Вопрос: Ваши ответы и фетвы помогают мне и многим братьям, помогают в понимании Ислама.

Пусть Аллах вознаградит вас за это!

Я работаю адвокатом, занимаюсь как гражданскими, так и уголовными делами (в основном выступаю защитником потерпевших и свидетелей). Эта профессия является источником моих доходов. Недавно мне вынесли такфир в связи с адвокатурой.

Разъясните, харам ли адвокатура, выводит ли она из Ислама и т.д., и как мне быть. (Россия, Москва)

————————————

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Работа в качестве юриста отнюдь не обязательно означает, что человек становится кафиром. Если внимательно рассмотреть адвокатскую деятельность, можно понять, что в нее не включается вынесение религиозного и вообще какого бы то ни было судебного решения. Адвокатура — это выступление в качестве делегата или представителя (вакиля) того или иного человека в случае наличия спорных вопросов.

А это Шариатом разрешено при условии, что юрист не помогает своему клиенту в попрании прав других людей, не использует ложные показания и не выдвигает лживые утверждения. Если иск касается прав, отнятых недозволенным способом, то Вам разрешается выступить от имени данного клиента для восстановления его прав и прекращения несправедливости. Это подпадает под категорию помощи в праведности и набожности. Но если дело подразумевает попрание прав других людей, Вам не разрешается быть представителем такого клиента, поскольку это относится к категории помощи в грехе и преступлении. А, как известно, аят Корана гласит:

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (Коран, 5:2)
Кроме того, проживание в стране, где применяются не исламские, а разработанные людьми законы, не означает недозволенность работы в качестве юриста, если намерение заключается в достижении правильного мнения и отведении несправедливости. Ущемленного в своих правах человека необходимость вынуждает обращаться к действующим законам для защиты своих прав. В ином случае люди бы безнаказанно вредили друг другу, и в обществе воцарился бы хаос.

Процитированные Вами аяты Корана относятся к вынесению решений, являющихся неверными и преступающих границы шариата. Многие законы гражданского права находятся в рамках шариата и помогают человеку защитить и обрести свои права, поощряемые в Исламе, но многие законы находятся в противоречии с Исламом. Соответственно, если Вы не руководствуетесь законами, нарушающими шариат, нет на Вас греха, и не будете Вы виновны в практиковании законов тагута.

Поэтому пусть комментарии некоторых людей, основанные на невежестве, не отбивают у Вас охоты от Вашей профессии. Вашей целью всегда должны быть поддержка и помощь людям, чьи права были нарушены. И в словах Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) заключены благие вести для Вас:

من مشى مع أخيه في حاجة حتى أثبتها له أثبت الله عز وجل قدمه على الصراط يوم تزل فيه الأقدام

«Кто идет рядом с тем, чьи права были нарушены, до обретения им его прав, ноги того укрепит Аллах на мосту Сират в День, когда ноги будут соскальзывать». («Аль-Му’джам-уль-Аусат» Табрани, хадис 6026)

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта