Маулана Мухаммад Юсуф Банури (рахматуллахи алейхи) родился шестого числа месяца Раби-ус-Сани в деревне Махабатабад, расположенной  близ станции Рашкай в округе Мардан на западе Пакистана.

Начальное образование он получил у себя дома (Гари Мир Ахмед Шах, Пешавар) от своего отца и дяди со стороны матери, мауланы Фадля Хамдана Банури. Там же проходило и его обучение чтению Священного Корана. Основам риторики, морфологии и синтаксиса литературного арабского языка он научился у мауланы Абдуллы Пешавари. После этого он уехал в Кабул, где изучал фикх, усуль-фикх, классическую логику и риторику у верховного судьи, мауланы Абдулкадира, мауланы Саили Калигави и других высококвалифицированных учителей. Для получения высшего образования он отправился в 1345 году (по хиджре) в Дар уль-Улюм Деобанд, где окончил свое обучение за два года. В Дабхеле он прошел программу обучения по хадисам (Дора-Хадис) под руководством великого мауланы Анвара Шаха Кашмири (рахматуллахи алейхи), мауланы Шаббира Ахмеда Усмани (рахматуллахи алейхи) и других выдающихся ученых.

По окончании обучения он некоторое время оставался при шейхе, маулане Анваре Шахе Кашмири (рахматуллахи алейхи) и был его особым и близким помощником. Он извлек очень много пользы из общения и пребывания с Шахом сахибом. В это время по желанию и настоянию своего отца он сдал экзамены на алима (Молви-Фадиль) в Пенджабском университете. Несмотря на наличие времени на подготовку, участие в экзамене ему было не по душе, тем не менее, его экзаменационная работа была признана лучшей. После этого он прожил несколько лет в своем родном городе Пешавар, где начал усердно преподавать в медресе «Рафиуль Ислам» (директором медресе был его дядя по материнской линии, маулана Фадль Хамдан Банури, рахматуллахи алейхи). В это время я (автор статьи — прим. ред.) проходил программу обучения по хадисам (Дора-Хадис) в Дар уль-Улюм Деобанд. В 1352 году по хиджре (1934 г.), когда скончался маулана Анвар Шах сахиб, маулана Юсуф Банури приехал, чтобы выразить соболезнования, и спустя несколько дней уехал обратно. После этого к нему обратились власти Дабхеля с предложением преподавать в их городе. Предложение было им принято.

Ему поручили обучение студентов сборникам хадисов. То, как его приняли студенты, можно судить по следующему произошедшему случаю:

Однажды встал вопрос о том, кто из преподавателей будет вести занятия по сборнику хадисов Тирмизи. В то время в дабхельском медресе было три великих учителя хадисов:

маулана Абдуррахман Амрохи,
маулана Мухаммад Бадри Алам,
маулана Юсуф Банури.

Было решено спросить самих студентов о желаемой кандидатуре. В результате голосования маулана Юсуф Банури получил 27 голосов, а другие два учителя получили 7 и 3 голоса соответственно.

Маулана оставался шейхом уль-хадис в Дабхеле вплоть до создания Пакистана. После данного события он принял приглашение старейшин из Дар уль-Улюма города Тандо Аллахъяр, куда и переехал. Он оставался там на протяжении нескольких лет, а потом переехал в Карачи, где в районе Ньютаун основал медресе «Арабия Исламия».

До приезда в Дабхель он занимал пост председателя Совета алимов Пограничной провинции и принимал активное участие в политике. Интерес к политике он продолжал проявлять и в Дабхеле. После создания Пакистана он полностью отстранился от политики и посвящал все свое время образованию, а также духовному и социальному укреплению уммы. Хвала Аллаху, он относился с глубоким уважением к старейшинам из Деобанда и поддерживал с ними связи. Во время своего первого хаджа (после которого он отправился в Египет для курирования издания трудов «Файд-уль-Бари» и «Насб-ур-Раях») он дал байга маулане Шафиуддину Нагинви Макки (который был маджазом Хаджи Имдадуллы, рахматуллахи алейхи). Маулана Нагинви (рахматуллахи алейхи) говорил, что в Индии есть два великих человека и призывал стараться извлечь пользу от любого из них. Одним из этих людей является маулана Ашраф Али Танви (рахматуллахи алейхи), а другим — маулана Хусайн Ахмед Мадани (рахматуллахи алейхи), который был ближе маулане Юсуфу сахибу.

Маулана Юсуф Банури (рахматуллахи алейхи) оставался в Каире десять месяцев. В этот период он написал для египетских журналов и периодических изданий немало статей о Деобанде и его старших учителях. В это же время там жил и аллама Захид Аль-Каусари, с которым у почтенного мауланы были тесные отношения и от которого он многому научился. Он также представил ему старших учителей из Деобанда и их работы.

По возвращении из Египта, маулана Юсуф сахиб отправился навестить маулану Ашрафа Али Танви (рахматуллахи алейхи), который остался очень впечатлен встречей с ним. Через некоторое время маулана Танви (рахматуллахи алейхи) включил его в число своих муджаз-сухбат.

Окончив свое обучение, я стал каждый год ездить в Деобанд в месяц Шаабан, чтобы принять участие хатме Бухари. Когда я решил поехать в Деобанд, маулана только что вернулся из Египта. Он передал мне письмо для мауланы Хусейна Ахмеда Мадани (рахматуллахи алейхи), в котором сообщал о своем желании принести ему байга, и попросил меня лично передать ему данное письмо и привезти ответ. Я добрался до Деобанда и передал письмо маулане Мадани (рахматуллахи алейхи), который ответил: «Его байга — у мауланы Танви, как же я могу повторить его?»

Я объяснил ему ситуацию, после чего он сказал: «Когда у тебя будет время, напомни мне» (в это время маулана был очень занят, обучая людей сборнику Бухари днем и ночью). 29-го шаабана в 02.30 ночи он завершил Бухари шариф и немедленно после этого отправился в Сахаранпур, чтобы уже оттуда уехать в Силхет. Я проводил его до Сахаранпура и напомнил ему о том, что он обещал ответить на письмо. Прямо на станционной платформе он сразу же написал ответ и передал его мне. Я доставил ответ маулане Юсуфу Банури. Через несколько месяцев письмо было напечатано в ежемесячном издании «Баинат».

Почтенный маулана обладал особым талантом и мастерством письма. У него был уникальный стиль,  и он мог с легкостью писать по любому предмету. Порой после написания той или иной статьи, он даже не перечитывал ее. Маулана владел арабским лучше, чем даже урду. За исключением «Басаир ва Ибар» в ежемесячном «Баинат» и нескольких статей на урду, все его работы были написаны на арабском (он состоял в «Маджмауль-Илми Аль-Араби» г. Дамаска). Ниже перечислены некоторые из главных его работ:

«Магариф-ус-Сунан», 6-томный комментарий к сборнику Тирмизи.
«Авариф-уль-Минан», введение в «Магариф-ус-Сунан» (не было напечатано).
«Бугият-уль-Ариб фи Ахкам-уль-Кибла ва-ль-Махариб».
«Нафхат-уль-Амбар фи Хаят-уш-Шейх Анвар».
«Ятиматуль Байан фи Шай’им мин Улумиль-Куран».Он написал введение для следующих книг: «Файд-уль-Бари», «Насбур-Раях», «Абакат», «Акидат-уль-Ислам», «Макалат Каусари» и др.

Почтенный маулана был очень отважным человеком и говорил только Правду. Без страха и колебаний он высказывал свои истинные взгляды независимо от того, какое правительство было у власти, при этом он говорил, что все должны бояться только Всемогущего Аллаха. «Басаир ва Ибар», которые печатались в издании «Баинат», — наглядное свидетельство его прямоты и правдивости.

Да одарит его Всевышний Аллах Своими обильными благами. Аминь.

Маулана Мухаммад Айюб Джан Банури
«Баинат», зуль-хиджа, 1397 г.
«Ар-Рашад», март 1978 г.

Central-Mosque.com (cтатья заимствована у Джамиат Квазулу-Натал)
Перевод: Askimam.ru