—НАМАЗ ПО ХАНАФИ С ДАЛИЛЯМИ-
……….Не секрет, что когда заходишь в наши мечети (Российские) можно увидель как мусульмане делают намаз в полном смешении всех возможных мнений. Те которые делают намаз в соответствии со своим мазхабом единици. Остальная часть делает кто-как может. И можно увидеть как люди во время кияма кладут руки и под пупком и на него и над ним и даже почти на горле,, и как дергают пальцем в ташахуде, и как во время такбир тахрим руки поднимают не то чтоб до ушей но даже до груди не поднимают — ограничиваясь уровнем пупка и т.д.. А ведь многие из них считают себя последователями мазхаба. Да Вы наверное и сами это знаете. а если начинаешь объяснять им как делать намаз в соответствии с их мазхабом (не все же они безмазхабники), то многие искренне удивляются когда узнают что они не по своему мазхабу молятся, некоторые спрашивают далили, ну а других постоянно сбивают те которые призваны «очистить» ислам от таклида и других «заблуждений»
СПОСОБ ДЕЛАТЬ ВУДУ.
Хазрат Усман (радиАллаху анху) однажды спрасил: «Разве я не должен показать Вам способ, которым Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполнял его вуду?» После чего он выполнил вуду таким образом, что он вымыл каждый член трижды. [Сахих Муслима ]
МАСАХ (ПРОТИРАНИЕ ВЛАЖНЫМИ ПАЛЬЦАМИ) ПО ЗАТЫЛКУ.
Хазрат Абдулла Ибн Умар (радиАллаху анху) рассказал что, Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто бы ни выполнил вуду и при этом делает масах по его затылку, он будет спасен от ношения ожерелья из огня вокруг его шеи в судный день». Известный комментатор Сахиха Бухари уллама Хаджар Аскалаани (R.A), пишет в его книге Talkheesul Habeer (том 1: стр.92), что этот хадис -Сахих, уллама Шаукани (R.A). также подтвердил это в Naylul Awtaar (том 1, p.204).
ВЫПОЛНЕНИЕ МАСАХ ПО ОБЫЧНЫМ НОСКАМ(то есть хлопок, шерсть, полиэстер, и т.д.)
Не допустимо сделать масах по обычным носкам (хлопковый, шерстяной, нейлон, и т.д. ) то есть все носки кроме кожаных носков) в вуду. Нет никакого подлинного разрешения для этого.
ПРЕДПИСАННОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ 5 ЕЖЕДНЕВНЫХ НАМАЗОВ.
Хазрат Абу Хурайра (радиАллаху анху) рассказывает: «Когда длина вашей тени (от солнца) равна вашей высоте, тогда выполняют зухр намаз. Когда длина вашей тени становится вдвое вашей высоты, выполняют аср намаз. Выполняйте магриб намаз, когда солнце зашло. Выполняйте иша намаз пока одна треть (1/3) ночи еще не прошла. И выполните фаджр намаз, пока еще темно.» [Муватта имам Малик т.1. стр 8 хадис 9]
МАСНУН ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗУХР НАМАЗА.
Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) сказал: «Когда жара становится очень сильной (после того, как наступил полдень), следует задержать зухр намаз, пока жара чуть не спадет, поскольку поистине сильная жара — это из проявлений Джаханнам». [Сахих Муслима, Хадис 615]
МАСНУН ВРЕМЕНИ ДЛЯ АСРА.
У Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) была благородная привычка: он имел обыкновение задерживать выполнение асра, пока солнце становилось белым и ясным. [Абу Дауд; Вактуль аср]
МАСНУН ВРЕМЕНИ ДЛЯ ФАДЖР.
Как сообщают от Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) : «Выполните фаджр намаз, когда небо проясняется во время рассвета (то есть перед восходом солнца), так как это — средство приобретения большей награды. [Тирмизи, хадис 154]
Имам Тирмидхи объясняет, что большинство Sahaaba (радиАллаху анхум) имело обыкновение выполнять фаджр намаз в это время (то есть когда небо прояснилось).
МАСНУН ИКАМЫ.
Хазрат Билал (радиАллаху анху) — муадзин Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), слова азана и икамы проговаривал дважды. (Этот хадис классифицирован как Sahih Мусаннаф Абдур Раззаак; см. Aathaarus Sunan т.1, с. 53)
Муадзины Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) — Абу Mahзурa (радиАллаху анху) и Thaubaan (радиАллаху анху) также имели обыкновение проговаривать слова азана и икамы в вышеупомянутой манере (то есть говоря слова дважды).
Уллаама Шаукани (Р.А.) подтвердил подлинность вышеупомянутых повествований в Naylul Autaar, (т. 2. стр.24.)
ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ В НАМАЗЕ.
Ибн Умар (R.A). рассказывает что Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), носил белую шляпу. (Табарани) — уллама Суюти классифицировал этот хадис, как очень подлинный: см. Сираджуль Мунир; т.4, стр.112). А так-же написано в Fataawa Thunaaiyya т. 1, pg. 525), и в Fatawaa Ahle Hadith Scholars (т. 4 стр.291), что Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) всегда имел обыкновение держать свою мубарака голову покрытой в течение намаза. В тех же самых книгах также упомянуто, что преднамеренно снимать головной убор и выполнять намаз без шапки противоречит сунне. (т. 1, стр.523.)
ПОДНИМАТЬ РУКИ ДО МОЧЕК УШЕЙ.
Хазрат Катаада (радиАллаху анху) передает, что видел Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполняющим свой намаз. Он передает что, Посланник Аллаха (sallallahu alaihi wasallam) имел обыкновение поднимать его руки, пока они не достигали его мочек ушей. [Муслим Сахих, гл.. Istihbaabur Raf’, хадис 391]
ПОМЕЩАТЬ РУКИ НИЖЕ ПУПКА.
Хазрат Али (радиАллаху анху) передает, что, сунна Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) помещать, одну руку поверх другой ниже пупка. [Абу Дауд, гл. .Wad’ul Yumna, хадис 756]
Вышеупомянутый метод положения рук также описан Хазратом Анасом (радиАллаху анху).
ПРОИЗНОСИТЬ «БИССИМИЛЯ» ТИХО.
Хазрат Анас (радиАллаху анху) передает «я выполнял намаз джамаатом позади Посланника Аллаха(саллалаху алейхи уа саллям), Абу Бакра, Умара и Усмана (радиАллаху анхум) и я не слышал, чтобы кто-нибудь из них говорил Бисмилляхир рахманир рахим» [Муслим Сахих, хадис 399]
Имам Тирмизи (R.A). утверждает, что большинство сахаба (радиАллаху анхум) также имело обыкновение рассказывать Бисмилля тихо.
МУКТАДИ ДОЛЖЕН СЛУШАТЬ И ОСТАВАТЬСЯ ТИХИМ.
Аллаху Тааля говорит: «Когда читают Коран, тогда слушают внимательно и остаются тихими , так чтоб милосердие постигло Вас».
Хазрат Абдулла Ибн Мас’уд, Абу Хурайра, Абдулла Ибн Аббас и Абдулла Ибн Мугаффал (радиАллаху анхум) заявляют, что этот айат Корана был ниспослан относительно Хутбы и относительно Намаза. [Тафсир Ибн Касир, т. 1 стр. 281]
Тафсир этого айата Святого Корана состоит в том, что, когда имам читает Коран громко (вслух), последователи должны слушать внимательно, и когда он читает тихо, последователи должны остаться тихими.
Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), как сообщают, сказал: «Когда Вы начинаете ваш намаз с джамаатом, то выправляете ваши ряды. После того, когда Имам говорит такбир, Вы должны также сказать такбир. Однако, когда он начинает читать Коран, Вы должны остаться тихими. И когда он говорит «валяд дооолин» тогда, Вы должны сказать Аамин». Выполняя ваш намаз в этой форме и Аллах Taaлa будет любить Вас. «[Муслим гл. ташахуд]
(Подобный хадис был рассказан Абу Хурайра (радиАллаху анху)-Имам Муслим засвидетельствовал его подлинность; там же.
МУКТАДИ НЕ ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ СУРУ ФАТИХА.
Как передают от Хазрата Атаа Ибна Ясаара (радиАллаху анху), что он расспросил Хазрата Зайда Ибна Саабита (радиАллаху анху) относительно чтения Корана за имамом. Хазрат Зайд (радиАллаху анху) ответил: «нет никакого чтения Великолепного Корана в любом намазе позади имама». [Мусульм Сахих, глава по Суджут Тилава, хадис 577]
КИРААТ ИМАМА ДОСТАТОЧЕН ДЛЯ МУК-ТАДИ.
Хазрат Абдулла Ибн Умар (радиАллаху анху) неоднократно говорил: «Кто бы ни выполнял намаз позади имама, кираат имама достаточен для него». (Сунан Байхаки; глава «кираат позади имама» Имам Байхаки (R.A.) заявил, что этот хадис — сахих.)
ЧЕЛОВЕК,ВЫПОЛНЯЮЩИЙ НАМАЗ ИНДИВИДУАЛЬНО ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ СУРУ ФАТИХА,НЕ МУКТАДИ.
Хазрата Абдуллу Ибн Умара (радиАллаху анху) спрашивали: «Должен ли муктади читать Коран позади имама?» Он ответил, что кираат имама достаточен для муктади. Но если он выполняет намаз индивидуально, тогда он должен читать в кираат. Также практика Хазрата Абдуллы Ибн Умара (радиАллаху анху) было то, что он не читал суру фатиха за имамом. (В Aathaarus Sunan (издание 1 pg.89) этот Хадис был классифицирован как сахих).
Хазрат Джабир (радиАллаху анху) рассказал что, кто не читает суру фатиха даже в одном ракаате, его намаз, не действителен. Однако, если он — позади Имама, он не должен читатать суру фатиха. (Этот хадис был классифицирован как хасан -Тирмизи — гл..чтение позади имама ). На основе этого хадиса, что имам Тирмизи (R.A). рассказал от имама Ахмада бин Ханбаля (R.A)., следует что хадис , «Кто не читает суру фатиха его намаз, не полон», относится к тому, кто выполняет его намаз один. Это не относится к муктади (Джамиа Тирмизи, там же).
«ААМИИН» НАДО ГОВОРИТЬ ТИХО.
Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), как сообщают, сказал: » Не опережайте имама! Когда он говорит такбир, тогда Вы должны сделать то же самое. Когда он рассказывает «валяд дооолиин», тогда Вы должны сказать Аамин. Когда он делает «руку» тогда, Вы тоже должны сделать руку. И когда он говорит «самиа’ Ллаху лиман хамидаh» тогда, Вы должны сказать «Аллахумма Раббана ва лякаль хамд». [Муслим Сахих, Хадис 415]
Относительно высказывания «Аамин» это повествование очень ясно и явно. Как в случае, где Имам говорит Аллаху Акбар и самиа’ Ллаху лиман хамидаh громко, но все последователи говорят «Аллаху Акбар» и «Раббана лакаль хамд» тихо. В той же самой манере, когда Имам говорит «валяд дооолиин» громко, последователи должны сказать Аамин тихо. Также сообщается от Абу Ма’мара, что Умар (радиАллаху анху) имел обыкновение говорить: «Имам говорит четыре вещи тихо-Таавуз, Бисмиллях, Аамин и Раббана лякаль хамд» ( Aini т. 1 стр. 620)
ПОДЪЕМ РУК ДО ПЛЕЧ В НАМАЗЕ ДО И ПОСЛЕ РУКУЪ.
Хазрат Джаабир Ибн Самура (радиАллаху анху) передает что, однажды Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) вышел из своего дома к нам и сказал: «Почему я вижу Вас всех поднимающих ваши руки, как если бы они — хвосты упрямых лошадей. Будьте спокойны в намазе». [Муслим Сахих, хадис 430]
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЗ ПРАКТИКИ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (САЛЛАЛАХУ АЛЕЙХИ УА САЛЛЯМ)
Хазрат Абдулла Ибн Мас’уд (радиАллаху анху) сказал: «Не показать ли Вам манеру, в которой Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполнял свой намаз?» После этого он выполнил намаз, но он не поднимал его руки кроме как вначале (его намаза). [Тирмизи, хадис № 257] Этот хадис классифицирован как хасан. Ибн Хазм (R.A). объявил его сахих. Ахмед Шакир (R.A). также объявил его сахих.
САЛЯМ НАДО ДАВАТЬ В КОНЦЕ ВИТР НАМАЗА
Передают что, Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполнял три ракаата витр, не делая селям между (то есть после двух ракаат.) [Задул Ма’аад, с..110]
Уллама Ибн Хаджар (R.A). пишет в Фатхуль Бари, в комментари к Сахих Бухари , что Хазрат Убей Ибн Кааб, Хазрат Умар, Абдуллах ибн Масуд и Анас ибн Малик (радиАллаху анхум) делали салям в конце трех ракаатов витра, не между. (т. 1, с. 291)
ДВА РАКААТА СУННЫ ФАДЖР НАМАЗА.
Передано, что, когда Хазрат Абдулла Ибн Мас’уд (радиАллаху анху) прибыл в мечеть, имам уже вел намаз фаджр с джамаатом.
И так как он пока еще не выполнил два ракаата сунны фаджр, он встал позади одного из столбов мечети и выполнил его (в то время как джамаат делал фард). После чего он присоединился к джамаату. [Маджамауз Завваид, т. 1, с. 75]
Также так делал Абдулла Ибна Аббас ,Абу Дарда и Усман (радиАллаху анхум).
КАДА ДВУХ РАКААТОВ СУННЫ ФАДЖР НАМАЗА.
Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), как сообщают, сказал: «Кто не выполнил, сунну фаджр должен выполнить ее после того, как взойдет солнце». [Тирмизи, хадис № 423]
В Мувватта Имама Малика (R.A). написано, что это было также практикой Абдуллы Ибн Умара (радиАллаху анху)
НАМАЗ ВИТР И ТАРАВИХ В ДВАДЦАТЬ РАКААТОВ.
Хазрат Язид Ибн Руман (радиАллаху анху) передает, что в период халифата Хазрата Умара (радиАллаху анху), Сахаба выполняли двадцать ракаат таравих и три ракаата витр намазаr (с джамаатом). [ Мавватта Имама Малика, глава: намаз в Рамадане]
В период халифа Абу Бакра (радиАллаху анху) таравих с джамаатом не практиковали. Практика выполнения 20 ракаатов таравих с джамаатом в каждой ночью Рамадана и завершение всего Корана началась только в период правления Умара (радиАллаху анху). Все жившие тогда Сахабы соглассились с этой практикой. С того времени включая время правления Хазрата Усмана и Хазрата Али (радиАллаху анхум) по сей день мусульманская Умма (в целом) следовал этой практики.
Двадцать ракаат таравих также выполняют и в масджид Мекки и Медины в настоящее время. Однако, прискорбно, что некоторая группа людей отвергают эту практику в 20 ракаатов, противореча тем самым, с тем с чем согласилиь Сахабы.
ПУТЕШЕСТВИЕ.
Хазрат Абдулла Ибн Умар (радиАллаху анху) заявил, что, кто бы ни намерился остановиться в пути, в любом месте, во время его поездке в течение пятнадцати дней (или больше), он должен выполнить его намаз полностью (то есть он не должен выполнить сокращение намазов.) [Тирмизи хадис № 548]
ПОСТРОЕНИЕ В РЯДЫ С ДЖАМААТОМ (SAFF)
Как передано во многих хадисах, что saff (ряд) должен быть абсолютно прямым, и никакие промежутки нельзя оставлять между молящимися. Однако, некоторые люди настаивают на том, что надо раздвигать их ноги и стоять в такой манере, чтоб их лодыжки касались лодыжек их соседа. Как же нужно строить ряды?
Те, кто раздвигает широко ноги в рядах основываются на хадисе, рассказанным Ну’маном бин Баширом (радиАллаху анху). Он говорит: «Однажды Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) повернулся к нам и сказал: «Сомкните ваши ряды». Он повторил это трижды. После он сказал: «Клянусь Аллахом, Вы должны хорошо сомкнуть ваши ряды, иначе Аллаху Тааля разъединит ваши сердца». Хазрат Ну’маном бин Башир (радиАллаху анху) говорит: «я тогда увидел, как люди объединились своими плечами и лодыжками». [Абу Дауд, Сахих ибн Хузайма]
Об этом повествовании Хазрат Ну’маном бин Башир (радиАллаху анху) также сообщается в Сахих Бухари.
После анализа этого хадиса можно выделить два пункта:
1) Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) не давал указания присоединятьлодыжки. И нет никакого другого хадиса где бы он это указывал. Сахаба (радиАллаху анху) самостоятельно приняли этот способ для выполнения указания выправить ряды.
2)Этот хадис ясно указывает, что Ну’маном бин Башир (радиАллаху анху) видел Сахаба (радиАллаху анху) делающих это ДО начала намаза. Нет никакого хадиса о том, что надо поддерживать это положение (соединение в рядах) после того, как намаз начался.
Фактически, хадис от Хазрата Анаса (радиАллаху анху) абсолютно проясняет, что это выправление, придпринималось перед намазом, только чтобы гарантировать выправление рядов. Он говорит: «Если бы мне пришлось сделать это (присоединиться к лодыжкам) с любым из них (табиинов) сегодня, они убежали бы как дикие мулы». [Ибн Хаджар, Фатхуль Бари, т. 2, с.176]
Это просто означает, что табиины очень не любили, чтоб кто-то присоединял к их лодыжкам свои. Отсюдо следует, что:
1) Хазрата Анас (радиАллаху анху) прекратил делать это. Если бы это была сунна, а не только способ обеспечения для выправления рядов,то невозможно было бы чтоб Хазрата Анас (радиАллаху анху) оставил бы это, просто из-за кого-то, кто не любит это.
2) Табиины никогда бы не стали не любить и убегать от этого, если бы они наблюдали что многие из Сахаба (радиАллаху анхум) непрерывно практикуют это. Их не любовь можно объяснить только тем, что они вообще не видели Сахабов (радиАллаху анхум) делающих так. Следовательно становится ясным, что Сахабы (радиАллаху анхум) только иногда принимал эту практику, чтобы гарантировать выправление рядов. И это не было сунной само по себе, иначе они не оставили бы это.
К тому же нет никакого упоминания о том чтоб Сахабы поддерживали это положение В намазе.
Однако, если на мгновение мы действительно признаем, что это положение должно быть принято и в течение намаза,тогда возникает вопрос: В каком из положении намаза должно быть поддержано это позиция? Это положение должно быть поддержано в течение кийам, руку, саджда, каада или только в каком-то? Если кто-то скажет, что к лодыжкам нужно присоединиться только в кийам положении, тона каком основании другие положения были исключены? Если утверждается, что трудно сделать так в руку и саджда, то тоже самое можно сказать и для кийам, так как стоять с широко расставленными ногами неудобно и неестественно, и следовательно это представляет определенное количество трудности и беспокойства для многих людей. Короче говоря, эта практика не установлена как сунат намаза. Это было просто принято первоначально Сахаба (radiallahu anhum) ПЕРЕД началом намаза,чтобы гарантировать, что ряды являются прямыми.
МОЛИТВА С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.
Би-сми-л-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим!
Вопрос: Является ли исполнение молитвы с покрытой головой – сунной, а с непокрытой головой – макрух (нежелательно)?
Ответ: Да, исполнение мужчинами молитвы с покрытой головой – это молитва, исполненная в соответствии с сунной, а с непокрытой головой – макрух (нежелательно).
Молитва «макрух» хотя и является действительной (сахих), но за нее нет саваба (благости). То есть, исполнение молитвы подобным образом, избавляет мусульманина от долга, но лишает его дополнительных благостей Аллаха.
Причем, ученые вносят в этот вопрос пояснения:
Если мужчина исполняет молитву с непокрытой головой, не придавая значения покрыта ли голова или нет, то эта молитва – макрух. Если же молитва исполняется с непокрытой головой из-за того, что не придается значения самой молитве, то это уже является куфром, то есть человек теряет веру.
Исполнение молитвы с непокрытой головой не принесет вреда в случае, когда мусульманин принимает намерение этим самым выказать свое нижайшее положение, покорность перед Всевышним Создателем. Но и тут, уточняют ученые, покрыть голову все же лучше.
Нежелательной (макрух) будет молитва и в том случае, когда голова не покрывается из-за того, что жарко, или из-за того, что так удобнее.
[«Рэдд-уль-мухтар…», — Ибн-и Абидин ад-Димашки (1198-1252/1784-1836].
По мазхабу Шафии так же исполнение молитвы в тюбетейке или чалме является сунной.
[«Фатава-и кубра», — Ибн-и Хаджар аль-Макки (899-974/1494-1566)].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исполнял молитву с непокрытой головой. Молитва, исполненная с покрытой головой (чем бы ее не покрывали), более благостна молитвы с непокрытой головой.
Молитва, исполненная в чалме, более благостна, чем в тюбетейке. Сказано в хадисе: «Молитва в 2 ракаата, исполненная в чалме, более благостна молитвы в 70 ракаатов, исполненной без чалмы» [Абу Нуайм].
В книгах по Фикху говорится, что если при исполнении молитвы по какой-либо причине откроется голова, то лучше коротким движением одной руки вновь закрыть голову (например, поправив накидку; подняв с пола тюбетейку…), чем продолжать молитву с непокрытой головой.
[«Гурар ва Дурар», — М. Хусрав (ум. в 885/1480)].
Перед исполнением молитвы необходимо по возможности одеться в самую лучшую, в самую новую, в самую чистую одежду, так как это предписано Кораном. Об этом говорится в тафсире айата 31 суры 7 — А’раф (Преграды).
[Тафсиры ат-Табари; ар-Рази].
В переводе смысла одного из хадисов было сказано:
«Перед исполнением молитвы одевайтесь в самые лучшие одежды. Всевышний Аллах наиболее достоин того, чтобы для Него украшались, прихорашивались». [Аль-Байхаки].
На самом деле нет ни одного положения в ханафитском мазхабе, которое не было бы основано на доказательствах.
Сколько раз следует поднимать руки во время совершения намаза
Согласно ханафитскому мазхабу, при совершении намаза обе руки следует поднимать только после первого такбира. Разве это не противоречит достоверному хадису переданному от Абдуллаха ибн Омара?
В ханафитском мазхабе есть следующее доказательство того, что при совершении намаза обе руки поднимают только после первого такбира:
عَنْ عَلْقَمَةَ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ أَنَّهُ قَالَ أَلَا أُصَلِّي بِكُمْ صَلَاةَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَصَلَّى فَلَمْ يَرْفَعْ يَدَيْهِ إِلَّا مَرَّةً وَاحِدَةً
Передал Алкама от Абдуллаха ибн Масуда: «Он (Абдуллах ибн Масуд) сказал: «Хотите я вам покажу как совершал намаз Посланник Аллаха (с.а.в.)? –сказав это он совершил намаз. Во время намаза он поднял руки лишь один раз».
Этот хадис приведен у Насайи, уровень «сахих», т.е. «достоверный». Этот хадис приводит также и Ибн Аби Шайба. Все его равии (передатчики хадиса) соответствуют требованиям Имама аль-Бухари и Имама Муслима. Этот хадис еще встречается в «Муснаде» Ахмада ибн Ханбала.
Ханафитские ученые руководствовались именно этим хадисом переданным от Ибн Масуда. Так как Ибн Масуд среди сахабов был самым сведующим в фикхе, в вопросах фикха и был одним из самых старших по возрасту. Более того, Ибн Масуд был одним из самых близких сподвижников Посланника Аллаха (с.а.в.) и почти всегда находился рядом с ним.
Также до нас дошло достоверным («сахих») путем и то, что сам Абдуллах Ибн Омар при совершении намаза поднимал руки всего один раз. Как известно, согласно методу ханафитского мазхаба в таких случаях берется за основу не текст хадиса, а действия передатчика хадиса. Как видно, ученые ханафитского мазхаба, утверждая, что во время совершения намаза руки следует поднимать только один раз – при первом такбире, имеют под собой очень веские доказательства
Позор тем людям, которые утверждают, что, да, имам Абу Ханифа был великим имамом, но его молитва была слабой.
Что значит, его молитва была слабой??? Он был имамом своего времени и не знал как совершать молитву!? Имейте совесть! Он не нуждался в имаме Бухари.
Имам Бухари пришел после него. Он прожил в Куфе, он прожил в Мекке, и если бы его молитва была слабой, то они сказали бы ему об этом. Абдулла ибн Мубарак сказал бы ему. Фугъайл ибн Аяз сказал бы ему. Имам Малик сказал бы ему. А вы не можете связать три арабских слова, но при этом ищите недостатки у имамов. Это полное отсутствие совести.
Да Альхамдулиллях у каждого мазхаба есть сильные док-ва. У каждого из четырех. Придерживаться не одного из 4 мазхабов это опасно.
-عَنْ عَبْدِ الله بْنِ زَيْدٍ رَضِيَ الله عَنْه قَالَ: رَأَيْتُ رَسُولُ اللهِ مَضْمَضَ وَ اسْتَنْشَقَ مِنْ كَفٍّ وَاحِدَةٍ، فَعَلَ ذَلِكَ ثَلاَثاً. رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ التِّرْمِذِيُّ.
412-Передают со слов ибн Абдулла ибн Зейда, что он сказал: я видел как Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , полоскал рот и промывал но из одной пригоршни, и совершил это три раза [ Абу Дауд (119), Тирмизи (28) ].
Шарх
Сказал Тирмизи: сказали некоторые ученые: полоскать рот и промывать нос с одной пригоршни засчитывается, сказали некоторые ученые: разделение у нас предпочтительнее. Сказал Шафии: если объединит и совершит с одной пригоршни, это дозволено. Если совершит раздельно, это для нас предпочтительнее.
У Шафии имеется два мнения в этом вопросе.
Как мнение Абу Ханифы. То есть разделять между ними.
Разделять между ними. Это более известное.
Мулла Али Кари в «Миркат мафатих» и Будрутдин Айни в «Умдатуль-кари шарх сахих Бухари» сказали, что хадис довод для мазхаба Шафии. И пытались найти объяснение этому хадису в поддержку разделения. Но Айни сказал: в этом есть сомнение и лучше сказать, все что приводится в этом вопросе указывает на дозволенность.
عَنْ أَبِي حَيَّةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قََالَ: رَأَيْتُ عَلِيَّا تَوَضَّأَ فَغَسَلَ كَفَّيْهِ حَتَّى أَنْقَاهُمَا ثُمَّ تَمَضْمَضَ ثَلاَثًا وَ اسْتَنْشَقَ ثَلاَثاً وَ غَسَلَ وَجْهَهُ ثَلاَثًا وَ ذِرَاعَيْهِ ثَلاَثًا وَ مَسَحَ بِرَأْسِهِ مَرَّةً ثُمَّ غَسَلَ قَدَمَيْهِ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ثُمَّ قَامَ فَأَخَذَ فَضْلَ طَهُورِهِ فَشَرِبَهُ وَ هُوَ قَائِمٌ، ثُمَّ قَالَ: أَحْبَبْتُ أَنْ أُرِيكُمْ كَيْفَ كَانَ طُهُورُ رَسُولُِ اللهِ. رَوَاهُ التَّرْمِذِيُّ وَ النَّسَائِيُّ.
410-Передают со слов Абу Хайя, что он сказал: я видел как Али совершил омовение и помыл кисти рук пока не очистил их, затем трижды прополоскал рот, и трижды промыл нос, трижды помыл лицо, и трижды руки и протер один раз голову, затем помыл ноги трижды до щиколоток, затем встал и взяв остатки воды попил её стоя, затем сказал: я пожелал показать вам как совершал омовение Посланник Аллаха [ Тирмизи (48), Насаи (96), Абу Дауд (116) ].
Шарх
Абу Хайя – имеется разногласие в его имени: Абу Хайя ибн Кайс Хамдани, Амр ибн Наср Хамдани, и другие варианты. Передал хадисы от Али ибн Абу
В хадисе указано, что рот и нос отдельно, что соответствует ханафитскому мазхабу.
Сказал Тахави: запрещено (пить стоя) тому, кто не произнес имя Аллаха.
عَنْ عَبْدِ الله بْنِ زَيْدٍ رَضِيَ الله عَنْه قَالَ: رَأَيْتُ رَسُولُ اللهِ مَضْمَضَ وَ اسْتَنْشَقَ مِنْ كَفٍّ وَاحِدَةٍ، فَعَلَ ذَلِكَ ثَلاَثاً. رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَ التِّرْمِذِيُّ.
412-Передают со слов ибн Абдулла ибн Зейда, что он сказал: я видел как Посланник Аллаха , да благословит Его Аллах и приветствует , полоскал рот и промывал но из одной пригоршни, и совершил это три раза [ Абу Дауд (119), Тирмизи (28) ].
Шарх
Сказал Тирмизи: сказали некоторые ученые: полоскать рот и промывать нос с одной пригоршни засчитывается, сказали некоторые ученые: разделение у нас предпочтительнее. Сказал Шафии: если объединит и совершит с одной пригоршни, это дозволено. Если совершит раздельно, это для нас предпочтительнее.
У Шафии имеется два мнения в этом вопросе.
Как мнение Абу Ханифы. То есть разделять между ними.
Разделять между ними. Это более известное.
Мулла Али Кари в «Миркат мафатих» и Будрутдин Айни в «Умдатуль-кари шарх сахих Бухари» сказали, что хадис довод для мазхаба Шафии. И пытались найти объяснение этому хадису в поддержку разделения. Но Айни сказал: в этом есть сомнение и лучше сказать, все что приводится в этом вопросе указывает на дозволенность.
Сказал Мубаракфури в «Тухватуь-ахвази шарх джамиг Тирмизи»: «Польза. Знай, что разногласие ученых в объединении и разделении это в том, что предпочтительнее, а не в дозволенности или недозволенности».
Это сказали Хатиб шафии, ибн Абу Зейд малики. В «Фатава захирия» ханафитского мазхаба сказано, что у Абу Ханифы дозволено объединять между полосканием рта и промыванием носа.
314-عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ الله عَنْه أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ مَسَحَ بِرَأْسِهِ وَ أُذُنَيْهِ بَاطِنَهُمَا بِالسَّبَّاحَتَيْنِ وَ ظَاهِرَهُمَا بِإِبْهَامَيْهِ. رَوَاهُ النَّسَائِيُّ.
413-Передают со слов ибн Аббаса, что Пророк , да благословит Его Аллах и приветствует , протер голову и оба уха, внутреннюю часть указательными пальцами, внешнюю часть большими пальцами [ Насаи в длинном хадисе (102), Тирмизи (36), ибн Маджа (439) ].
Разошлись мнения ученых к чему относятся уши: к голове, к лицу или они отдельный орган:
Малик: уши часть головы, но нужно заново намочить руки.
Шафии: уши отдельный орган, но нужно заново намочить руки.
Абу Ханифа: уши часть головы, протираются водой оставшейся после протирания головы.
Ахмад ибн Ханбаль: уши часть головы, но нужно заново намочить руки.
О протирании сандалий: Сказал Мубаракфури в «Миргат мафатих»:
جَوْرَبٌ – это обмотка ноги, или это то, что надевается на ногу из шерсти, кожи, хлопка плотным будет или тонким.
نَعْلٌ – это то, что защищает стопу от земли. Сказал Джазари: это то, что надевается на ногу, чтобы ходить (на улице).
Смысл хадиса, что он надел обувь на носки и он протер одновременно и носки и обувь. Его целью было протирание носков, а не обуви, и это является основой, но обувь была поверх носков, поэтому её он и протер.
Это мнение Хаттабы, Тахави ибн Кайима и Тыби.
Также имеются и другие мнения, но это мнение сильнее.
الْجَوْرَبٌ – во многих словарях не приводится объяснение, так как это вещь известная.
Сказал Абу Бакр Араби: это то, что закрывает стопы и изготавливается из шерсти для защиты ног.
Сказал Хаттаб малики: то что имеет форму хуффа (обуви), но изготавливается из льна или хлопка и т.д.
В «Рауд мурбиг» Бахути ханбали: это то, что надевается на ногу в виде хуффа, но не из кожи.
Сказал Айни ханафи: это то, что надевают жители Шама в сильные холода. Его изготавливают из пряжи шерсти. Также Тирмизи привел действие Абу Ханифы, который протер джавраб во время предсмертной болезни.
عَنِ الْمُغِيرَةَ بْنِ شُعْبَةَ، أَنَّهُ غَزَا مَعَ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ غَزْوَةَ تَبُوكَ. قَالَ الْمُغِيرَةُ: فَتَبَرَّزَ رَسُولُ الله قِبَلَ الْغَائِطِ فَحَمَلْتُ مَعَهُ إِدَاوَةً قَبْلَ الْفَجْرِ، فَلَمَّا رَجَعَ أَخَذْتُ أُهَرِيقُ عَلَى يَدَيْهِ مِنَ الإِدَاوَةِ، فَغَسَلَ يَدَيْهِ وَ وَجْهَهُ وَ عَلَيْهِ جُبَّةٌ مِنْ صُوفٍ، ذَهَبَ يَحْسِرُ عَنْ ذِرَاعَيْهِ، فَضَاقَ كُمُّ الْجُبَّةِ فَأَخْرَجَ يَدَيْهِ مِنْ تَحْتِ الْجُبَّةِ وَ أَلْقَى الْجُبَّةَ عَلَى مَنْكِبَيْهِ وَ غَسَلَ ذِرَاعَيْهِ، ثُمَّ مَسَّ بِنَاصِيَتِهِ وَ عَلَى الْعَمَامَةِ ثُمَّ أَهْوَيْتُ لأَنْزِعَ خُفَّيْهِ، فَقَالَ: «دَعْهُمَا فَإِنَّي أَدْخَلْتُهُمَا طَاهِرَتَيْنِ» فَمَسَحَ عَلَيْهِمَا. ثُمَّ رَكِبَ وَ رَكِبْتُ فَانْتَهَيْنَا إِلَى الْقَوْمِ، وَ قَدْ قَامُوا إِلَى الصَّلاَةِ، وَ يُصَلِّي بِهِمْ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ وَ قَدَ رَكَعَ بِهِمْ رَكْعَةً، فَلَمَّا أَحَسَّ بِالنَّبِيِّ ذَهَبَ يَتَأَخَرُ، فَأَوْمَأَ إِلَيْهِ، فَأَدْرَكَ النَّبِيُّ إِحْدَى الرَّكْعَتَيْنِ مَعَهُ. فَلَمَّا سَلَّمَ قَامَ النَّبِيُّ وَ قُمْتُ معَهُ، فَرَكَعْنَا الرَّكْعَةَ الَّتِي سَبَقَتْنَا. رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
518 — Передают, что Мугира ибн Шугба участвовал вместе с Посланником Аллаха в походе на Табук. Мугира сказал:Посланник Аллаха выехал для справления нужды и направился к низине. И я взял с собой сосуд воды перед рассветом. Когда он вернулся я начал поливать воду на его руки из сосуда и он вымыл руки и лицо. На нем была джубба (одежда) из шерсти, и он начал открывать предплечья, но рукава были узкими поэтому он вытащил руки из под джуббы, а её закинул на плечи.
После этого он помыл руки и протер переднюю часть голову и чалму. И я пожелал снять его обувь, но он сказал мне: «Оставь их, так как я надел их будучи чистыми».Затем он протер их и сел верхом. Я также сел верхом и мы доехали до людей, которые уже совершали намаз.
Имамом был Абдурахман ибн Ауф и они уже совершили первый ракаат. Когда он узнал, что подошел Посланник Аллаха он начал отходить назад, но Посланник Аллаха указал ему остаться на своем месте. И Посланник Аллаха успел прочитать с имамом один ракаат. После приветствия он встал и я встал вместе с ним и мы совершили ракаат, который мы пропустили [ Муслим, Бухари вкратце и полностью, Абу Дауд (149), Насаи (125), ибн Маджа (545), Дарими (713), Ахмад. Это версия Муслима].
Поход на Табук произошел в месяце раджаб девятого года по хиджре. Табук находится в 700 километрах севернее Медины.
Желательно удалится от глаз людей для справления нужды.
Дозволено пользоваться помощью других во время совершения омовения. Так как Мугира поливал воду Посланнику Аллаха.
Дозволено одевать одежду, которую привезли из мест где живут не мусульмане. Так как джубба была привозная (из Шама, византийская) и большинство одежды, которую нажевали мусульмане было привозным.
Протирание чалмы без причины не дозволено в мазхабах Абу Ханифы, Шафии и Малика. Ахмад разрешил это при условии, что чалма будет замотана и часть её будет пол подбородком.
Посланник Аллаха в основном протирал всю голову во время омовения. Но иногда он протирал часть головы и чалму, как в этом хадисе.
В мазхабе Шафии для того, чтобы можно было протирать обувь необходимо её надеть после завершения совершения омовения. То есть только после того как вымоет левую ногу. В мазхабе Абу Ханифы разрешено надевать обувь после омывания ноги.
Способ протирания.
Абу Ханифа – провести линию тремя пальцами.
Шафии- все что входит под слово протирание.
Ахмад- протирание большей части.
Малик – протирание всей поверхности.
Нельзя вставать, чтобы дочитать пропущенные ракааты до того, как имам скажет салям. В мазхабе ханафи это макрух тахриман.
Приводится в сборнике Насаи, что Посланник Аллаха попросил Мугиру остаться с ним, а остальные продолжили идти.
Условия для действительности протирания.
Условия принятые всеми учеными.
Надеть, находясь в состоянии омовения; когда Мугира ибн Шу’ба поливал воду Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и помилует, и пришло время омывания ног, Мугира хотел снять обувь Пророка, да благословит его Аллах и помилует, но услышал: «Оставь их, так как я надел их находясь в состоянии омовения» [ Бухари, 206; Муслим].
Все мазхабы, кроме шафиитского ставят условием совершение омовения водой. В мазхабе шафии можно протирать обувь и после таяммума.
Все мазхабы, кроме ханафитского ставят условием совершение омовение до конца. То есть для того, чтобы можно было протирать нужно надеть обувь после того, как вымыл левую ногу.
Чтобы обувь была чистой, не наджис. Нельзя если будет обувь из свиной кожи или из невыделанной шкуры.
Чтобы обувь закрывала места, которые необходимо мыть, то есть чтобы закрывали стопу и щиколотки;
Чтобы в них можно было ходить.
Ханафитский мазхаб: чтобы можно было пройти 5 ки или более (или 80 км). Если обувь не выдержит это расстояние и порвется, то её протирать нельзя. Также нельзя протирать то, что не держится на ноге. Нельзя делать обувь из стекла, дерева, железа
Шафиитский мазхаб: чтобы можно было ходить в них время протирания, сутки или трое суток. И неважно кожаные будеть обувь или из войлока или стекла.
Маликитский мазхаб: дозволено протирать все то, в чем можно ходить. Нельзя протирать если обувь бедет широкой и не будет держаться на ноге.
Ханбалитский мазхаб: чтобы обувь была кожаной или деревянной или другого крепкого материала, чтобы в ней можно было ходить и она держалась на ноге и не спадала.
Условия в которых есть разногласие.
На носке не должно быть дыр.
Мазхабы ханафи и малики разрешают протирать если дырки будут небольшими.
Мазхабы шафии и ханбали не разрешают протирать если даже есть малеькая дырочка.
Что бы обувь была кожаная.
В мазхабе малики дозволено протирать только кожаную обувь.
В остальных мазхабах дозволено протирать любую обувь при условии, что она препятствует попаданию на стопу воды;
Чтобы обувь была одна. То есть не надевать поверх неё еще что-нибудь.
В мазхабе малики и более сильном мнении в мазхабе малики, что дозволено протирать если будет несколько слоев обуви.
В мазхабе ханафи для этого есть три условия.
Чтобы внешняя обувь была из кожи.
Чтобы в ней можно было ходить отдельно.
Надеть находясь в состоянии омовения.
В мазхабе ханбали если надел обувь и не нарушив омовение надел вторую дозволено протирать любую из них.
В мазхабе шафии есть четыре варианта:
Если протирать верхнюю можно, а нижнюю нельзя, то потираем верхнюю
Если протирать верхнюю нельзя, и нижнюю можно, протираем нижнюю.
Если нельзя протирать обе, то не протираем.
Если протирать можно обе. То протирание верхней по старому мнению – дозволено, по новому не дозволено. И большинство шафиитов придерживаются нового мнения Шафии.
Чтобы обувь была дозволенной. То есть не краденой или не отнятой и т.д.
Это условие ученых маликитского и ханбалитского мазхабов.
В мазхабе ханафи и по более сильному мнению в мазхабе шафии это не является условием.
Чтобы не был прозрачным.
В мазхабе ханафи главное, чтобы не проникала вода.
В мазхабе малики условием является кожа.
В мазхабе ханбали является условием, что бы не было видно кожи.
Протирать кожаные носки можно после всего, что нарушает омовение, но если нарушится гусль, то необходимо их снять и помыть все тело.