Вопрос: В одном из ответов на вопросы вы упомянули: «В хадисе говорится, что настоящий мусульманин – тот, кто не доставляет другим неудобств. (Тирмизи)». Мне очень понравился этот хадис, и я бы хотел узнать подробнее о его значении и толковании. Можно ли его использовать как один из жизненных принципов? (Казань, Татарстан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!Ислам крайне неодобрительно относится к доставлению неудобств другим людям. Мусульманину никогда не нужно забывать об удобстве других людей. И этот принцип несомненно должен быть правилом жизни. Такими же правилами должны быть и все остальные принципы ислама.

Хадис, о котором вы говорите, указывается в ряде сборников. В повествовании Тирмизи полный текст хадиса – следующий:

المسلم من سلم المسلمون من لسانه ويده، والمؤمن من أمنه الناس على دمائهم وأموالهم

Настоящий мусульманин – тот, кто не доставляет мусульманам неудобств ни языком, ни руками. Настоящий верующий – тот, кому люди готовы доверить свое имущество и жизни.(Тирмизи. Сунан. – № 267, передал Абу Хурейра)

В сообщении сборника «Муснад» Ахмада говорится о запрете доставления неудобств людям в целом, независимо от того, мусульмане они или нет:

المسلم منْ سَلم الناسُ من لسانه ويده

Настоящий мусульманин – тот, кто не доставляет другим неудобств ни языком, ни руками.(Ахмад. Муснад. – № 7086, передал Абдулла ибн Амр)

Хотя в хадисе говорится о доставлении неудобств языком и рукой, подразумеваются все виды неудобств, поскольку обычно неудобства доставляют либо действиями, либо словами. (Навави. Комментарий к «Сахих» Муслима. – Том 2, стр. 10)

وقوله صلى الله عليه وسلم (من سلم المسلمون من لسانه ويده) معناه من لم يؤذ مسلما بقول ولا فعل وخص اليد بالذكر لأن معظم الأفعال بها وقد جاء القرآن العزيز بإضافة الاكتساب والأفعال إليها لما ذكرناه والله تعالى أعلم وقوله صلى الله عليه وسلم من سلم المسلمون من لسانه ويده قالوا معناه المسلم الكامل وليس المراد نفي أصل الإسلام عن من لم يكن بهذه الصفة

То есть данный хадис означает: качество настоящего мусульманина – в том, чтобы не доставлять другим неудобств благодаря практикованию исламского учения так, как указано в Коране и хадисах.

Есть ряд предписаний Корана и хадисов, говорящих о различных составляющих хорошего характера – таких, как отсутствие пошлости и грубости, контролирование гнева, смиренность, готовность поступиться собственными правами ради Аллаха, прощение тех, кто поступил неправильно, не входить в чужой дом без спроса, не вторгаться в частную сферу других людей, уважать родителей, быть добрым к соседям и т. д. Все это – часть исламского учения. Поэтому, если человек всем сердцем принял ислам, он будет придерживаться данных правил, и не возникнет такой ситуации, когда бы он доставил кому-нибудь неудобства.

Помимо данного хадиса, имеется и ряд других хадисов, говорящих о качествах настоящего верующего, например:

Человек не может быть настоящим верующим, если причиняет беспокойство своим соседям.(Ахмад. Муснад. – № 3672)

Никто из вас не может быть настоящим верующим, пока не пожелает своему брату того же, что желает себе. (Бухари. Сахих. – № 13)

и т. д.

Алимы поясняли, что упоминание в таком ключе в хадисах данных качеств мусульманина или верующего – это, на самом деле, совет пророка (салляллаху алейхи уа саллям) о том, как довести до совершенства свою веру. Иными словами, смотря на хадисы, о которых вы спрашивали, человек, если он хочет стать настоящим верующим, должен быть аккуратным в том, чтобы не доставить другим неудобств. Аналогичным образом, соблюдение прав соседей, внимательность к предпочтениям братьев по вере и т. д. – все это является важными шагами на пути к становлению мусульманином в настоящем и совершенном смысле этого слова.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q652

Источник:    askimam.ru