بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
Люди по отношению к тебе делятся на три вида: 1. ДРУЗЬЯ.2. ЗНАКОМЫЕ. 3.НЕЗНАКОМЫЕ.
Если же тебе придется быть среди незнакомого простого люда,то этик,которых ты должен придерживаться-пять:
1.Не влезать в их разговоры;
2.Как можно меньше слушать их ложные слухи и тревожные рассказы;
3.Не обращать внимания на то,что из их уст выходят нецензурные выражения;
4.Избегать многократных встреч с ними и нужд к ним;
5.Обратить внимание на их дурные поступки,посредством вежливого обращения к ним и наставления при надежде принятия ими этого.

Что касается твоих друзей и братьев (по Вере),то тебе надлежит придерживаться по отношению к ним двух правил:
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ-сначала потребовать соблюдения условий сопутствии и дружбы. И не устанавливай братские отношения кроме как с теми,кто достоин братства и дружбы.
Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал: » ЧЕЛОВЕК ИСПОВЕДУЕТ РЕЛИГИЮ СВОЕГО ДРУГА,И ПО ЭТОМУ ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОБРАТИТ ВНИМАНИЕ НА ТОГО,С КЕМ ОН ДРУЖИТ».
(Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Если ты нашел спутника для партнерства в учебе,религии и жизни,то понаблюдай,есть ли в нем пять качеств:
УМ. Ибо нет ничего хорошего в дружбе с тем,кто глуп,ведь к одиночеству и разрыву приводит ее конец. Самое лучшее его состояние-это когда он вредит в то время,когда хочет помочь тебе.
Умный враг лучше глупого друга.
Али (رضي الله عنه) сказал: «Ты с глупцом не дружи,и всегда избегай его.
Сколько было глупцов,что-погубили умного,когда он с ним побратался.

О человеке по другому человеку судят,когда он ходит вместе с ним.
У одной вещи по отношению к другой могут быть сходство и свои критерии оценки. И от сердца к
сердцу,при их встрече,есть путеводитель».

2. ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР.
Никогда не устанавливай дружеских отношений с тем,у кого дурной нрав. Таковой не может удерживать себя в руках при гневе и страсти.
Хорошие качества собрал воедино Алкамат аль-Утариди(رضي الله عنه) в своем завещании сыну,когда жизнь его была на исходе.
Он сказал ему: » О сынок! Если хочешь с каким нибудь человеком установить близкие отношения,то дружи только с тем, кто может,расценив твою преданность ему,защищать тебя. Если у тебя закончится провизия-снабдит тебя ею.
Дружи с тем,кто при притягивании тобою руки к добру,тоже притягивает свою.И если увидит от тебя хорошее -воспримет его,увидит плохое -покрывает его.
Дружи только с тем,кто верит твоим словам при твоем обращении к нему.И если ты ведешь какое нибудь дело,то окажет тебе содействие и поможет.Если же вы оба поспорите в чем либо,уступит тебе.

3.НАБОЖНОСТЬ И БЛАГОЧЕСТИЕ.
Не бери в друзья нечестивого человека,постоянно совершающего большие грехи,ибо тот,кто боится Аллаhа,не совершает их. А кто Аллаhа не боится,нет гарантии,что он не совершит ужасные дел; скорее,он меняется с изменением ситуации и обстоятельств.Всевышний Аллаh говорит: Своему Пророку (صلى الله عليه و سلم): «И не иди по поводу у тех,сердца которых мы забвению предали к воспоминанию о Нас, и последовали за своей страстью и чьи дела всякие границы перешли».(Сура аль-Кафф,аят-28).

Остерегайся дружить с порочным человеком,так как постоянное проявления беспутства и греха устраняет с твоего сердца неприязнь к греху,и тебе самому становится легко совершать его.И по этому сердцам людей стало легко сносить совершения греха злословие за спиной кого-либо, в силу их привычки к нему.
Если бы они увидели золотое кольцо или шелковую одежду на алиме,(ученого)то рьяно стали бы порицать его.Но ведь злословие за спиной кого-либо, более тяжкий грех.

4 . НЕ ДРУЖИТЬ С АЛЧНЫМ,ИБО ЭТО СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЯД.
Это потому,что человеческая натура по своей природе создана так,что она всегда старается на кого-то походить и за кем то следовать.Даже натура (хорошего человека) копирует с натуры (плохого) не замечая этого; и пребывание в компании алчного человека прибавляет твою алчность, пребывание же в компании благочестивого прибавит благочестия.

5. ПРАВДИВОСТЬ.
Не дружи со лжецом,так как,будучи с ним,окажешься всегда обманутым.Он подобен мираж,потому что представляет тебе близко то,что даелеко,и далеко то,что близко от тебя.Ты,возможно ,не допускаешь вероятность того,что эти качества могут обнаружиться у обитателей учебных заведений и мечетей.Тогда тебе надлежит выбрать одно из двух дел.

1.Это отделиться и изолироваться.В этом и гарантия твоего самосохранения.
2. Или же иметь отношения со своими партнерами соответственно их типам,зная,что друзья делятся на три типа:
1.Друг для Ахирата(Того Света). Не принимай во внимание ничего,кроме его отношения к религии.
2.Друг для твоей жизни,Учитывая в нем благонравие.
3.Друг для твоего с ним общения.Берегись от его вреда,соблазна и коварного обмана.

ЛЮДИ, в целом бывают трех типов:
1. Пример одних из них подобен пище,без которой невозможно обойтись.
2. Пример вторых подобен лекарству,необходимому только в некоторые времена.
3. И пример третьих подобен болезни,вовсе не нужной, но раб Аллаhа иногда подвергается испытанию данным обществом, в котором нет ничего радостного и полезного,и поэтому необходимо угождать ему,чтобы спастись от его вреда.
И в наблюдении за ним,если тебе это удастся,кроется огромная польза.
А состоит она в том, чтобы ты наблюдал за его мерзкими действиями и поступками,которые,на твой взгляд,выглядят таковыми,и по этому остерегался их.
Ведь счастливый человек-это тот,кто учится на ошибках другого.И верующий человек-это зеркало другого верующего.
Однажды пророка Ису(Мир ему) спросили: «Кто Тебя воспитал?» Он ответил: «Меня не воспитывал никто.Но при встрече с плохими поступками невежды Я остерегался от этого». Он пророк Иса(мир ему)и Пророк Мух!аммад (صلى الله عليه و سلم) верно сказали: «Если бы люди остерегались делать то что сами не хотят, чтобы это делали им другие,то их нравственность усовершенствовалась бы, и они не нуждались бы в воспитателях».

2. ВТОРОЕ ПРАВИЛО
Это соблюдение обязанностей при дружбе.И как только установится дружба между тобой и партнером и возрастут ваши дружеские отношения,на тебя возлагаются обязанности,необходимость которых диктуется этой дружбой.
При их исполнении соблюдаются много этик. Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал:»Пример двух братьев(т.е. друзей) подобен двум рукам,одна из которых моет другую». И Однажды Пророк (صلى الله عليه و سلم) зашел в чашу леса и сорвал оттуда два сивака,одна из которых была кривая,а другая -ровная.И был с ним один из его сподвижников.И он дал ему ровную,а для себя оставил кривую. Тот сказал:»О Божий Посланник! Ведь Ты более достоин ровной,чем я, Пророк(صلى الله عليه و سلم) ответил:»Нет такого человека,который дружит с кем либо, хотя бы в течение одного часа, с которого не возьмут отчет в Судный День и не спросят,исполнил ли он в ней (дружбе) долг перед Всевышним Аллаhом,или же дал ему пропасть»? Так же Пророк (صلى الله عليه و سلم)сказал:»Когда двое подружатся между собой,тот из них более любимый для Всевышнего Аллаhа-тот,кто более милосерден и более мягко обращается со своим приятелем

Этик общения дружбы всего двенадцать:

1. Оказывать помощь финансами.Но если это невозможно,то пожертвовать хотя бы излишком имущества,при его нужде в нем.
2. Не жалеть себя в помощи ему в скорейшем удовлетворении его потребностей,не заставляя его самого просить тебя.
3. Хранить общую тайну,покрывать недостатки друг друга и помалкивать не доводя до друг друга порицания людей,высказанные в его адрес,которые могут доставлять ему
душевную боль.
4. Доводить до него хвалебные высказывания людей о нем,которые доставят ему радость.И хорошо его слушать при беседе и не сказывать ему в этом свои претензии и сомнения.
5. Называть его самым любимым для него именем (без кличек).И высказывать ему свою похвалу насчет его хороших качеств(но без обмана и преувеличения).И благодарить его в лицо за хороший поступок.Защищать его также как и защищает самого себя,когда за спиной его злословят о нем,понося его честь. И наставлять его мягко и намеками,если он нуждается в этом.

6.Прощать ему его ошибки и оплошности и не упрекать его за это.

7.Делать для него в одиночестве Молитву (дуа) при его жизни и после его смерти.

8.Заботливо обходиться с его детьми,семьей и родственниками после его смерти.

9.Предпочитать делать облегчение ему, не возлагая на него ничего из своих проблем,(в случае если твоя проблема для него будет не легким решить) и давать покой его сердцу,беря на себя его заботы. И выявлять наружу радость в сем тем ,что доставляет удовольствие,и печаль от того,всего не приятного,что его коснулось. И скрывать в своем сердце то же,что он выявляет наружу,и быть искренним в своей скрытой и явной благосклонности к нему.

10.При встрече первым приветствовать его и дать ему место на собраниях.

11.Уступить для него свое место,(при его приходе) и сопровождать его,когда он станет собираться уходить.

12. И молчать,когда он разговаривает,пока не завершит свою речь,не перебивая его при его беседе.

Он должен обходиться с другом так,как тот любит,чтобы люди обходились с ним.А ведь кто не любит для своего брата то,что любит для себя,то его братство-это лицемерие. И это братство для него обернется и на этом и на Том Свете бедой.
Все упомянутое- это твой этикет по отношению к неизвестному тебе простому люду и по отношению к друзьям,с которым ты побратался.

А что касается третьей,по отношению к тебе,категории людей,то эти твои знакомые. Остерегайся их.Поистине,ты не видишь вреда, кроме как со стороны знакомых. Друг тебе помогает,незнакомый не вмешивается в твои дела.
Поистине весь вред исходит только от знакомых,которые своими языками публично выражают свою верную дружбу. И по этому как можно сократи количество своих знакомых.
Но если все таки придется с ними иметь какие либо отношения, тебе надлежит не презирать кого -либо из них, ибо по истине,ты не знаешь,авось он лучше тебя,и не смотреть на них,возвеличивая их из-за состоятельного положения,иначе погибнешь.
Потому что это мир ничтожная вещь и ничтожно перед Аллаhом все то,что есть в нем.
И если в сердце твоем бизнесмены занимают высокое место,то ты перед Всевышнем Аллаhом уже пал предельно низкого уровня.
И остерегайся отдавать им свою религию,чтобы получить от них деньги. Не было еще никого кто бы так не поступил,не унизился бы в их глазах.
Если знакомые враждуют с тобой,то не отвечай им враждой.И тогда вся твоя религия пропадет во вражде с ними,и из них продлится твоя утомленность.
Не питай симпатии и не склоняйся сердцем к ним в то время,когда они оказывают тебе почет,хвалят в лицо и открыто заявляют о своей любви к тебе. Поистине,если выяснишь подлинность всего этого,то не найдешь даже среди ста хотя бы одного (достойного). И нерасчитывай на то,что их внутреннее и внешнее отношение к тебе одинаково.
И не удивляйся тому, что они клевещут на тебя в твоем отсутствии,и не злись из-за этого.
Поистине если ты,на самом деле,хочешь быть справедливым,то найдешь те же самые (недостатки) и в самом себе. Это же самое клевета,поклеп,и т.д. ты найдешь и в самом себе.
Исключи полностью свою надежду и мысли на их братство,славу и помошб,так как алчный человек в большинстве случаев ,в конечном счете,остается ни с чем и в этом положении он,несомненно,становится низким.
Если попросишь кого-либо решить какую нибудб проблему, и он ее разрешит,то сначала поблагодари Всевышнего Аллаhа,а потом и его.
А если не исполнит просьбу,то не порицай его его,и не жалуйся на него,иначе станешь для него врагом.
И будь подобен муъмину (верующий) который ищет оправдания для всех,но не походи на лицемера,который постоянно находит всякие недостатки.
И скажи:»Возможно он провинился по неизвестной мне причине».
И не наставляй никаго из них,пока не заметишь в нем признаков реальной возможности восприятия им твоего нравоучения.
В противном случае он не станет даже слушать тебя и превратится в твоего соперника.
Когда они совершают в каком нибудь вопросе, и их гордость не позволяет им, чтоб кто-то учил их,не наставляй их так как они извлекут пользу от твоих знаний,а сами станут тебе врагами.
Остерегайся их,так как они выжидают,когда тебя постигнут превратности судьбы из-за их зависти к тебе.
И они судят о тебе по своим предположениям.
И подмигивают глазами друг другу за твоей спиной,перечисляют все твои ошибки при общении с ними.
Они не простят тебя за одну,даже незначительную,ошибку,либо прмах(в твоих словах и действиях).
И никогда они не скроют твой недостаток и будут брать с тебя отчет по каждой мелочи.
И они завидуют тебе в большом и малом.И подговаривают против тебя таких же братьев посредством сплетен,доноса и клеветы.
Если ты удовлетворишь их,то их внешность-это лесть,если же они разозлятся-их внутренность это гнев.
Их внешность-одежда,а внутренне они подобны волкам. «Врага остерегайся один раз,а друга-тысяча раз,ибо,возможно,друг твой изменится и лучше будет знать,как тебе навредить». «Извлечь пользы от врага можно больше чем от друга.
И посему не увеличивай числа друзей,ведь большинство болезней,видишь,бывает от чрезмерного питья и пищи».

Шейх-уль Ислам «Довод Ислама» ИМАМ АБУ Х!АМИД АЛЬ-ГЪАЗАЛИ