Поступки с наградой как за хадж

Поскольку ислам причисляет хадж к числу самых добродетельных поступков, но не каждый при этом может его себе позволить (особенно на постоянной основе), Всевышний Аллах на благо всем присоединил награду дополнительного хаджа к некоторым иным поступкам. Пока паломники отбывают в Мекку, оставшиеся мусульмане тем временем могут найти утешение в повествованиях, обещающих за определенные поступки вознаграждение, равное награде за хадж:

1. Омовение дома до отправления на коллективный намаз

عن أبي أمامة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال
من خرج من بيته متطهرا إلى صلاة مكتوبة فأجره كأجر الحاج المحرم ومن خرج إلى تسبيح الضحى لا ينصبه إلا إياه فأجره كأجر المعتمر وصلاة على إثر صلاة لا لغو بينهما كتاب في عليين
رواه أبو داود، 559

Господин Абу Умама (да будет доволен им Аллах) приводил следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

– Кто очистит себя (совершит малое омовение) и покинет свой дом ради коллективного фард-намаза, тот получит награду совершающего хадж паломника в ихраме. А если он отправится на духа-намаз, то получит награду умры… (Абу Дауд. Сунан. – № 559)

2. Ишрак-намаз

عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
من صلى الغداة في جماعة ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس ثم صلى ركعتين كانت له كأجر حجة وعمرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : تامة تامة تامة
رواه الترمذي وقال حديث حسن غريب، 586

Согласно сообщению господина Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

– Кто совершит свой фаджр-намаз в коллективе и далее останется сидеть, совершая зикр Аллаха до (примерно 15 минут после) восхода, после чего совершит два ракаата намаза (ишрак), тот получит награду одного полного хаджа и одной полной умры. (Тирмизи. Сунан. – № 586 с надежной цепочкой)

3. Отправление в мечеть, чтобы получить знания или поделиться ими

عن أبي أمامة رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال
من غدا إلى المسجد لا يريد إلا أن يتعلم خيرا أو يعلمه، كان له كأجر حاج تاما حجته
رواه الطبراني في الكبير(7473) بأسناد لابأس به. كذا في الترغيب 1/104، وقال العراقي في تخريج الإحياء(4253): وإسناده جيد. وانظر المستدرك للحاكم 1/91

Господин Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передавал высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):

– Кто идет в мечеть с целью обучения знаниям, или же чтобы научить им других, тот получает награду паломника, чей хадж был совершенен. (Табарани. – № 7473 с надежной цепочкой; см. Таргиб. – Том 1, стр. 104; Тахридж-уль-ихья. – № 4253)

4. Умра в рамадан

عن ابن عباس أَنَّ النبى -صلى الله عليه وسلم- قال لاِمرأة من الأنصار يقال لَهَا أُمُّ سِنَان « ما منعكِ أَنْ تَكُونِى حَجَجْتِ معنا ». قالت ناضحان كانا لأَبى فلاَنٍ – زَوْجِهَا – حج هو وابْنُهُ على أحدهما وكان الآخر يسقى عليه غلامنا. قال فعمرة فى رمضان تقضى حجة. أو حجة معى
رواه مسلم، 1256

Господин Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха), направляясь в хадж, проходил мимо Умм Синан и спросил ее:

– Почему не едешь со мной в хадж?

– У нас только два верблюда. Одного взял мой муж, чтобы быть с вами в хадже, а другой нужен для перевозки воды.

– Умра в рамадан равна по награде хаджу со мной, – сказал тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха). (Муслим. Сахих. – № 1256)

5. Стократное произнесение «Субха́налла́х» по утрам и вечерам

عن عبد الله بن عمرو رضي الله عنهما قال قال رسول الله صلى الله علي وسلم
من سبح الله مائة بالغداة ومائة بالعشي كان كمن حج مائة مرة…الخ
رواه الترمذي (3471) وقال: حسن غريب

Согласно сообщению господина Абдуллы ибн Амра (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

– Кто произносит «Субха́налла́х» сто раз утром и еще сто раз вечером, подобен тому, кто совершил хадж сто раз. (Тирмизи. Сунан. – № 3741 с надежной цепочкой)

6. Служение родителям

عن أنس رضي الله عنه قال أتى رجلٌ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم فقال إني أشتهي الجهاد ولا أقدر عليه قال هل بقي مِن والديك أحدٌ قال أمي قال فاَبْلِ الله في برها فإذا فعلت ذلك فأنت حاج ومعتمر ومجاهد
رواه أبو يعلى(2760) والطبراني في الصغير والأوسط، وإسنادهما جيد. كذا في الترغيب. 3/315، ومختصرالإتحاف للبوصيري، 5721

Господин Анас (да будет доволен им Аллах) сообщал, что к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел человек и сказал:

– Я хочу участвовать в джихаде, но не могу.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его, жив ли кто из его родителей, на что человек ответил:

– Да, мама жива.

– Покажи Аллаху, как ты служишь ей, – сказал тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха). – Если будешь это (должным образом) делать, то будешь как совершающий хадж, исполняющий умру и осуществляющий джихад. (Абу Ягля. – № 2760, а также Табарани с надежными цепочками; см. Таргиб. – Том 3, стр. 315; Мухтасар итхаф. – № 5721)

Шейх Ибн Раджаб Ханбали (милость ему Аллаха) в своем бесценном труде «Лятаиф-уль-магариф» (стр. 357–359) привел со слов различных предшественников (т. е. необязательно из хадисов) также и другие поступки, имеющие награду хаджа:

7. Посещение пятничного намаза

Сагид ибн Мусаиб (милость ему Аллаха) говорил:

По моему мнению, посещение пятничного намаза лучше, чем нафль-хадж.

Схожие слова шейх Ибн Асакир (милость ему Аллаха) приводил от имама Аузаи (милость ему Аллаха).1

8. Посещение праздничного намаза

Некоторые сподвижники (да будет доволен ими Аллах) говорили:

Посещение намаза Праздника разговения (Ид-уль-фитр) дает награду умры, а намаза Праздника жертвоприношения (Ид-уль-адха) – награду хаджа.

9. Коллективный иша-намаз

Заслуживающий доверия табиин Укба ибн Абдулгафир (милость ему Аллаха) говорил:

Совершение иша-намаза2 в коллективе равно по награде хаджу, а фаджр-намаз в коллективе равен умре.

10. Удовлетворение потребности другого мусульманина

Имам Хасан Басри (милость ему Аллаха) говорил:

Ваше отправление с целью удовлетворения потребности другого мусульманина лучше для вас, чем один хадж за другим! (Также приводится в книге Забиди. Шарх-уль-ихья. – Том 6, стр. 292)

11. Исполнение всех обязанностей

Приведя указанное выше, шейх Ибн Раджаб (милость ему Аллаха) пишет:

Исполнение всех обязательных дел считается лучше дополнительного (нафль) хаджа и умры. Это связано с тем, что (согласно хадису из сборника «Сахих» Бухари) лучший способ достичь близости к Аллаху – через обязательные действия. Но многие люди, находя легким совершение нафль-хаджа и умры, полагают трудным исполнение иных необходимых (ваджиб) действий, как, например, выплата долгов и т. п.

12. Воздержание от запрещенных (харам) действий лучше нафль-хаджа

Некоторые праведные предшественники говорили:

Сторониться толики зла лучше пятисот (нафль) хаджей.

Великий мудрец своего времени Фудейль ибн Ияд (милость ему Аллаха) говорил:

Нет более важного хаджа и джихада, чем защита своего языка (от греха).

13. Любой хороший поступок в первые десять дней зульхиджи

Шейх Ибн Раджаб (милость ему Аллаха) верно подмечал:

Если хадис обещал, что любой благой поступок в эти десять дней перевешивает даже награду джихада, считающегося лучше дополнительного хаджа, то это означает, что все добро, сделанное в эти дни, затмевает и награду дополнительного хаджа. (Стр. 390)

Приведем также дополнение к словам шейха Ибн Раджаба (милость ему Аллаха):

14. Траты на того, кто обучается исламским знаниям

К имаму Мухаммаду ибн Сахнуну (милость ему Аллаха) однажды пришел человек и сказал:

– Я зарабатываю деньги сам и не отвлекаю сына от его учебы.

– Ты знаешь, что твоя награда за это будет больше, чем (нафль) хадж и джихад?! – спросил его Ибн Сахнун. (Мухаммад Аувама. Маалим иршадия. – Стр. 35)

Комментарии

а) Обещания «получить награду как за хадж», указанные выше, ограничиваются лишь наградой за него. Это не означает, что человек, для которого хадж обязателен, может ограничиться лишь данными делами. (Навави. Шарх аля Муслим. – № 1256; Фатх-уль-Мульхим. – Том 6, стр. 123)

б) Имам Тирмизи (милость ему Аллаха) цитировал слова имама Исхака ибн Рахвейха (милость ему Аллаха) о том, что данную награду следует понимать в свете хадиса, где сура «Ихляс» приравнивается к трети Корана. (Тирмизи. Сунан. – После № 939) То есть тот, кто прочтет ее, получит награду чтения трети, но, поскольку он не сделал этого физически, эта награда не приумножается. (Шарх Навави. – Том 1, стр. 271) Награда за непосредственное исполнение действия приумножается в десять и более раз в зависимости от искренности и сопутствующих усилий.

На это указал также муфтий Махмуд Хасан Гангохи (милость ему Аллаха) в книге «Мальфузат».

Кроме того, от трехкратного запоминания (прочтения) суры «Ихляс» человек не становится хафизом всего Корана!

в) Цель состоит не в том, чтобы отбить охоту от настоящего хаджа (поэтому мы и публикуем эту статью сейчас, когда паломники уже начали уезжать). Как говорится: «Ничто не сравнится с подлинником…»

И Всевышний Аллах знает лучше. Да дарует Он нам тауфик (способность) практиковать указанное выше! И да предоставит Он нам также возможность неоднократно совершить настоящий хадж! Аминь.

Примечания

1 Шейх Ибн Раджаб (милость ему Аллаха) также поддерживал данные слова двумя хадисами.

2 В повествовании из «Шуаб-уль-иман» Байхаки приводится, согласно словам господина Анаса (да будет доволен им Аллах), высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершитколлективно свой магриб-намаз, получит награду одного принятого хаджа и умры». (Шуаб-уль-иман. – № 9304; Дайлями. – № 5676) Шейх Ираки назвал цепочку рассказчиков слабой (малонадежной). (Тахридж-уль-ихья. – № 1168) Но в свете приводимых выше повествований и разъяснения шейха Ибн Раджаба (милость ему Аллаха), которое последует далее в тексте, указанное получает достаточную поддержку. Также см. Шарх-уль-ихья. – Том 5, стр. 127.

Мухаммад ибн Харун

 
Источник (англ.): Al-Miftah.com

 

Источник:    askimam.ru