямую от Ибн Масуда, не упоминая промежуточного звена). На что мы ответим: Ибрахим передавал от Ибн Масуда напрямую только тогда, когда предание от Ибн Масуда дошли до него таватуром и он был уверен в достоверности этого. Аъмаш как-то сказал Ибрахиму: «Когда ты рассказываешь мне, приводи цепочку передатчиков», на что Ибрахим ответил: Если я (упоминаю цепочку и) говорю: «Мне рассказал такой-то от Абдуллаха», то мне передал это только тот человек, которого я упомянул. А если я (не упоминаю цепочку и просто) говорю тебе: «Сказал Абдуллах», то знай, что я не говорю так пока мне не передаст это от Абдуллаха целая группа людей. Об этом нам рассказал Ибрахим ибн Марзук, сказав: нам рассказал, Абу Джафар сомневается, или Уахб или Бишр ибн Умар со слов Шуъбы, а тот со слов Аъмаша.
Сказал Абу Джафар: Таким образом Ибрахим сообщил нам, что его передача от Ибн Масуда напрямую, даже еще надежнее и достовернее чем передача от Ибн Масуда через конкретное упомянутое лицо. Но мы даже передали это и непрерывной цепочкой в предании от Абдур-Рахмана ибн аль-Асвада. Точно так же Абдуллах ибн Масуд поступал в остальных частях намаза:
22) Нам рассказал Ибн аби Дауд, сказав: нам рассказал Ахмад ибн Юнус, сказав: нам рассказал Абуль-Ахвас со слов Хусъайна, а тот от Ибрахима, как он сказал: Абдуллах нигде в намазе не поднимал руки, кроме как только вначале.
4) То же самое передается и от Умара ибн аль-Хаттаба (رضي الله عنه):
То же самое передается и от Умара ибн аль-Хаттаба (رضي الله عنه):
23) От Умара ибн аль-Хаттаба:
عن الأسود ، قال : رأيت عمر بن الخطاب رضي الله عنه يرفع يديه في أول تكبيرة ، ثم لا يعود ، قال : ورأيت إبراهيم ، والشعبي يفعلان ذلك
Нам рассказал Ибн аби Дауд, сказав: нам рассказал аль-Химани, сказав: нам рассказал Яхья ибн Адам со слов аль-Хасана ибн Айяша, а тот со слов Абдуль-Мелика ибн Абджара, а тот со слов Зубейра ибн Адий, а тот со слов Ибрахима, а тот со слов аль-Асвада, как он сказал: Я видел, как Умар ибн аль-Хаттаб (رضي الله عنه) поднимал обе руки при первом такбире, а затем не повторял. (Зубейр сказал:) Я также видел Ибрахима и аш-Шаъби и они поступали так же.
Сказал Абу Джафар: Вот смотрите Умар (رضي الله عنه) по этому хадису также не поднимал руки, кроме как в первом такбире. Это достоверный хадис. Хоть этот хадис и завязан на аль-Хасане ибн Айяше, но это надежный передатчик, чьи предания берутся в доказательства. Яхья ибн Маъин и другие тоже так сказали.
И теперь, можешь ли ты представить, что Умар ибн аль-Хаттаб не знал о поднятии рук в рукуъ и садждах пророком (ﷺ), а другие, кто ниже его по степени знали об этом. И как другие видели, что Умар делает не то, что он видел от посланника Аллаха (ﷺ), и не возразили ему. Такое невозможно. Тот факт, что Умар (رضي الله عنه) так поступал, а сподвижники посланника Аллаха (ﷺ) не возразили ему, ясное доказательство тому, что верным является не поднимать руки, и никто не имеет права поступать иначе.
5) Разъяснение хадиса от Абу Хурайры Сам хадис عن أبي هريرة رضي الله عنه { أن رسول الله صلى الله عليه وسلم ، كان يرفع يديه إذا افتتح الصلاة ، وحين يركع ، وحين يسجد
Нам рассказал Ибн аби Дауд , сказав: нам рассказал Саид ибн Мансур , сказав: нам рассказал Исмаиль ибн Айяш со слов Салиха ибн Кейсана, а тот со слов Аъраджа, а тот со слов Абу Хурайры (رضي الله عنه), что посланник Аллаха (ﷺ) поднимал обе руки когда начинал намаз когда отправлялся в рукуъ и когда отправлялся в саджду.
Теперь возьмем переданный на эту тему хадис от Абу Хурайры (رضي الله عنه) . Этот хадис передает Исмаиль ибн Айяш со слов Салиха ибн Кейсана. Наши оппоненты не берут во внимание и не считают доказательством предания Исмаиля если он передает их не от жителей Шама. Так как же они приводят оппоненту в доказательство то, что не приняли бы от оппонента сами, если бы он им это привел.
6) Разъяснение хадиса от Анаса ибн Малика
Что касается хадиса от Анаса ибн Малика (رضي الله عنه), то они утверждают, что это предание ошибочно, и что только Абдуль-Уаххаб ас-Сакафи доводит цепочку этого предания до посланника Аллаха (ﷺ). Хафизы останавливают цепочку на Анасе (رضي الله عنه).
7) Разъяснение хадиса от от Абу Хумайда ас-Саиди Сам хадис محمد بن عمرو بن عطاء قال : سمعت أبا حميد الساعدي في عشرة من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم ، أحدهم أبو قتادة قال : { قال أبو حميد أنا أعلمكم بصلاة النبي صلى الله عليه وسلم .قالوا لم ؟ فوالله ما كنت أكثرنا له تبعة ، ولا أقدمنا له صحبة فقال : بلى ، فقالوا فاعرض .قال كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا قام إلى الصلاة ، رفع يديه ، حتى يحاذي بهما منكبيه ، ثم يكبر ، ثم يقرأ ، ثم يكبر فيرفع يديه ، حتى يحاذي بهما منكبيه ، ثم يركع ، ثم يرفع رأسه فيقول سمع الله لمن حمده ثم يرفع يديه حتى يحاذي بهما منكبيه ثم يقول الله أكبر يهوي إلى الأرض ، فإذا قام من الركعتين كبر ، ورفع يديه ، حتى يحاذي بهما منكبيه ، ثم صنع مثل ذلك في بقية صلاته .قال : فقالوا جميعا صدقت ، هكذا كان يصلي
Нам рассказал Абу Бакра, сказав: нам рассказал Абу Асъим, сказав: нам рассказал Абдуль-Хамид ибн Джафар, сказав: нам рассказал Мухаммад ибн Амр ибн Ата, сказав: Я слышал, как Абу Хумайд ас-Саиди, находясь в компании десяти сахабов, среди которых был и Абу Катада, сказал: Я лучше вас знаю намаз пророка (ﷺ). Те возразили: почему это? Клянемся Аллахом, ты не больше нас следуешь за ним, и сподвижничество твое длится не больше нашего. Он ответил: Да, это так (но все же). Они сказали: Тогда расскажи нам (о его намазе и посмотрим, прав ли ты). Тот начал описывать: Когда посланник Аллаха (ﷺ) становился на намаз, он поднимал обе руки так, что они доходили до уровня его плеч, затем приносил такбир. Затем читал Коран, затем поднимая обе руки до уровня плеч, приносил такбир и шел в рукуъ. Затем поднимал голову из положения рукуъ и говорил: «Самиъаллааху лиман хамидах». Затем поднимал обе руки до уровня плеч, говорил «Аллааху акбар и опускался к земле (для саджды). Также вставая со второго ракята (на третий) тоже приносил такбир и поднимал обе руки до уровня плеч. Оставшуюся часть намаза делал таким же образом. Передатчик сказал: все сахабы подтвердили его, сказав: Ты прав, он так совершал намаз.
Теперь перейдем к хадису, что передал Абдуль-Хамид ибн Джафар (от Абу Хумайда ас-Саиди). Они сами считают Абдуль-Хамида слабым передатчиком и не принимают за доказательство его предания. Так как же они приводят подобное предание в доказательство. Кроме того, известно, что Мухаммад ибн Амр ибн Ата не слышал напрямую ни от Абу Хумайда ас-Саиди, ни от других, кто упоминается в этом хадисе. Между ними есть промежуточное звено – неизвестный передатчик. Аттаф ибн Халид передает этот хадис от него со слов какого-то человека (без упоминания имени). Ин шаа Аллаху Таъаля, я еще буду упоминать это в главе о сидении в намазе. В версии этого предания, которое передал Абу асъим, говорится: «все сахабы подтвердили его, сказав: Ты прав». Ни в какой версии это не приводится, кроме в версии от Абу Асъима.
Нам рассказал Али ибн Шейба, сказав: нам рассказал Яхья ибн Яхья, сказав: нам рассказал Хушайм; а также нам рассказал Ибн аби Имран, сказав: нам рассказал Аль-Каварири, сказав: нам рассказал Яхья ибн Саид, как они двое сказали: нам рассказал Абдуль-Хамид, и они привели это предание с его цепочкой, но не упомянули слова «все сахабы подтвердили его, сказав: Ты прав». Значит это сказал не Абдуль-Хамид, а кто то другой. Мы об этом говорили в главе о сидении в намазе.
Итак, тщательный анализ и разбор сути и источников этих преданий приводит только к одному выводу: поднимать руки в рукуъ не следует. Таков итог этой главы с точки зрения анализа преданий.
Сказал Абу Джафар:Я не задавался здесь целью доказать некомпетентность кого-либо из ученых, да это и не в моем обычае этим заниматься. Я просто хотел показать, как несправедливы к нам (ханафитским ученым) оппоненты (когда говорят, что мы ни на что не опираемся и отвергаем хадисы). Мы уже провели анализ с точки зрения исследования преданий, теперь проанализируем эту тему с точки зрения логического рассуждения:
Доказательство логическим рассуждением:
Ученые единогласны в том, что необходимо поднимать обе руки при начальном такбире, и не следует поднимать при такбире между двумя садждами. Но они разногласят в суждении подъема в такбире вставания (на ноги после саджды) и такбире рукуъ. Одни сказали, что эти такбиры такие же как и начальный такбир, поэтому и подъем рук в них так же узаконен как и в первом такбире. Другие же сказали, что эти такбиры такие же как такбир между садждами и в них не узаконен подъем рук, как он не узаконен в такбире между садждами. Но мы видим, что начальный такбир из основы намаза и что намаз недействителен без него, а такбир между садждами не таков потому, что кто не совершит этот такбир его намаз не портится. Теперь посмотрим на такбир вставания и такбиры при рукуъ. Они не являются основой намаза потому, что намаз не портится если оставить их выполнение. Эти такбиры являются такими же суннами намаза, как и такбир между двумя садждами. А значит они подобны такбиру между двумя садждами. Это подобие распространится и на узаконенность подъема рук в них. То есть как не следует поднимать руки в такбире между двумя садждами, так же не следует поднимать руки и во время такбиров при вставании и рукуъ.
Это был логический анализ этой темы. Этого же мнения придерживается Абу Ханифа, Абу Юсуф и имам Мухаммад (да смилуется над ними Аллах):
أبو بكر بن عياش قال : ما رأيت فقيها قط يفعله ، يرفع يديه في غير التكبيرة الأولى
24) Мне рассказал Ибн аби Дауд, сказав: нам рассказал Ахмад ибн Юсуф, сказав: нам рассказал Абу Бакр ибн Айяш, как он сказал: Я не видел такого знатока шариатского права, который поднимал бы руки в каком-нибудь месте намаза, кроме как в начальном такбире.
«Маъани аль Асар» Имама Ат-Тахави (رحمه الله). Глава: о поднятии рук во время такбиров при поясном поклоне.
Слова ученых об имаме ат-Тахави (радыяЛлаху анх)
Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи в книге «аль-Мунтазам» (т. 6, стр. 250) говорит: «Он обладал проницательностью и умом, знанием фикха, был достойным доверия в передаче хадисов, красиво сложен, и все говорили о его достоинствах, правдивости, довольстве малым и скромности».
Ибн Касир в «Аль-Бидая ва-н-нихая» (т. 11, стр. 187) говорит о нём: «Факих ханафитского мазхаба, автор ряда полезных произведений, один из точнейших передатчиков хадисов, обладал исключительной памятью».
Ас-Суюти в «Табакат аль-хуффаз» (стр. 337) пишет: «Имам, авторитетный ученый и знаток хадисов, автор уникальных трудов, факих, подобных которому больше не было».
Биография имама ат-Тахави http://al-isnad.kz/uchenye-nasledniki-prorokov/zhizn-i-trudy-imama-tahavi.html
Разбор данного вопроса именно имамом ат-Тахави, должен вызывать наибольший интерес у тех, кто любит говорить, что до ханафитов не дошли некоторые хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В силу того, что имам Ат-Тахави в начале своего пути был шафиитом и просто не мог не знать хадисов на которые ссылаются Шафииты. Напротив он их знал, так же как до него о них знал имам Абу Ханифа, но у них были и другие хадисы на эту тему, которые были причиной их решения по данному вопросу.
Ценнейший материал машаАллах! Перевели бы всю книгу вообще хорошо было бы.
Мааа ша Аллах как подробно.
Альхамдулиллях
Где можно найти перевод этого вопроса рафъ ядейн из шарха Бадруддин аль Ъайни на сахих Бухари?
Я думаю что если перевести подробные шархи ханафитов на сахихи Бухари и Муслима то у безмазхабников не осталось бы что добавить, кроме обычного для них тадлиса. Пусть поведет Аллах нас прямым путем! Аминь!
Хвала Аллаху который послал пророков и создал ученых которые разъясняют нам их учения, со всеми подробностями.
Второй пример: хадис о покашливании Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или тасбихе (восхвалении Аллаха) в намазе, когда Али, да будет Аллах им доволен, попросил разрешения войти[1].
Передатчики этого хадиса разошлись во мнениях, было это слово «покашливание» или «тасбих».
Хадис можно найти в сборнике ан-Насаи и Ибн Хузеймы[2], который назвал главу «Облегчение в виде покашливания, если это слово, насчет которого есть расхождения, достоверно». Более подробно можно прочитать в «Хашия ас-Синди» к сборнику ан-Насаи и в книге «Ат-Талхыс аль-хабир»[3], и кажется, что в копии сборника ан-Насаи, которой обладал Ибн Хаджар, было сказано «совершил тасбих».
По этой причине возникло и расхождение в решениях фикха. В мазхабе имама Ахмада: произнесение тасбиха с целью дать понять, что ты совершаешь намаз, не влияет на его действительность. Что же касается покашливания, то в мазхабе есть мнение, что это нарушает намаз. Однако поздние ханбалиты вынесли решение, что это нежелательно, поскольку есть расхождения, действителен намаз или нет[4].
В шафиитском мазхабе тасбих не нарушает намаз никогда. И есть сильное мнение, что намаз нарушается покашливанием, если в результате его проявились две буквы, как сказано в «Аль-Маджмуʼ»[5].
Что касается ханафитов, то и у них тасбих не нарушает намаз, а покашливание без необходимости нарушает намаз. Необходимость может возникнуть для улучшения голоса для чтения или для оповещения, что человек совершает намаз[6].
Третий пример: аль-Бухари[7] и другие передали от Ибн Аби Зиъба от аз-Зухри от Саʼида ибн аль-Мусайиба от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда услышите икамат, идите на намаз со спокойствием и достоинством, не торопясь. И совершите то, что застанете, и завершите то, что пропустили».
И Абдур-Раззак передал в «Аль-Мусаннаф», и от него – имам Ахмад в «Аль-Муснад» от Муʼмара, а также аль-Хамиди в «Аль-Муснад» от Ибн ʼУейны, и они оба – от аз-Зухри, который передает от Саʼида ибн аль-Мусайиба этот хадис от Абу Хурайры со словами «восполните то, что пропустили»[8].
Также в «Муснаде» передается от Анаса с иснадом от Абу Хурайры до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (хадис марфуʼ): «Пусть восполнит то, что пропустил». То же у Абу ʼАуаны[9].
Расхождение в данном случае небольшое и касается единственного слова: «завершите» или «восполните», – однако из этого вытекает важное разногласие в решениях фикха.
Суть вопроса такова: если молящийся присоединился к коллективному намазу в четвертом ракаате, как ему восполнять три предыдущих ракаата, которые он пропустил?
Из смысла первой версии хадиса («завершите») вытекает то, что молящийся считает четвертый ракаат, совершенный им за имамом, своим первым ракаатом, и после саляма имама он встает и выполняет второй ракаат, поскольку он «завершает» свой намаз. Он читает в своем втором ракаате суру «Аль-Фатиха» и другую суру и не читает вступительное дуа, то есть читает все то, что нужно читать во втором ракаате намаза, если бы он совершал его в одиночку. Закончив таким образом второй ракаат, он садится и читает ташаххуд, после чего встает и завершает намаз, выполнив оставшиеся два ракаата, читая в них только суру «Аль-Фатиха». И это мазхаб группы ученых, среди которых – имам аш-Шафии, да будет Аллах им доволен.
Из смысла же второй версии хадиса («восполните») следует то, что молящийся считает четвертый ракаат, совершенный им за имамом, своим четвертым ракаатом. И после саляма имама он встает и совершает первый ракаат своего намаза, поскольку он «восполняет» то, что пропустил. Он читает в нем вступительное дуа, суру «Аль-Фатиха» и другую суру, как бы он читал в первом ракаате намаза, если бы совершал его в одиночку. Однако после этого ракаата он, тем не менее, садится и читает ташаххуд. Затем он встает и читает «Аль-Фатиху» и другую суру, а в своем последнем ракаате читает только «Фатиху». И это мазхаб группы ученых, среди которых ханафиты. И это практика смыслов обеих версий: в плане чтения сур это восполнение, а в плане сидений (для чтения ташаххуда) это завершение[10].
______________________________
[1] Передают со слов Али: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил мне навещать его дважды: вечером и днем. Если же я приходил к нему, когда он совершал намаз, то он покашливал, давая мне знать о себе». Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа (Булюг аль-Марам, 221). И в другой версии этого хадиса вместо «покашливал» сказано «совершал тасбих» (Субуль ас-салям). Прим. пер.
[2] Ан-Насаи (Ас-Сугра), т. 3, с. 12 (1211-1213). Ибн Хузейма, т. 2, с. 54 (902 – 904). «Ат-Талхыс аль-хабир», т. 1, с. 283.
[3] Имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни. Прим. пер.
[4] «Аль-Мугни», т. 1, с. 706-707. «Шарх мунтаха аль-ирадат», т. 1, с. 201.
[5] Т. 4, с. 10, 21.
[6] См. «Хашия Ибн Абидин», т. 1, с. 416. Также следует обратить там внимание на цитату выдающегося факиха Ибн Амира Хаджа из «Хальба аль-Маджали».
[7] Т. 2, с. 117 (636).
[8] «Аль-Мусаннаф», т. 2, с. 287 (3399). «Аль-Муснад» имама Ахмада, т. 2, с. 270. Аль-Хамиди, т. 2, с. 418 (935).
[9] «Аль-Муснад», т. 3, с. 243, 252. «Сахих» Абу ʼАуаны, т. 2, с. 109.
[10] См. остальные хукмы, вытекающие из этого разногласия в версиях хадиса, в «Аль-Бахр ар-раик» (т. 1, с. 400 – 403) и в «Хашия Ибн Абидин» (т. 1, с. 596).
Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Azan.kz
P.S. Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz
То есть наука аль Фикх это вам не две книжки прочитать и понять кто из ученых где ошибся!
Часто книги по фикху с доказательствами представляют из себя многотомные (десятки томов) сочинения, где подробно разбирается каждый вопрос. И поэтому в наших книгах по мазхабу как правило пишется только решение относительно той или иной вещи, но не пишется доказательство, так как во первых, это облегчает чтение, для простых мусульман, во-вторых, простым мусульманам не имеющим достаточных знаний в этих вопросах все равно не разобраться во всех подробностях того, или иного вопроса. Поэтому ученые приводят аят из Корана «Спрашивайте обладателей знания, если сами не знаете» как доказательство на дозволенность и желательность подобного метода изложения.
ма шаАллаах братья
а) «Шарх Мухтасар ат-Тахави» имама Джассаса — прекрасная книга, в которой автор разъясняет «Мухтасар» имама Тахави и дает далили из Корана, хадисов и асаров сахабов по каждому правилу. Эта книга считается очень достоверной в ханафитском мазхабе и была написана ученым из числа мутакаддимун (ученых мазхаба прежних времен).
б) «И’ляа’ус Сунан» написана блистательным алламой Зафаром Ахмедом Усмани. Эта книга — настоящий шедевр, доказывающий правила ханафитского мазхаба на основе хадисов, а также очень подробно объясняющая достоверность самих хадисов.
в) «Бадаи’ус Санаии» — книга по ханафитскому мазхабу, которую очень легко читать. В ней автор после указания каждого правила приводит накли далиль (далиль из Корана и Сунны), затем акли далиль (логический довод).
г) «Фатхуль Кадир» — комментарий к «Аль-Хидоя» алламы Маргинани. Автор данного комментария — великий ученый Ибнуль Хумам. В данной книге приводятся хадисы и аяты для доказательства ряда маса’илей.
д) «Насбур Раях» — книга, составленная алламой Зайляи на основе «Хидоя». Каждый хадис, упомянутый в «Хидоя», был детально рассмотрен алламой Зайляи для определения его достоверности или слабости. Устаз наших устазов, шейх, мухаддис Мухаммад Аувамах (хафизахуллах) написал к данной книге подстрочные комментарии и опубликовал ее.
АсСаламу Алейкум. Братья, можно источник, из какой книги и страницу.ДжазакаЛлах
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух. Маъани аль Асар Имама Ат-Тахави рахимахуЛлах.Глава: о поднятии рук во время такбиров при поясном поклоне. Фа анта джазакаЛлаху хайран.
Сказал Абу Джафар Ат-Тахави: Я не задавался здесь целью доказать некомпетентность кого-либо из ученых, да это и не в моем обычае этим заниматься. Я просто хотел показать, как несправедливы к нам (ханафитским ученым) оппоненты (когда говорят, что мы ни на что не опираемся и отвергаем хадисы).
а мне говорили раньше, что на это абсолютно никаких доказательств нет))
Оказывается есть
Если бы на это не было бы доказательств, ханафиты не делали бы это.
Ассаламу алейкум. До этого мы немного затрагивали тему о том к кому были обращены слова «Когда хадис достоверен — это мой мазхаб». ИншааАллах, сегодня возьмем чуть шире т.к. в интернет пространстве ходят темы с заголовком «Манхадж Абу Ханифы» и тому подобное, всякое пафосное… Вот! Приемущество копипастинга (анг. copy paste). Столько тем наплодили и всего то: CTRL-C, CTRL-V
Оговоримся. Отнюдь не из сторонников мульти-фанатизма за мазхабами или каким либо одним ученым. Конечно, нужно очищать. Да, много наслоении. Ну так давайте и начнем, но предварительно взяв фундаменталные основы. Все вместе аккуратно приведем доводы, что это не так, в мазхабе имама такое порицается, того то нет, давайте введем одобряемое, распространним сунну и.т.д. т.е. те темы, которые не относятся к иджтихаду Имамов первых поколении или те из них, которые «исковерканы». Какие плюсы? Возьмем основы Ислама в которых баракат, на практике научимя сунне, но что более всего волнует — не будем приставать к молодым, к пожилым прихожанам мечети с вопросом как правильно сидеть на намазе, а как не правильно, где руки держать при кияме по сунне, а где не по сунне и тому подобное.
Мне не станет особо холодно, если Вы брат [сестра] следуете за «достоверным хадисом» и не придерживаетесь фетвам 4-х суннитских правовых школ.
Говорите «аминь» вслух или про себя, поднимаете руки до руку и после, поднимаете их между суджудами (да, было и такое.. а что стало? мансух, отмененное положение). Ваше дело. Знаете, это даже не проблема, проблема начинается тогда, когда свое понимание фикха (которое не восходит к первым 3-м векам вниз по цепочке) «толкают» в головы молодых прихожан мечетей, которых часто ловишь в состоянии конфуза, поникнутых, отчаяных. «Тот это не делал; это даиф; я тебе говорю от пророка, а ты от имама; Абу Ханифа (Шафии..) сказал «когда хадис достоверен — мой мазхаб», ты не следуешь этому…»
Кстати о последнем и поговорим: О чем было сказано, как сказано, кому сказано. Приведем цитаты больших ученых.
Великий ученый, мухаддис, муфассир, факих. Человек, которого называют одним из обновителей своего столетия — имам ан-Навави (рахимахуллах) о словах имама аш-Шафии «Когда хадис достоверен — это мой мазхаб»:
وهذا الذي قاله الشافعي ليس معناه أنَّ كلَّ أحدٍ رأى حديثًا صحيحًا قال: هذا مذهبُ الشافعي وعمِل بظاهره. وإنما هذا فيمن له رُتْبةُ الاجتهادِ في المذهب على ما تقدَّم مِن صفته أو قريب منه, وشرطُه: أن يغلِبَ على ظنِّه أنَّ الشافعي — رحمه الله — لم يقفْ على هذا الحديث أو لم يعلَمْ صحتَه, وهذا إنما يكون بعد مطالعةِ كتبِ الشافعي كلِّها ونحوها منِ كتبِ أصحابه الآخذين عنه وما أشبهَها. وهذا شرطٌ صعبٌ قلَّ مَن يتَّصفُ به, وإنما اشترطوا ما ذكرنا لأنَّ الشافعي — رحمه الله — ترَك العملَ بظاهرِ أحاديثٍ كثيرةٍ رآها وعلِمها, لكنْ قامَ الدليلُ عنده على طعنٍ فيها, أو نسخِها أو تخصيصِها, أو تأويلِها أو نحوِ ذلك
«То, что говорит Аш Шафии не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, имеет право говорить: «Это мазхаб Аш Шафии» — и следовать за явным внешним смыслом хадиса. Однако, это только для того, кто достиг степени идтихада в мазхабе, с соответствующими сифатами или к учёным близкого уровня. И условие этого: Он (человек достигший степени муджтахида в мазхабе или близкий к этому) должен считать, что аш-Шафии (рахимахуллах) не знал этого хадиса, или не знал его достоверность, а это достигается (лишь) после изучения всех книг аш-Шафии и книг его сподвижников, которые получили (знания) от него и анологичных трудов. И эти условия очень сложные и редко кто им соответствует, и (ученые) поставили условия о которых мы упомянули, потому что аш-Шафии (рахимахуллах) оставлял действия (соответствующие) явному смыслу многих хадисов, которые он видел и о которых знал, однако у него был довод на не их действительность (т.е. видел проблемы в этих хадисах, то что мешает использовать его и практиковать) или же они отмененные, или имеет частный смысл, или толкуются по другому и тому подобное…
(Аль Маджму: 1/105)
Большой алим ханафитов ибн Абидин приводит в своем Радд аль-Мухтар (1/167):
صحَّ عنه أنه قال : إذا صحَّ الحديثُ فهو مذهبي . وقد حكى ذلك ابنُ عبدِ البرِّ عن أبي حنيفة وغيرِه من الأئمة . ا هـ . ونقَله أيضًا الإمامُ الشَّعْراني عن الأئمةِ الأربعةِ . ولا يخفى أن ذلك لمن كان أهلاً للنَّظَر في النصوصِ ومعرفةِ محكمها مِن منسوخها ، فإذا نظَر أهلُ المذهبِ في الدليلِ وعمِلوا به صحَّ نِسْبتُه إلى المذهبِ لكونه صادرًا بإذنِ صاحبِ المذهبِ ، إذ لا شكَّ أنه لو علِم ضعْفَ دليلِه رجَع عنه واتّبعَ الدليلَ الأقوى
Достоверно, что (Абу Ханифа) сказал: «Когда хадис достоверный — это мой мазхаб». Передал это ибн Абдуль Барр от Абу Ханифы и других из числа имамов. Также передал аш-Ша’рани от 4-х имамов. И не секрет (т.е. само собой разумеется), что это (эти слова) для тех, кто является из числа тех кто рассматривает (имеет право рассматривать) нусусы (шариатские тексты) и знает (чем отличается) мухкам (ясные утвержденные) от мансуха (отмененного). Когда Ахлу Мазхаб рассмотрит доводы и будет поступать в соответствии с ним, то будет правильно относить его (положение) к мазхабу, потому что это с дозволения Имама Мазхаба.
Шамсуддин Аз Захаби в книге «Сияру Алямин Нубаля» (673-748 х/1274-1348 м) в главе об Ад Дараки:
الدارَكي عبد العزيز بن عبد الله بن محمد
قال ابنُ خَلِّكان:كان يُتَّهم بالاعتزال، وكان رُبَّما يَختار في الفتوى، فيقال له في ذلك، فيقول:ويْحَكُم! حدَّث فلانٌ عن فلانٍ، عن رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — بكذا وكذا، والأخذُ بالحديث أولى مِن الأخذِ بقولِ الشافعيِّ وأبي حنيفةَ.
قلتُ:هذا جيدٌ، لكن بشرطِ أن يكونَ قد قال بذلك الحديثِ إمامٌ مِن نُظراءِ الإماميْن مثلُ مالكٍ، أو سفيانَ، أو الأوْزاعيِّ، وبأن يكونَ الحديثُ ثابتاً سالماً مِن علةٍ، وبأن لا يكونَ حجةُ أبي حنيفةَ والشافعيِّ حديثاً صحيحاً مُعارضاً للآخَر.
أما مَن أخَذ بحديثٍ صحيحٍ وقد تنكَّبه سائرُ أئمةِ الاجتهاد، فلا، كخبرِ: فَإِنْ شَرِبَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ، وكحديثِ لَعَنَ اللهُ السَّارِقَ، يَسْرِقُ البَيْضَةَ، فَتُقْطَعُ يَدُهُ
«293 – Ад Дараки Абдуль Азиз бин Абдиллах бин Мухаммад
…Сказал Ибну Халликан: Он был обвинен в иътизале (мнениях муътазилитов). Иногда он выбирал фатвы (против мнения Имамов). Сделали ему замечание, на что он ответил: «Горе вам! Передал такой-то от такого, а он от Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, так то и так то. И брать хадис лучше, чем брать мнения Шафии и Абу Ханифы».
(Я Захаби) скажу: Это красиво, но с условиями:
1. Делал амаль/действие в соответствии с этим хадисом (какой-то) имам, который на уровне этих двух Имамов (Шафии и Абу Ханифа), как Малик, Суфьян или Авзаи.
2. Хадис должен быть надежным и без какой-то проблемы (илля)
3. Чтобы не было у Абу Ханифы и Шафии достоверного хадиса, который противоречит другому.
А если кто-то берет достоверный хадис в, то время когда Имамы иджтихада не поступали в соответствии с этим хадисом, то этого (делать) нельзя. Как эти два хадиса:
«Если будет пить в четвертый раз, то убейте его» и «Пусть проклянет Аллах вора. Ворует яйцо и в итоге ему отрубают руку»» (Сияру Алямин Нубаля: 16/404-405)
Сказал великий ученый усуля Абу Исхак Аш Шатыби (ум. 790 х/1388 м) в книге «Аль Иътисам»:
والرابع : أن كلَّ راسخٍ لا يَبتدع أبداً ، وإنما يَقعُ الابتداعُ ممن لم يتمكّنْ مِن العلم الذي ابتدعَ فيه ، حسبما دلَّ عليه الحديثُ ويأتي تقريرُه بحول الله ، فإنما يُؤتى الناسُ من قِبَلِ جُهَّالهم الذين يُحسبون أنهم علماءُ ، وإذا كان كذلك فاجتهادُ من اجتهدَ منهيٌ عنه إذ لم يَستكملْ شروطَ الاجتهاد ، فهو على أصل العموميّة ، ولمَّا كان العامي حراماً عليه النَّظَرُ في الأدلة والاستنباطُ ، كان المُخضرَمُ الذي بقي عليه كثيرٌ من الجهلات مثلُه في تحريم الاستنباط والنظرِ المعمولِ به ، فإذا أقدمَ على محرَّم عليه كان آثماً بإطلاق
وبهذه الأوجهِ الأخيرةِ ظهَر وجهُ تأثيمه وتبيَّن الفرقُ بينه وبين المجتهدِ المخطىءِ في اجتهاده
«Никакой Расих (углубленный в науках) никогда не введет бидъа. Выдумывание бидъата бывает у тех, кто не владеет наукой, в которой выдумал бидъа, как на это указывает хадис и придет его решение с помощью Аллаха.
Люди вовлекутся (в бидъаты, исходящие) со стороны джахилей, которые считаются учеными. Так как положение таково, что иджтихад того, кто делает иджтихад (не являясь муджтахидом) является запретным/недозволенным. Потому что у него нет полных условий иджтихада и он является простым человеком.
Если простому человеку не дозволено назар (подробный просмотр доводов с целью выведения хукма) и истинбат (выведение хукма из них), то мухадрам (человек который некоторое время жил в джахилии) у которого остались много остатков джахилии, таков же (как и простой человек) в запретности истинбата и назара в соответствии с которым делается амаль/действие.
И когда (кто то) пытается сделать вещь которая ему запрещена, то (он) станет грешником в абсолютном смысле. Этими вещами выяснилась причина его греха и стало понятным отличие[1] между ним и муджтахидом который ошибся в иджтихаде». (Аль Иътисам: 1/246)
Думаю достаточно. Как мы знаем, разночтения в мазхабах существовали всегда и берут они свое начало еще со времен сподвижников. И в этом в принципе нет проблем, важно чтобы сердца у нас были едины. Так мы знаем, что в своем итжтихаде имам Абу Ханифа чаще опирался на мнения Ибн Мас’уда и Али ибн аби Талиба, в свою очередь имам Малик опирался на фетвы ибн Умара и Зайда б. Сабита. И это ответ тем, кто всячески отрицают «таклид» (нет, не слепое следование) в Исламе.
ИншааАллах, приведем пример из жизни имама Малика из книги имама аз-Захаби Сияр Алям ан-Нубаля (11/177) и подкрепим его высказванием имама Ахмада б. Ханбаля. Приводит аз-Захаби:
إسماعيل بن بنت السدي قال كنت في مجلس مالك فسئل عن فريضة فأجاب بقول زيد فقلت ما قال فيها علي وابن مسعود رضي الله عنهما فأومأ إلى حجبة فلما هموا بي عدوت وأعجزتهم فقالوا ما نصنع بكتبه ومحبرته فقال اطلبوه برفق فجاؤوا إلي فجئت معهم فقال مالك من اين انت قلت من الكوفة قال فأين خلفت الادب فقلت انما ذاكرتك لاستفيد فقال ان عليا وعبد الله لا ينكر فضلهما وأهل بلدنا على قول زيد بن ثابت واذا كنت بين قوم فلا تبدأهم بما لا يعرفون فيبدأك منهم ما تكره
Рассказывает Исма’ил Ибн Бинт ас-Судди.
Однажды я находился в маджлисе Малика. Я задал ему вопрос о наследстве, на что он ответил, приведя мнение Зайда [Ибн Сабита]. Я спросил его: “А что про это говорят ‘Али и Ибн Мас’уд, радый Аллаху ‘анхума?”
Имам Малик подал знак охранникам мечети, которые вошли после меня, однако я оказался проворнее их и убежал, оставив свои принадлежности. Охранники спросили: “Что нам делать с его пером и книгами, которые он оставил?” Имам Малик сказал: “Найдите его и попросите придти сюда. Будьте мягки с ним.”
После того, как я вернулся, Малик спросил меня: “Откуда ты?”
— Из Куфы, — ответил я.
— А где же ты оставил свой адаб?
— Я всего лишь задал вопрос, желая извлечь пользу.
Малик сказал: “Никто не отрицает достоинства ‘Али и ‘Абдуллаха [Ибн Мас’уда], но люди нашей земли придерживаются мнения Зайда Ибн Сабита. Когда ты находишься среди людей, и ты приходишь с чем-либо, что им не известно, они ответят тебе тем, что не понравится уже тебе.”
Имам Ахмад:
واعلم أن الدين إنما هو التقليد والتقليد لأصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم
Знай, что поистине религия — это таклид. Таклид за сподвижниками посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم)
(Табакат аль-Ханабиля, Кади Абу Я’ля)
قال حدثنا هارون بن علي المقري قال حدثنا محمد بن عبدالرحمن الصيرفي قال قلت لأحمد بن حنبل إذا اختلف أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم في مسئلة هل يجوز نلا أن ننظر في أقوالهم لنعلم مع من الصواب منهم فنتبعه فقال لي لا يجوز النظر بين أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت كيف الوجه في ذلك قال تقلد أيهم أحببت
( ابن عبد البر جامع بيان العلم وفضله )
Передается, что Мухаммада б. Абдуррахмана ас-Сайрафи сказал: Я сказал Ахмаду б. Ханбалю, когда разногласят сподвижнии посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم ) в каком то деле, то доспустимо ли нам смотреть на их слова для того чтобы узнать с кем же из них правда и следовать за этим. Он сказал нам: Не позволительно рассматривать (досл. смотреть) между сподвижниками посланника Аллаха (عليه وسلم). Я сказал: Как поступить в таком случае? Он сказал: Следуй (юкаллиду) за тем из них за кем пожелаешь (ахбабта).
(Ибн Абдуль Барр, Джами Баян аль-Ильм)
Заметка: Некоторые цитаты и переводы были взяты с темы сайта Аль-Фатава. Выражаю благодарность администраторам и модераторам форума
Джазакаллаху хайран вам за этот сайт я очень много нашла для себя здесь. Это помогло мне определиться а то все по разному говорят, и нету здесь злых статей как на некоторых сайтах этот кафир тот кафир..когда читаешь такое иман падает и сомнения приходят..как вообще человек может верить что Аллах любит зло и ненависть ко всем. Это же не Ислам почему они так пишут? ??
На самом деле все притензии к мазхабу нашему только из за того что те от кого эти притензии исходят не образованные люди которые не знают наших доказательств и которым еще учится и учится. В нашей стране ханафитский мазхаб и хвала Аллаху за это!
Надо побольше материала от этого великого имама алима факыха мухаддиса выставлять. Что бы люди знали почему они делают именно, так, а не иначе. Джазакумуллаху хайран!
Не для кого не секрет что ханафитский фикх это самый сильный фикх основанный на доказательствах.
Такие ученые как Абу Ханифа имам Абу Юсуф имам Мухаммад имам Тахави никогда не говорили в религии без доказательств, книга имама Тахави Маъани ль асар прекрасное тому доказательство
Хотел сестре ответить а там пишут ошибка… в общем надо знать что иногда в ислам заходят злые люди и потом свою злость выдают за Ислам и неперорачивают книги в поисках того что можно растолковать в их пользу хотя Ислам это религия добра и милости ко всем творениям Аллаха
На русском есть книга «Намаз Посланника Аллаха» по ханафи мазхабу с доказательствами. Очень интересная всем советую.
Берик брат а где можно приобрести эту книгу? Только не в электронном формате а в реале ..можно заказать или как
Сильная работа
Салям алейкум. Вот на этом сайте перевод
Шарх мухтасар тахави джассаса и мабсут сарахси.
http://mazhabhanafi.com
ما شاء الله!
Сильно альхамдули-ллях.
Посмотрите на слова имама Тахави:Я не задавался здесь целью доказать некомпетентность кого-либо из ученых, да это и не в моем обычае этим заниматься.
Какой адаб!Где этот адаб оставили эти грубые современнын шейхи неджда?
Такими были наши ученые, высокого нрава и широкой души
БаракаЛлаху фикум братья хорошая работа.
Маша Аллах, хорошая статья. Баракаллах
Пишите побольше таких, что бы ханафиты знали силу своего мазхаба с точки зрения Сунны
Умар, видимо они шейхи по возрасту, а не по знанию и религии, вот и оставили свой адаб где-то. У настоящих учёных такого не встретишь. Не зря до нас дошли их труды, значит было в них добро, а те о ком ты говоришь, будут скорее всего забыты в ближайшее время иншаАллах
Ханафитами же важно знать доказательства своего мазхаба, что бы недоброжелатели и громкоголосые невежды не усыпили их бдительность манипулируя неосведомленностью.