Вопрос: Мне сказали что нельзя в начале месяца зуль-хиджа, подстригать ногти и удалять волосы с тела до того пока я не сделаю курбан если я намерился сделать курбан, так ли это?
Ответ: В шархе к книги «Маани асар» имам Абу Джафар ат-Тахави сказал:
حَدَّثَنَا إبْرَاهِيمُ بْنُ مَرْزُوقٍ قَالَ : ثنا بِشْرُ بْنُ ثَابِتٍ الْبَزَّازُ ، قَالَ : ثنا شُعْبَةُ عَنْ مَالِكِ بْنِ أَنَسٍ ، عَنْ عَمْرِو بْنِ مُسْلِمٍ ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيِّبِ ، عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ { مَنْ رَأَى مِنْكُمْ هِلَالَ ذِي الْحِجَّةِ ، وَأَرَادَ أَنْ يُضَحِّيَ ، فَلَا يَأْخُذْ مِنْ شَعْرِهِ وَأَظْفَارِهِ ، حَتَّى يُضَحِّيَ } .
Передаётся хадис от Умму Саляма ( да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот из Вас кто застал начало месяца зуль-хиджа и хочет сделать курбан то пусть не стрижёт свои волосы и ногти пока не сделает курбан».
Абу Джафар ат-Тахави сказал группа учёных взяли этот хадис для себя за основу.
Другие учёные, напротив, сказали нет ничего плохого в стрижке ногтей и волос в начале десяти дней месяца зуль-хиджа, для того кто намерился делать курбан или не намеревался. В пользу этого мнения они привели хадис о котором упомянули в книге хаджа:
{ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا أَنَّهَا قَالَتْ : كُنْت أَفْتِلُ قَلَائِدَ هَدْيِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَيَبْعَثُ بِهَا ، ثُمَّ يُقِيمُ فِينَا حَلَالًا ، لَا يَجْتَنِبُ شَيْئًا مِمَّا يَجْتَنِبُهُ الْمُحْرِمُ ، حَتَّى يَرْجِعَ النَّاسُ} .
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я завязывала на шею баранов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для курбана верёвку для отметки, и он отправлял их (в Мекку), а сам оставался среди нас, не намереваясь делать хадж, и он не избегал того, что избегает вошедший в ихрам, до возвращения людей из хаджа».
В этом хадисе имеется довод на разрешение того, что было запрещено в первом хадисе.
Значимость хадиса Аиши (да будет доволен ею Аллах) выше, чем значимость хадиса Умм Салям, потому что хадис от Аишы (да будет доволен ею Аллах) является мутаватир (самой высокой степени достоврености).
Хадис от Умм Салям не пришёл таким образом, наоборот было порицание иснада хадиса Малика, и было сказано что этот хадис является мавкуф Умм Салям.
Как известно, в ихраме ряд вещей запрещены. Это вступление в интимную связь, поцелуи, стрижка ногтей, удаление волос с тела и охота. Примечательно, что из всего перечисленного ихрам портит только вступление в интимную связь, а это значит, что запрет на интимные отношения самый сильный.
В то же время мы видим, что тому, кто намеревается сделать курбан, но не совершает хадж не запрещено в эти десять дней зуль-хиджа вступать в интимную связь, а следовательно не запрещено и остальное.
Это наше мнение по этому вопросу, и это мнение имама Абу-Ханифы, Абу-Юсуфа и Мухаммада (да помилует их Аллах).
(Книга Шарх Маани аль-асар, глава Узхия, том 5, стр. 230-231)