Хочу вас попросить дать подробное разъяснение относительно совмещения намазов как в сафаре, так и просто без причины, как это делал Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует!) Нам наши братья из других мазхабов приводят на это далилем следующие хадисы Расулюллах (САС):
В одном из риваятов Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал между Зухр и Аср намазами; между Магриб и Иша намазами не по причине страха и путешествия» (Муслим, 705-49). А в другом риваяте Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал в Медине между Зухр (обеденным) и Аср (послеполуденным) намазами; между Магриб (вечерним) и Иша (ночным) намазами не по причине страха и дождя». (Муслим, 705-54). Один из передатчиков хадиса, Саид ибн Джубейр, спросил Ибн Аббаса: «Что послужило причиной этому?» Сказал ибн Аббас: «Тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел ставить свою общину в затруднительное положение». Все эти хадисы достоверны, и в отношении них нет никаких проблем. Тогда, как же можно объединить эти риваяты с остальными аятами и хадисами? Нас же в медресе учили, что совмещать намазы в начале времени одного из намазов нельзя по нашему мазхабу Абу-Ханифы, что можно только объединять намазы перед концом времени одного намаза, а потом как зайдет время другого намаза сразу читать следующий намаз.
Вопрос (отвечать прошу исходя из мазхаба Абу-Ханифа с учетом иджма современных ученых этого мазхаба):
Можно ли совмещать намазы:
а) без причины, а также в сафаре, во время дождя,
б) а также из-за того, что летом между намазом иша и фаджр у нас в России промежуток всего 2-3 часа, а надо с утра бежать на работу, иначе не выспишься и в полдень глаза просто закрываются?
в) а также по причине, что наши студенты испытывают трудности, чтобы прочитать намаз вовремя, можно ли им объединять зухр с асром и магриб с иша в зимнее время, когда у нас в России практически все намазы идет один за другим и заканчиваются уже в 16-17 часов?
г) Должны ли мы принимать (следовать им) достоверные хадисы сахих относительно совмещения намазов или же твердо придерживаться мнения Абу Ханифы? (Россия, Татарстан)Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Перед тем, как приступить к прочтению данного ответа, мы рекомендуем Вам углубить свои знания по теме важности следования мазхабу, ознакомившись с фетвой, расположенной по адресу http://askimam.ru/publ/kak_vybrat_mazkhab/34-1-0-487
а) Знайте, что твердо установленным принципом ханафитского мазхаба является то, что каждый из четырех источников шариата ценится в соответствии с занимаемым им местом среди них. Четырьмя источниками шариата, о которых идет речь, являются Коран, хадисы, иджма (единогласное решение факихов) и кыяс (рассуждения по аналогии).
Ни один мусульманин не может сомневаться в превосходстве Корана над хадисами, а также в превосходстве хадисов над иджмой и кыясом. Поэтому если вывод из иджмы или кыяса противоречит Корану и хадисам, то иджма и кыяс в этом случае не принимаются в расчет.
Такая же ситуация и с хадисами: если какой-то хадис внешне противоречит одному из аятов Священного Корана, и согласовать их не получается, то в этом случае вердикт Священного Корана будет рассматриваться как превосходящий по сравнению с видимым значением хадиса, который, как кажется, противоречит Корану. Если же их можно согласовать, то все остается как есть.
В рассматриваемом вопросе процитированный Вами хадис внешне противоречит следующему аяту Священного Корана:
إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا
«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время.» (Коран, 4:103)
Если бы не удалось согласовать хадис с аятом, мы были бы обязаны временно оставить хадис и действовать в соответствии с аятом. Однако, к счастью, в данном случае ханафитские факихи правомерно согласовали их в свете других хадисов. Они постановили, что поскольку аят Корана явно говорит о том, что намаз нужно исполнять в определенное для него время, те хадисы, которые на первый взгляд противоречат ему, наверняка не имеют хакики (буквального) значения. То есть они должны иметь маджази (переносный) смысл, заключающийся в том, что под объединением намазов подразумевается лишь их видимое (Джам’ аль-Сури), а не настоящее объединение. Это подтверждается другими хадисами, гласящими, что Посланник Аллаха совершал магриб-намаз в конце положенного времени, а иша-намаз — в самом начале предписанного времени. Внешне это выглядит как объединение, а в реальности таковым не является.
Существует много хадисов по данной теме, которые рассматривались четырьмя мазхабами. Как говорилось ранее, ханафитские ученые постановили, что все хадисы, относящиеся к данному вопросу, основаны на «видимом объединении» (Джам’ аль-Сури), а не на «настоящем объединении» (Джам’ аль-Хакики). Такая позиция основана на том факте, что нам велено совершать каждый намаз вовремя, и хадисах от Ибн Мас’уда, которые разъясняют, что Пророк никогда не объединял намазы (исполняя один из них вне положенного для него времени) кроме как на Арафате и в Муздалифе во время хаджа.
Обратите внимание на следующие хадисы:
عن عائشة: «أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يؤخر الظهر، ويعجل العصر ، ويؤخر المغرب، ويعجل العشاء في السفر»
1. Саидатуна Аиша (радиаллаху анха) сообщает, что, будучи в пути, Посланник Аллаха задерживал зухр, а аср-намаз совершал пораньше, и что он задерживал магриб и пораньше совершал иша-намаз. («Муснад Ахмад», хадис 25039 и Тахави — данный хадис был признан мухаддисом Нимави в качестве хасан-хадиса; «Асарус-Сунна», стр. 432)
عن نافع، وعبد الله بن واقد، أن مؤذن ابن عمر، قال: الصلاة، قال: سر سر، حتى إذا كان قبل غيوب الشفق نزل فصلى المغرب، ثم انتظر حتى غاب الشفق وصلى العشاء، ثم قال: «إن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا عجل به أمر، صنع مثل الذي صنعت، فسار في ذلك اليوم والليلة مسيرة ثلاث»
2. Ученики саидуны Абдуллы ибн Умара (радиаллаху анху) сообщили, что когда он (ибн Умар) был в пути, он однажды совершил магриб-намаз ровно перед окончанием его времени (перед исчезновением линии горизонта), потом он подождал начала времени для иша-намаза, и далее совершил и его. После этого он сказал: «Посланник Аллаха делал то же самое, когда он спешил в пути». («Сунан Абу Дауд», хадис 1212; имам Нимави отнес данный хадис к категории «сахих» (достоверных) — «Асарус-Сунна», стр. 434)
أخبرني عبد الله بن محمد بن عمر بن علي بن أبي طالب، عن أبيه، عن جده، أن عليا رضي الله عنه كان إذا سافر سار بعد ما تغرب الشمس حتى تكاد أن تظلم، ثم ينزل فيصلي المغرب، ثم يدعوا بعشائه فيتعشى، ثم يصلي العشاء، ثم يرتحل، ويقول: «هكذا كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصنع»
3. Саидуна Умар ибн Али (радиаллаху анху), сын саидуны Али (радиаллаху анху), сообщает, что когда бы саидуна Али ибн Аби-Талиб (радиаллаху анху) ни был в пути, он продолжал передвижение вплоть до того момента, когда оставалось совсем немного времени до наступления темноты (окончания магриб-времени). В этот момент он совершал магриб-намаз. Далее он кушал, и после этого совершал иша-намаз. Саидуна Али (радиаллаху анху) также говорил, что так поступал Посланник Аллаха .(«Сунан Абу Дауд», хадис 1234 — мухаддис Нимави отнес данный хадис к категории «сахих» — «Асарус-Сунна», стр. 435)
عن عبد الله رضي الله عنه قال: ما رأيت النبي صلى الله عليه وسلم صلى صلاة بغير ميقاتها، إلا صلاتين: جمع بين المغرب والعشاء، وصلى الفجر قبل ميقاتها »
أن جابر بن عبد الله قال: «دفع رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى انتهى إلى المزدلفة فصلى بها المغرب والعشاء بأذان وإقامتين، ولم يصل بينهما شيئا»
4. Еще одним хадисом, дополнительно подтверждающим ханафитскую позицию по данному вопросу, является хадис, записанный имамом Бухари в сборнике «Сахих» (хадис 1682), в котором говорится, что саидуна Ибн Мас’уд (радиаллаху анху) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха совершающим какой бы то ни было намаз вне предписанного времени за исключением магриба и иша, и фаджра (данные намазы совершались во время хаджа в Муздалифе — см. Насаи, том 2, стр. 44)». Данный хадис указывает на то, что Посланник Аллаха никогда не совершал намазы вне предписанного времени за исключением 2 случаев в своей жизни. Учитывая этот факт, становится понятно, почему саидуна Ибн аль-Хаттаб (радиаллаху анху) предупреждал, что совершение двух намазов в одно время — большой грех. («Муатта Имам Мухаммад», том 1, стр. 572)
5. В другом хадисе от Ибн Мас’уда (радиаллаху анху) говорится:
Посланник Аллаха объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершая иша сразу после начала его времени. («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)
عن ابن عباس، قال: «صليت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم ثمانيا جميعا، وسبعا جميعا» ، قال: قلت: يا أبا الشعثاء، «أظنه أخر الظهر، وعجل العصر، وأخر المغرب، وعجل العشاء» ، قال: «وأنا أظن ذلك»
6. Ибн Аббас (радиаллаху анху) передает: «Я совершил вместе восемь ракаатов[четыре ракаата зухр и четыре ракаата аср] и вместе семь ракаатов [три ракаата магриб и четыре ракаата иша] с Посланником Аллаха. [Один из передатчиков говорит:] «Я спросил Абуль-Ша’са: «Полагаю, что он отложил зухр [до окончания его времени] и совершил аср сразу после начала времени, а также отложил магриб [аналогичным образом] и совершил иша пораньше». Он ответил: «Я тоже так думаю».(«Сахих Муслим», 1:246; «Мусаннаф Ибн Аби Шайба», хадис №8227)
Данный хадис, приведенный в сборнике «Сахих Муслим», очень четко описывает объединение двух намазов. Способ, описанный рассказчиком, называется Джам’ аль-Сури.
Как видим, способ объединения намазов, о котором говорится в данных хадисах, — это исключительно Джам’ аль-Сури. Это общепринятый способ, который никто никаким образом не оспаривает. Разве можно возражать против совершения двух намазов вместе, если это производится так, что не приводит к совершению намаза до или после предписанного времени? Несомненно, это самый безопасный способ объединения двух намазов, и наиболее уместно было бы объяснить хадисы об объединении намазов с помощью данного способа.
Также общеизвестно, что фаджр-намаз не должен совершаться до наступления предписанного времени и не должен преднамеренно откладываться для совершения после завершения данного времени. Точно так же обстоит дело и с другими намазами, которые не должны совершаться вне предписанного времени, и тем более не надо считать это Сунной. Это указывает на то, что способом объединения двух намазов по Сунне является Джам’ аль-Сури, что обосновывается посредством Корана и хадисов. Таково ханафитское мнение по данному вопросу.
б) Даже при таких обстоятельствах исполнение намазов иша и фаджр в одно время непозволительно. При этом дозволяется задерживать иша вплоть до того момента, когда остается совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и как только время для иша заканчивается, и начинается время для фаджр, можно совершить фаджр-намаз. Этот способ позволит человеку преодолеть трудности, связанные с прерыванием сна.
в) И в данном случае объединение намазов недопустимо. Студентам нужно внимательно ознакомиться со своим расписанием, чтобы выделить несколько минут на намаз. Это несложно и займет всего лишь несколько минут. Зухр и аср можно прочитать вместе, при этом зухр можно прочитать незадолго до начала шафиитского времени аср. Далее они могут прочитать аср-намаз, сразу как только начнется время аср по шафиитскому мазхабу, поскольку это тоже является одним из мнений ханафитского мазхаба.
г) Если Вы ознакомились с вышеприведенными хадисами, то Вы уже поняли, что мазхаб имама Абу Ханифы (рахимахуллах) полностью соответствует достоверным хадисам.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта