Вопрос:
Правда ли, что нельзя называть своих родителей или учителей по имени, а нужно обращаться к ним «отец», «мать», «шейх», «устаз» (и подобными именами)? Может ли жена обращаться к мужу по имени?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
На человеке не будет греха, и это не запретно (харам) обратиться к родителями, учителям и шейхам по имени. Тем не менее, делать этого не следует, поскольку это идет вразрез с религиозной этикой (адабом), которая предписывает уважительно относиться к старшим.
Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах), рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Всякий, кто не уважает старших, тот не из нас».
По другой версии хадиса, он сказал:
«Всякий, кто не уважает старших, не сострадателен к младшим и не оказывает уважения ученым, не из нас» (Муснад Ахмад, Хаким и Табарани).
Имам Бухари в своей книге Аль-Адаб Аль-Муфрад пишет:
«Человек не должен обращаться к своему отцу по имени, сидеть перед ним или идти впереди него», а затем приводит сообщение, что сподвижник Абу Хурайра (будет доволен им Аллах) увидев двух идущих мужчин, спросил одного из них: «Кем приходится тебе этот человек?» — Тот ответил: «Это мой отец». Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) тогда сказал: «Не обращайся к нему по имени, не иди впереди него и не садись, пока он сидит» (Аль-Адаб Аль-Муфрад, с: 30 и Мусаннаф Абд аль-Раззак)
Великий табиин (ученик сподвижников) Taус ибн Кайсан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Уважение (этих) четырех человек относится к Сунне: ученых, старших, правителя и отца. Будет оскорбительным, если человек обращается к своему отцу по имени» (Тарих Мадинат Ас-сана, с: 333).
Поэтому следует избегать обращаться к родителям и пожилым людям по имени; будет предпочтительным использовать такие слова как «отец», «мать», «шейх», «устаз». Это более соответствует исламской этике.
Что касается обращения жены к мужу, это зависит от обычаев, принятых в данной семье и культурных традиций народа. Если в культуре такого-то народа считается грубым и оскорбительным обращаться к мужу по имени, то не стоит делать этого. Однако если это считается уместным и допустимым, то в этом нет ничего плохого.
Однако, согласно Сунне, предпочтительнее для обоих супругов обращаться друг ко другу по прозвищу (кунья). Есть несколько примеров из жизни сподвижников, что супруги обращались друг ко другу «Абу такой-то» и «Умм такая-то». Иногда это было имя их ребенка («абу» — «отец такого-то» и «умм» — «мать такого-то»), а иногда по какой-то другой причине. Например Умм Сулейм (да будет доволен ей Аллах) обращалась к своему мужу «Абу Тальха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ласково обращался к своей любимой жене Аише (да будет доволен ею Аллах), используя прозвище «Аль-Хумайра» («розовенькая», имея в виду румянец на ее щеках).
Вышеуказанное касается непосредственно обращения к мужу. Но вполне допустимо называть его по имени перед кем-то другим — даже в его присутствии — это разрешено, независимо от обычаев и традиций, об этом свидетельствует хадис, в котором упоминается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила «Господь Мухаммада» в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (Сахих Аль-Бухари, 155).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Мухаммад ибн Адам
Дарул Ифтаа
Источник: annisa-today.ru