Ибн Хаджара, да смилуется над ним Аллах, спросили о человеке, который сам читает и изучает книги по фикху и у которого нет учителя, разъясняющего ему религиозные и мирские вопросы.
Которому задают религиозные и мирские вопросы и который отвечает на них, опираясь на изученные им книги, без колебаний в спрошенном. Разрешается ли ему это (отвечать на вопросы), и если вы скажите, что нет, то чего же он заслуживает от Всевышнего Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует?

Он ответил:

فأجاب نفع الله تعالى به بقوله: لا يجوز لهذا المذكور الإفتاء بوجه من الوجوه لأنه عامي جاهل لا يدري ما يقول بل الذي أخذ العلم عن المشايخ المعتبرين لا يجوز له أن يفتي من كتاب ولا من كتابين، بل قال النووي رحمه الله تعالى ولا من عشرة فإن العشرة والعشرين قد يعتمدون كلهم على مقالة ضعيفة في المذهب فلا يجوز تقليدهم فيها بخلاف الماهر الذي أخذ العلم عن أهله وصارت له فيه ملكة نفسانية فإنه يميز بين الصحيح من غيره ويعلم المسائل وما يتعلق بها على الوجه المعتمد به فهذا هو الذي يفتي الناس ويصلح أن يكون واسطة بينهم وبين الله تعالى، وأما غيره فيلزمه إذا تسوّر هذا المنصب الشريف التعزير البليغ والزجر الشديد الزاجر له ولأمثاله عن هذا الأمر القبيح الذي يؤدي إلى مفاسد لا تحصى، والله سبحانه وتعالى أعلم.

«Ему никоим образом нельзя давать фетвы, потому что он является простолюдином, невеждой, который не знает то, что говорит, даже тот, кто приобрёл знания от почитаемых шейхов (учителей), даже ему нельзя давать фетву из одной или двух книг.

Наоборот, имам Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал, что даже из десяти (книг нельзя давать фетвы), так как десять или двадцать книг иногда могут опираться на слабое мнение в мазхабе, и в этом нельзя за ними следовать, в отличие от квалифицированного (ученого), который приобрел знания у людей знаний (ахлюль-ильм), и у которого появилась духовная способность, поистине, он различает достоверное от не достоверного, и знает суть вопроса в том виде, на который можно опираться. И это тот (человек), кто может давать фетвы людям и стать посредником между ними и Всевышним Аллахом. Что касается другого, когда он начнет взбираться на эту благородную степень (т.е, когда он начнет давать фетвы), то его нужно предельно отстранять (от этого), чтоб удержать его и на него похожих от такого противного дела, которое приведет к многочисленным дурным делам.

Аллах, Свят Он и Велик, знает больше!

[Ибн Хаджар, «Фатава аль-Кубра» 4/342,
также эту фетву Ибн Хаджара приводит Ибн Абидин в «Рисаляту Шархи Укуд» 1/15-16]