Огромное количество мечетей в мире, как в странах с исконно мусульманским большинством, так и христианским, сегодня включены в списки культурного наследия всего человечества и представляют интересные объекты для исследователей и просто обычных туристов.
Это неудивительно, потому что архитектурное изящество мусульманских храмов порой поразительно. Естественно, что посетить их стремятся не только мусульмане. Допустимо ли посещение мечетей людьми не в Исламе? И если да, то с какой целью?
Покойный ученый из Сирии Мухаммад Рамазан аль-Бути, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Фикху Сирра»:
Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречал племя Сакиф в своей мечети, чтоб поговорить с ними и обучить их религии. Если это является допустимым для многобожников, то для людей писания это еще предпочтительнее. Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил христианское племя из местности «Наджран» в своей мечети, когда они пришли к нему послушать истину и узнать об Исламе.
Имам Заркаши в книге «Иъляму Саджид» говорит:
«Имам ар-Рафии и имам ан-Навави, да будет доволен ими Аллах, сказали, что немусульманину можно войти в мечеть с разрешения мусульманина, за исключением запретной мечети в Мекке, при соблюдении нескольких условий.
Первое: При заключении перемирия между мусульманами и немусульманами не должно быть поставлено условие о запрете вхождения в мечеть. Если такое условие было поставлено, то немусульманину не разрешают входить в мечеть.
Второе: Мусульманин, разрешивший немусульманину входить в мечеть, должен быть мукалляфом, совершенно-пригодным для этого.
Третье: Его посещение должно быть ради того, чтобы послушать Коран, получить знания, для ремонта мечети, или же если в этом есть надежда на то, что он примет Ислам.
Кади Абу Али аль-Фаруки, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Если немусульманин пожелает зайти в мечеть, чтобы послушать Коран или же проповедь, но в отношении него нет надежды на принятие Ислама, то следует запретить ему это, и нам не разрешается впускать его в мечеть, подобно тому, как, например, его состояние указывает нам на пренебрежение с его стороны или же политическую вежливость ради определенной цели, как это обычно бывает у большинства немусульман».
Если он просит разрешение для того, чтобы поесть или поспать, то в книге «Равзату Талибин» написано: «[сказано, что] не следует давать ему разрешение вступить в мечеть, но более сильным мнением является дозволенность этого». Другие имамы, кроме имама ан-Навави, сказали, что нельзя ради это позволять ему вступать в мечеть.
Сказал аль-Фаруки: «К этому же относится и то, что, если он хочет прийти для изучения арифметики, арабского языка и т.п..
Но не секрет, что разрешение (в тех случаях, в которых разрешают им войти в мечеть) дается тогда, когда нет угрозы нанесения вреда мечети, осквернения её или помехи молящимся»[1]
Я скажу: намного более опасной смутой, чем создание помех молящимся, в которую они могут попасть, является вхождение в мечеть неверных женщин, одетых в позорные одежды. Решение о допуске в мечеть неверных для того, чтобы посмотреть на архитектуру мечети, подобно решению об их вхождении в мечеть для ночлега или чтоб покушать.
[Шахид Рамазан аль-Бути, «Фикху Сирра» 464 стр.]
[1] Имам Заркаши «Иъляму Саджид» 319- 331 стр. Сокращенный вариант
Источник: taalib.ru