Вопрос: Ассаламу алейкум. Существуют такие букмекерские компании, в которых делают ставки на спорт, например, на футбол, на победу той или иной команды. Суть заключается в том, что ты анализируешь события, следишь за новостями спорта, что позволяет тебе определить, у какой команды шансов на победу меньше. В итоге ты ставишь какую-нибудь сумму – и или выигрываешь, или проигрываешь. Все зависит от твоих аналитических способностей. Объясните, пожалуйста, подробнее, дозволена ли такая работа, чтобы я мог это передать брату, который этим занимается. Еще, как он говорит, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тоже делал ставки на верблюда. Да воздаст вам Аллах благом! (Туймазы, Башкортостан)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!Ставки на результат спортивных событий в распространенной ныне форме включают в себя денежное пари между сторонами с возможностью потери и выгоды. Это четко выраженная разновидность азартных игр, которые по исламу запрещены (харам).Многосторонние ставки с риском потери и возможностью выгоды считаются для обеих сторон азартными играми. (Касани. Бадаи-ус-санаи. – Том 6, стр. 206)لو كان الخطر من الجانبين جميعا ولم يدخلا فيه محللا لا يجوز لأنه في معنى القمار نحو أن يقول أحدهما لصاحبه: إن سبقتني فلك علي كذا، وإن سبقتك فلي عليك كذا فقبل الآخرВ «Кувейтской энциклопедии исламского права» приводится мнение алимов всех четырех мазхабов:

اتفق الفقهاء على تحريم ميسر القمار. وقال الشافعية إن شرط فيه مال من الجانبين بحيث يكون المال لمن غلب من اللاعبين، فهو القمار المحرم، وصرحوا بأنه حينئذ كبيرة من الكبائر

Факихи (правоведы) сделали единогласный вывод о запретности азартных игр. Шафиитские теологи при этом говорили: если с обеих сторон ставятся материальные средства, и деньги (или приз) предназначены победителю, то это запрещенные азартные игры. И они явно указали на то, что это большой грех. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 39, стр. 407)

Неважно, выше ли вероятность победы у одной команды над другой, и неважно, используются ли при этом аналитические способности. Тот факт, что результат не на 100 % определен, является основополагающим фактором азартных игр. Вы можете и выиграть, и проиграть.

В отличие от данной ситуации, при обычной купле-продаже результат определен, и поэтому это разрешено исламом. Например, если буханка хлеба стоит 30 рублей, вы платите магазину 30 рублей, и то, что вы получите взамен, гарантировано и известно – это буханка хлеба.

В случае же с букмекерскими компаниями вы делаете денежные ставки. Вы можете выиграть больше, чем поставили, а можете и проиграть. Результат не определен, поэтому это называется азартными играми.

В Коране Аллах запретил азартные игры самыми жесткими словами, назвав их «скверной» из действий Сатаны. Аллах говорит:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ

Верующие! Вино, азартные игры, алтари и гадальные стрелы – скверна из действий Сатаны. Сторонитесь же ее, чтобы вы могли преуспеть. Сатана хочет лишь посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и от намаза. Воздержитесь ли вы?(Коран, 5:90–91)

Господин Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил:

كان الرجل في الجاهلية يخاطر الرجل على أهله وماله فأيهما قمر صاحبه ذهب بماله وأهله، فنزلت الآية

В доисламские, языческие времена люди вступали в азартные игры друг с другом, ставя на кон семью и имущество. Кто выигрывал, забирал деньги и семью. В результате был ниспослан данный аят. (Куртуби. Тафсир. – Том 3, стр. 52)

Из случая с пророком (мир ему и благословение Аллаха) нельзя сделать вывод о дозволенности таких азартных игр, поскольку в его случае никакого элемента азартных игр не было. Там произошло следующее: человек по имени Рукана (да будет доволен им Аллах) вызвал пророка (мир ему и благословение Аллаха) на дуэль посредством борьбы, поставив условие, что, если выиграет пророк (мир ему и благословение Аллаха), Рукана наградит его сотней коз за каждый выигрыш. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды выиграл и получил награду в триста коз согласно договоренности. Впоследствии пророк (мир ему и благословение Аллаха) добровольно вернул коз обратно Рукане в качестве жеста доброй воли.

Случай с пророком (мир ему и благословение Аллаха) – это не азартная игра. Это, самое большее, односторонняя ставка, которая является дозволенной, как об этом говорили факихи. (Касани. Бадаи-ус-санаи. – Том 6, стр. 206)

ولو قال أحدهما لصاحبه إن سبقتني فلك علي كذا وإن سبقتك فلا شيء عليك فهو جائز؛ لأن الخطر إذا كان من أحد الجانبين لا يحتمل القمار

В случае с Руканой не было такого, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) тоже сделал материальную ставку, обязавшись заплатить противнику в случае поражения. Очевидно, что здесь нет элемента ростовщичества и азартных игр, и данный случай не может быть использован для оправдания азартных игр, запрещенных исламом, а также многосторонних ставок, описанных в вашем вопросе.

Вам следует отказаться от такой работы. И ваш долг – сообщить другу о недозволенности такой деятельности.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв
Q656

Источник:    askimam.ru