Слово «фикх» в арабском языке означает «понимание», но не любое понимание, а только глубокое, связанное с тонкостями и сложностями предмета изучения. Например, знание о том, что небо находится над землей нельзя назвать «фикхом». Также и знание об обязательности пятикратного намаза или запретности прелюбодения не будут являться в этом смысле «фикхом», поскольку известны всем мусульманам, и никто из них эти положения религии не оспаривает. А вот каково положение намаза витр: он обязателен или желателен? Выплачивается ли закят с лошадей или меда? Можно ли заключать брак без согласия опекуна? Подобные вопросы будут «фикхом», поскольку для ответа на них ученым пришлось изучить различные противоречивые доводы, проанализировать их и прийти к определенным выводам.
Но чье понимание Корана и Сунны будет фикхом? Наше с вами? Ученых-современников? Нет, мы должны следовать за пониманием ученых-муджтахидов. Иджтихад — это определенный и очень высокий уровень знаний, можно даже сказать, что это степень духовного и интеллектуального совершенства ученого, которая дает ему право выносить решения напрямую из Корана и хадисов. Не так много ученых даже в первые века Ислама — время его расцвета — имели подобный уровень. Что уж говорить о наших современниках.
В наше время существуют четыре правовых школы — мазхаба — признанные в нашей умме: это мазхабы Абу Ханифы, аш-Шафии, Малика и Ахмада. И тот, кто — как мы — не достигли степени иджтихада, обязаны выбрать один из этих четырех мазхабов и следовать за ним. Все они истинные, суннитские, можно придерживаться любого из них и быть на верном пути. Эти вопросы разбираются в специальных книгах и статьях, часть из которых доступна на русском языке.
Как же выбрать мазхаб и того ученого, за которым следовать? Проще всего выбрать тот мазхаб, который распространен в местности, где вы проживаете. Так вы будете с общиной, с большинством мусульман и не выделитесь из их числа, рискуя вызвать непонимание окружающих. Если же в вашей местности практикуется несколько мазхабов (или не практикуется ни один, как, к сожалению, бывает в некоторых уголках бывшего СССР), то можно выбрать тот, который доступнее для изучения: больше ученых, книг, уроков и т. д. Неважно из какого принципа в выборе мазхаба вы исходите, важно, чтобы этот выбор был сделан ради Аллаха, а не с намерением выделиться, внести раскол в ряды мусульман и тому подобное. Вряд ли будет уместно придерживаться ханбалитского или маликитского мазхаба, скажем, в Казахстане.
Но вернемся к фикху как науке. Ученые дают такое ее определение: «наука о практикуемых шариатских решениях, полученных из конкретных доказательств».
«Практикуемых» означает, что наука фикх не изучает те шариатские решения, которые связаны с убеждениями. Ими занимается наука акыда. Область фикха — это практика: поклонение, совершаемое телом и имуществом, имущественные отношения, брак, судейство и так далее, о чем подробнее скажем дальше.
«Шариатские решения» — по-арабски «хукмы» — это прежде всего следующие пять:
1. обязательное (фард и ваджиб)
2.желательное (сунна, мандуб, мустахабб)
3.допустимое (мубах)
4.нежелательное (макрух)
5.запретное (харам).
Сами они — их виды, определения и следствия — изучает наука усуль аль-фикх, о котрой мы говорили раньше. Фикх же — это решение имама муджтахида о том, что данное действие или явление описано одним из хукмов. Например, что омовение для прикосновения к Корану обязательно, чтение суры «аль-Фатиха» в третьем ракаате намаза желательно, а продавать мертвечину запрещено. Поэтому в определении сказано, что эти хукмы получены из конкретных доказательств, то есть у каждого решения муджтахида есть свое доказательство, взятое из источников Шариата (Корана, Сунны, единогласного мнения ученых (иджма) или по аналогии с другим решением (кыяс)).
Изучение фикха относится к обязательному знанию (фард `айн), ведь Всевышний Аллах возложил на нас определенные обязательства и установил запреты. И нет иного пути узнать об этом, кроме изучения фикха. Любой, кто имел возможность изучить вопрос, но не не изучил, а потому нарушал Шариат, будет нести ответственность за это в Вечной жизни.
К обязательному знанию относится изучение тех разделов фикха, которые сам человек практикует. А изучать те разделы, которые не практикуются (например, шариатские наказания или вопросы, связанные с рабами) — коллективная обязанность (фард кифая).
Так, все должны знать, какие убеждения, слова и поступки выводят из Ислама, чтобы избегать их и защитить свою веру. А также — не дай Аллах — если человек выйдет из Ислама, ему нужно знать, как снова стать мусульманином и остальные последствия вероотступничества.
Каждый совершеннолетний и не сумасшедший мусульманин обязан совершать намаз. Следовательно необходимо изучить все вопросы, относящиеся к намазу: очищение, способ совершения намаза, то, что его нарушает, то, что не нарушает и т. д. Если мусульманин обязан выплачивать закят — он обязан изучить вопросы закята, если обязан совершить хадж — то тему хаджа. Все мы едим и пьем, значит должны знать что дозволено, а что запретно из еды и напитков. То же относится и к остальным сферам человеческой деятельности, ведь Шариат полностью охватывает их все. Покупающий и продающий должен знать правила торговли, желающий жениться — фикх бракосочетания и развода. Таким образом, вставший на путь получения знаний сразу за получением необходимого минимума знаний по акыде, должен перейти к изучению того, что для него обязательно знать из фикха.
Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах
Из книги: «Наставления о важности исламских знаний и методах их приобретения».
Источник: azan.kz
قد اختلفت آراء المذاهب في معاني السنة والمندوب والمستحب والفضيلة فمنهم من قال : إنها ألفاظ مترادفة بمعنى واحد وهو ما يثاب فاعله ولا يعاقب تاركه ومنهم من قال : إن السنة غير المندوب والمستحب لأن طلبها أكد وعلى كل حال فإن فاعلها يثاب وتاركها لا يعاقب ومنهم من قال : إن السنة غير المندوب والمستحب ثم قسم السنة إلى مؤكدة وغير مؤكدة وقال : إن ترك السنة المؤكدة يوجب العقاب بالحرمان من شفاعة النبي يوم القيامة وإن كان تاركها لا يعذب بالنار فلذا رأينا أن نذكر لك تعريف السنة وما في معناها مفصلة في المذاهب أولا ثم نذكر لك سنن الصلاة مجتمعة بعد ذلك في كل مذهب ثم نبين المتفق عليه والمختلف فيه ليسهل ضبطه وحفظه في المذاهب
( الشافعية قالوا : السنة والمندوب والمستحب والتطوع ألفاظ مترادفة بمعنى واحد وهو ما يطلب من المكلف أن يفعله طلبا غير جازم فإذا فعله يثاب على فعله وإذا تركه لا يعاقب على تركه ثم إنهم يقسمون السنة إلى قسمين : الأول : سنة عين وهي ما يطلب فعله بخصوصه من المكلف . طلبا غير جازم . ولا يختص به واحد من المكلفين دون الآخر وذلك كسنن فرائض الصلاة الثاني : سنة كفاية . وهي ما يخاطب بها مجموع المطلفين . بحيث إذا أتى بها بعضهم سقطت عن الباقين وذلك كما إذا كان جماعة يأكلون فأتى واحد منهم بالتسمية . فإنها تسقط عن الباقين . ولكن يختص هو بالثواب دونهم
المالكية قالوا : السنة هي ما طلبه الشارع وأكد أمره وعظم قدره وأظهره في الجماعة ولم يقم دليل على وجوبه . ويثاب فاعلها ولا يعاقب تاركها . وهي بخلاف المندوب عندهم . فإنه ما طلبه الشارع . ولم يؤكد طلبه . وإذا فعله المكلف يثاب وإذا تركه لا يعاقب ويعبرون عن المندوب بالفضيلة . ويمثلون لذلك بصلاة أربع ركعات قبل الظهر . وغير ذلك . مما ستعرفه في » مندوبات الصلاة »
الحنفية قالوا : تنقسم السنة إلى قسمين : الأول : سنة مؤكدة . وهي بمعنى الواجب عندهم . لأنهم يقولون : إن الواجب أقل من الفرض . وهو ما ثبت بدليل فيه سبهة ويسمى فرضا عمليا . بمعنى أنه يعامل معاملة الفرائض في العمل . فيأثم بتركه . ويجب فيه الترتيب والقضاء ولكن لا يجب اعتقاد أنه فرض وذلك كالوتر فإنه عندهم فرض عملا لا اعتقادا فيأثم تاركه ولا يكفر منكر فرضيته بخلاف الصلوات الخمس فإنها فرض عملا واعتقادا فيأثم تاركها ويكفر منكرها على أن تارك الواجب عند الحنفية لا يأثم إثم تارك الفرض فلا يعاقب بالنار على التحقيق بل يحرم من شفاعة الرسول عليه الصلاة و السلام وبذلك تعلم أن الحنفية إذا قالوا : هذه سنة مؤكدة فإنما يريدون بها الواجب الذي ذكرنا ومن أحكامها أنها إذا تركت في الصلاة سهوا تجبر بالسجود الثاني سنة غير مؤكدة ويسمونها مندوبا ومستحبا وهي ما يثاب على فعله ولا يعاقب على تركه
الحنابلة قالوا : السنة والمندوب والمستحب ألفاظ مترادفة بمعنى واحد وهو ما يثاب على فعله ولا يعاقب على تركه كما قال الشافعية إلا أنهم يقسمون السنة إلى مؤكدة وغير مؤكدة فالمؤكد كالوتر وركعتي الفجر والتراويح وتركها عندهم مكروه أما ترك غير المؤكدة فليس بمكروه )
200- 300 лет назад мусульмане даже подумать не могли что можно не следовать мазхабу и мнение о безмазхабности появились только тогда когда мусульманские стали колониями не мусульман.
С точки зрения Шариата как науки существует четыре типа людей:
1) Абсолютный «муджтахид»- ученый достигший высшей степени в знании и способный самостоятельно выносить решения из шариатских текстов.
2) «Муджтахид» внутри «мазхаба», который устанавливает, какое из мнений (в мазхабе) верное, сам следуя мазхабу, зная его доказательства.
3) «Мукаллид» (тот, кто следует за ученым) человек изучивший фикх мазхаба и следующий ему.
4) «Ъаммий» Простой мусульманин не являющийся ученым.