Как узнать, кому надо раздавать закят?

Категория первая – неимущие (факир). К ним принадлежит тот, у кого нет ничего и кто ничем не в состоянии зарабатывать. Если же у него имеется пища на целый день и одежда на всё тело, то он не является неимущим. А если у него пищи не более чем на полдня, он имеет рубаху без платка на голову или платок на голову без рубахи, то он – неимущий (мискин). Если он – ищущий знания (талиб-и ‘илм) и, занявшись ремеслом, отрывается от поиска знания, то он – факир. Но подобные факиры встречаются реже, разве только среди детей. Поэтому устраивают так, что ищут семейного (нуждающегося) и часть, [предназначенную] для неимущих, передают ему через его детей.

Категория вторая – бедняки (мискин ). Бедняком является тот, у кого расходы на важные потребности превышают его доход. Даже, если у него имеются дом и одежда, но при отсутствии достатка в течение целого года, когда его ремесло не восполняет его, допустимо отдать ему столько, чтобы обеспечить достаток в течение круглого года. Если у него есть ковер, посуда и книги, но он испытывает нужду в чем-то) то он – бедняк. Однако, если у него имеется нечто, превышающее его потребность, то он не является бедняком.

Третья категория – те, кто собирают закят, доводя его до неимущих; им отдается их часть из закята.
Категория четвёртая – новообращённые (му’аллафа), это те, кто только что стали мусульманами. Если им дать какие-то средства, то у других появится стремление, благодаря которому они станут мусульманами.

Пятая категоря – самовыкупающиеся рабы (мукатаб). Это рабы, которые выкупают себя, отдавая свою стоимость по частям своему господину.

Шестая категория – те, кто имеют долги, получившиеся не в результате греха, будь то неимущий или богатый, но сделавший долг ради какого-то общего блага, например, чтобы подавить смуту.
Категория седьмая – те воины (гази), у которых нет жалованья из казны, даже если они богаты, им следует дать на путевые расходы из закята.

Восьмая категория – путешественники, не имеющие путевого припаса, будь то проезжие или отправившиеся в путешествие из своего города. Им следует дать в размере, достаточном для питания и арендной платы.

Допустимо прислушиваться к словам всякого, кто скажет «Я – нуждающийся» или «Я – бедняк». Если же выяснится, что он лжёт, тогда закят у него следует изъять. Что касается путешественника, имеющего путевой припас, или воина, не отправляющегося на войну, то закят у них надо изъять. В отношении других категорий надо поступать, полагаясь на слова облечённых доверием лиц.

По материалам книги Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси
«Эликсир счастья»

Источник