Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

Источник: www.ilmgate.org

Вопрос:

Хотелось бы узнать, все ли части халяльного животного дозволено употреблять в пищу. Недавно довелось слышать, что некоторые части животного остаются харамом. Так ли это?
Ответ:

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.

Согласно ханафитской школе исламского права, есть семь вещей из туши забитого по Шариату животного, которые нельзя употреблять в пищу. По поводу первого пункта из этих семи есть явный запрет из Корана, поэтому нельзя (харам) употреблять это в пищу. Что касается остальных шести пунктов списка, то употребление их в пищу попадает под категорию строго порицаемых действий (макрух тахрим), так как однозначного текста насчет их запретности нет, и порицаемость их употребления подтверждена не такими явными доказательствами (См. Бада’и ас-Сана’и, 5/61).

Список из семи пунктов выглядит следующим образом:

1) Текущая кровь. Запрет на употребление в пищу крови, которая течет, подтвержден явным текстом из Корана. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи им: „Я не нахожу в том, что мне открыто, запрещения в отношении пищи, кроме мертвечины, пролитой крови и мяса свиньи — всё это нечисто, скверно и запрещается в пищу. Запрещается также мясо животного, заколотого не с именем Аллаха…“»1.

2) Пенис.
3) Яички.
4) Вульва (наружные половые органы у самки).
5) Гланды.
6) Мочевой пузырь.
7) Желчный пузырь.

Всевышний Аллах сказал:

«…он разрешает им в пищу чистое и запрещает нечистое…»2.

В этом аяте суры «Аль-А’раф» говорится о том, что «нечистое» (хабаис) было запрещено Аллахом и Его Посланником . Термин «хабаис», использованный в Коране, означает вещи, употребление которых у нормального человека вызывает отвращение. Поэтому ученые ханафитского мазхаба сказали, что употребление в пищу перечисленных выше шести вещей является макрухом тахрим, так как они относятся к нечистым вещам (хабаис), о которых говорится в Коране.

Кроме того, имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани передает от аль-Ауза’и, от Василя ибн Аби Джамиля, что Муджахид, да будет доволен Аллах ими всеми, сказал: «Посланник Аллаха отрицательно относился к употреблению в пищу семи вещей из туши барана: желчного пузыря, мочевого пузыря, гланд, вульвы, пениса, яичек и крови. Посланник Аллаха из туши барана или козла отдавал предпочтение передней части» (Китаб аль-Асар, с достоверной цепочкой передачи, № 811).

А Аллах знает лучше.
1.
Сура «Аль-Ан’ам», аят, 145; 6:145.
2.
Сура «Аль-А’раф», аят 157; 7:157.