Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! За совершение макруха тахрими человек получает наказание в будущей вечной жизни? В этом мире человек получает порицание. В чём оно заключается? Человека штрафуют, лишают свободы или что?

Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Существуют два вида макруха:
а) макрух танзихи,
б) макрух тахрими.

а) Макрух танзихи обозначает действия, являющиеся нежелательными. Если человек совершит такой поступок, то ни греха, ни наказания в Ахирате за это не будет. Но если он воздержится от его совершения, он будет вознагражден. («Аль-Маусу’ат-уль-Фикхия аль-Кувайтия», т.38, стр.373)

المكروه كراهة تنزيه.
وهو ما كان إلى الحل أقرب، بمعنى أنه لا يعاقب فاعله أصلا، لكن يثاب تاركه أدنى ثواب

б) Макрух тахрими обозначает действия, которые является недозволенными и чья запретность не была установлена посредством явных, абсолютных доказательств. Совершение такого действия — грех, то есть совершать такие действия нельзя. Однако к аду за них человек приговорен не будет. («Аль-Маусу’ат-уль-Фикхия аль-Кувайтия», т.38, стр.373)

المكروه كراهة تحريم.
وهو إلى الحرمة أقرب بمعنى: أنه يتعلق به محذور دون استحقاق العقوبة بالنار

В исламских странах правители имеют право наказать человека, совершающего макрух тахрими, в качестве та’зира (средства устрашения).

Как следует из приведенного разъяснения, макрух тахрими является недозволенным действием. Он очень схож с харамом. Единственными отличиями между харамом и макрухом тахрими являются следующие моменты:

а) Харам запрещен на основании явных, абсолютных доказательств (таких, как Коран и мутаватир-хадисы), а макрух тахрими запрещен на основании доказательств, которые не настолько явные и абсолютные, как Коран и мутаватир-хадисы (например, на основании обычных хадисов, не являющихся мутаватир-хадисами).

б) Тот, кто отрицает запретность харам-действия, становится кафиром, а тот, кто отрицает запретность макруха тахрими, будет фасиком, но не кафиром.

в) Тот, кто совершает харам, предупреждается о суровом наказании в Ахирате, а тот, кто совершает макрух тахрими, столь сурового предупреждения не заслуживает, хотя он и виновен в совершении греха.

То есть по сути, и харам, и макрух тахрими запрещены в Шариате. Так же, как мусульманин всеми силами старается не совершить харам, так же ему нужно всеми силами воздерживаться от совершения макруха тахрими.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

 

Источник: askimam.ru