НАМАЗ ПО ХАНАФИ С ДАЛИЛЯМИ-

……….Не секрет, что когда заходишь в наши мечети (Российские) можно увидель как мусульмане делают намаз в полном смешении всех возможных мнений. Те которые делают намаз в соответствии со своим мазхабом единици. Остальная часть делает кто-как может. И можно увидеть как люди во время кияма кладут руки и под пупком и на него и над ним и даже почти на горле,, и как дергают пальцем в ташахуде, и как во время такбир тахрим руки поднимают не то чтоб до ушей но даже до груди не поднимают — ограничиваясь уровнем пупка и т.д.. А ведь многие из них считают себя последователями мазхаба. Да Вы наверное и сами это знаете. а если начинаешь объяснять им как делать намаз в соответствии с их мазхабом (не все же они безмазхабники), то многие искренне удивляются когда узнают что они не по своему мазхабу молятся, некоторые спрашивают далили, ну а других постоянно сбивают те которые призваны «очистить» ислам от таклида и других «заблуждений»

СПОСОБ ДЕЛАТЬ ВУДУ.

 

Хазрат Усман (радиАллаху анху) однажды спрасил: «Разве я не должен показать Вам способ, которым Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполнял его вуду?» После чего он выполнил вуду таким образом, что он вымыл каждый член трижды. [Сахих Муслима ]

МАСАХ (ПРОТИРАНИЕ ВЛАЖНЫМИ ПАЛЬЦАМИ) ПО ЗАТЫЛКУ.

 

Хазрат Абдулла Ибн Умар (радиАллаху анху) рассказал что, Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто бы ни выполнил вуду и при этом делает масах по его затылку, он будет спасен от ношения ожерелья из огня вокруг его шеи в судный день». Известный комментатор Сахиха Бухари уллама Хаджар Аскалаани (R.A), пишет в его книге Talkheesul Habeer (том 1: стр.92), что этот хадис -Сахих, уллама Шаукани (R.A). также подтвердил это в Naylul Awtaar (том 1, p.204).

ВЫПОЛНЕНИЕ МАСАХ  ПО ОБЫЧНЫМ НОСКАМ(то есть хлопок, шерсть, полиэстер, и т.д.)

Не допустимо сделать масах по обычным носкам (хлопковый, шерстяной, нейлон, и т.д. ) то есть все носки кроме кожаных носков) в вуду. Нет никакого подлинного разрешения для этого.

ПРЕДПИСАННОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ 5 ЕЖЕДНЕВНЫХ НАМАЗОВ.
Хазрат Абу Хурайра (радиАллаху анху) рассказывает: «Когда длина вашей тени (от солнца) равна вашей высоте, тогда выполняют зухр намаз. Когда длина вашей тени становится вдвое вашей высоты, выполняют аср намаз. Выполняйте магриб намаз, когда солнце зашло. Выполняйте иша намаз пока одна треть (1/3) ночи еще не прошла. И выполните фаджр намаз, пока еще темно.» [Муватта имам Малик т.1. стр 8 хадис 9]

МАСНУН ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗУХР НАМАЗА.
Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) сказал: «Когда жара становится очень сильной (после того, как наступил полдень), следует задержать зухр намаз, пока жара чуть не спадет, поскольку поистине сильная жара — это из проявлений Джаханнам». [Сахих Муслима, Хадис 615]

МАСНУН ВРЕМЕНИ ДЛЯ АСРА.
У Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) была благородная привычка: он имел обыкновение задерживать выполнение асра, пока солнце становилось белым и ясным. [Абу Дауд; Вактуль аср]

 

 

МАСНУН ВРЕМЕНИ ДЛЯ ФАДЖР.
Как сообщают от Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) : «Выполните фаджр намаз, когда небо проясняется во время рассвета (то есть перед восходом солнца), так как это — средство приобретения большей награды. [Тирмизи, хадис 154]

Имам Тирмидхи объясняет, что большинство Sahaaba (радиАллаху анхум) имело обыкновение выполнять фаджр намаз в это время (то есть когда небо прояснилось).

МАСНУН ИКАМЫ.
Хазрат Билал (радиАллаху анху) — муадзин Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), слова азана и икамы проговаривал дважды. (Этот хадис классифицирован как Sahih Мусаннаф Абдур Раззаак; см. Aathaarus Sunan т.1, с. 53)
Муадзины Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) — Абу Mahзурa (радиАллаху анху) и Thaubaan (радиАллаху анху) также имели обыкновение проговаривать слова азана и икамы в вышеупомянутой манере (то есть говоря слова дважды).
Уллаама Шаукани (Р.А.) подтвердил подлинность вышеупомянутых повествований в Naylul Autaar, (т. 2. стр.24.)

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ В НАМАЗЕ.
Ибн Умар (R.A). рассказывает что Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), носил белую шляпу. (Табарани) — уллама Суюти классифицировал этот хадис, как очень подлинный: см. Сираджуль Мунир; т.4, стр.112). А так-же написано в Fataawa Thunaaiyya т. 1, pg. 525), и в Fatawaa Ahle Hadith Scholars (т. 4 стр.291), что Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) всегда имел обыкновение держать свою мубарака голову покрытой в течение намаза. В тех же самых книгах также упомянуто, что преднамеренно снимать головной убор и выполнять намаз без шапки противоречит сунне. (т. 1, стр.523.)

ПОДНИМАТЬ РУКИ ДО МОЧЕК УШЕЙ.
Хазрат Катаада (радиАллаху анху) передает, что видел Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполняющим свой намаз. Он передает что, Посланник Аллаха (sallallahu alaihi wasallam) имел обыкновение поднимать его руки, пока они не достигали его мочек ушей. [Муслим Сахих, гл.. Istihbaabur Raf’, хадис 391]

ПОМЕЩАТЬ РУКИ НИЖЕ ПУПКА.

Хазрат Али (радиАллаху анху) передает, что, сунна Посланника Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) помещать, одну руку поверх другой ниже пупка. [Абу Дауд, гл. .Wad’ul Yumna, хадис 756]
Вышеупомянутый метод положения рук также описан Хазратом Анасом (радиАллаху анху).

 

ПРОИЗНОСИТЬ «БИССИМИЛЯ» ТИХО.

Хазрат Анас (радиАллаху анху) передает «я выполнял намаз джамаатом позади Посланника Аллаха(саллалаху алейхи уа саллям), Абу Бакра, Умара и Усмана (радиАллаху анхум) и я не слышал, чтобы кто-нибудь из них говорил Бисмилляхир рахманир рахим» [Муслим Сахих, хадис 399]
Имам Тирмизи (R.A). утверждает, что большинство сахаба (радиАллаху анхум) также имело обыкновение рассказывать Бисмилля тихо.

МУКТАДИ ДОЛЖЕН СЛУШАТЬ И ОСТАВАТЬСЯ ТИХИМ.

Аллаху Тааля говорит: «Когда читают Коран, тогда слушают внимательно и остаются тихими , так чтоб милосердие постигло Вас».
Хазрат Абдулла Ибн Мас’уд, Абу Хурайра, Абдулла Ибн Аббас и Абдулла Ибн Мугаффал (радиАллаху анхум) заявляют, что этот айат Корана был ниспослан относительно Хутбы и относительно Намаза. [Тафсир Ибн Касир, т. 1 стр. 281]

Тафсир этого айата Святого Корана состоит в том, что, когда имам читает Коран громко (вслух), последователи должны слушать внимательно, и когда он читает тихо, последователи должны остаться тихими.

Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), как сообщают, сказал: «Когда Вы начинаете ваш намаз с джамаатом, то выправляете ваши ряды. После того, когда Имам говорит такбир, Вы должны также сказать такбир. Однако, когда он начинает читать Коран, Вы должны остаться тихими. И когда он говорит «валяд дооолин» тогда, Вы должны сказать Аамин». Выполняя ваш намаз в этой форме и Аллах Taaлa будет любить Вас. «[Муслим гл. ташахуд]

(Подобный хадис был рассказан Абу Хурайра (радиАллаху анху)-Имам Муслим засвидетельствовал его подлинность; там же.

 

 

МУКТАДИ НЕ ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ СУРУ ФАТИХА.
Как передают от Хазрата Атаа Ибна Ясаара (радиАллаху анху), что он расспросил Хазрата Зайда Ибна Саабита (радиАллаху анху) относительно чтения Корана за имамом. Хазрат Зайд (радиАллаху анху) ответил: «нет никакого чтения Великолепного Корана в любом намазе позади имама». [Мусульм Сахих, глава по Суджут Тилава, хадис 577]

 

КИРААТ ИМАМА ДОСТАТОЧЕН ДЛЯ МУК-ТАДИ.
Хазрат Абдулла Ибн Умар (радиАллаху анху) неоднократно говорил: «Кто бы ни выполнял намаз позади имама, кираат имама достаточен для него». (Сунан Байхаки; глава «кираат позади имама» Имам Байхаки (R.A.) заявил, что этот хадис — сахих.)

ЧЕЛОВЕК,ВЫПОЛНЯЮЩИЙ НАМАЗ ИНДИВИДУАЛЬНО ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ СУРУ ФАТИХА,НЕ МУКТАДИ.

Хазрата Абдуллу Ибн Умара (радиАллаху анху) спрашивали: «Должен ли муктади читать Коран позади имама?» Он ответил, что кираат имама достаточен для муктади. Но если он выполняет намаз индивидуально, тогда он должен читать в кираат. Также практика Хазрата Абдуллы Ибн Умара (радиАллаху анху) было то, что он не читал суру фатиха за имамом. (В Aathaarus Sunan (издание 1 pg.89) этот Хадис был классифицирован как сахих).
Хазрат Джабир (радиАллаху анху) рассказал что, кто не читает суру фатиха даже в одном ракаате, его намаз, не действителен. Однако, если он — позади Имама, он не должен читатать суру фатиха. (Этот хадис был классифицирован как хасан -Тирмизи — гл..чтение позади имама ). На основе этого хадиса, что имам Тирмизи (R.A). рассказал от имама Ахмада бин Ханбаля (R.A)., следует что хадис , «Кто не читает суру фатиха его намаз, не полон», относится к тому, кто выполняет его намаз один. Это не относится к муктади (Джамиа Тирмизи, там же).

 

«ААМИИН» НАДО ГОВОРИТЬ ТИХО.

Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), как сообщают, сказал: » Не опережайте имама! Когда он говорит такбир, тогда Вы должны сделать то же самое. Когда он рассказывает «валяд дооолиин», тогда Вы должны сказать Аамин. Когда он делает «руку» тогда, Вы тоже должны сделать руку. И когда он говорит «самиа’ Ллаху лиман хамидаh» тогда, Вы должны сказать «Аллахумма Раббана ва лякаль хамд». [Муслим Сахих, Хадис 415]

Относительно высказывания «Аамин» это повествование очень ясно и явно. Как в случае, где Имам говорит Аллаху Акбар и самиа’ Ллаху лиман хамидаh громко, но все последователи говорят «Аллаху Акбар» и «Раббана лакаль хамд» тихо. В той же самой манере, когда Имам говорит «валяд дооолиин» громко, последователи должны сказать Аамин тихо. Также сообщается от Абу Ма’мара, что Умар (радиАллаху анху) имел обыкновение говорить: «Имам говорит четыре вещи тихо-Таавуз, Бисмиллях, Аамин и Раббана лякаль хамд» ( Aini т. 1 стр. 620)

ПОДЪЕМ РУК ДО ПЛЕЧ В НАМАЗЕ ДО И ПОСЛЕ РУКУЪ.
Хазрат Джаабир Ибн Самура (радиАллаху анху) передает что, однажды Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) вышел из своего дома к нам и сказал: «Почему я вижу Вас всех поднимающих ваши руки, как если бы они — хвосты упрямых лошадей. Будьте спокойны в намазе». [Муслим Сахих, хадис 430]

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЗ ПРАКТИКИ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (САЛЛАЛАХУ АЛЕЙХИ УА САЛЛЯМ)

Хазрат Абдулла Ибн Мас’уд (радиАллаху анху) сказал: «Не показать ли Вам манеру, в которой Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполнял свой намаз?» После этого он выполнил намаз, но он не поднимал его руки кроме как вначале (его намаза). [Тирмизи, хадис № 257] Этот хадис классифицирован как хасан. Ибн Хазм (R.A). объявил его сахих. Ахмед Шакир (R.A). также объявил его сахих.

САЛЯМ НАДО ДАВАТЬ В КОНЦЕ ВИТР НАМАЗА
Передают что, Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) выполнял три ракаата витр, не делая селям между (то есть после двух ракаат.) [Задул Ма’аад, с..110]
Уллама Ибн Хаджар (R.A). пишет в Фатхуль Бари, в комментари к Сахих Бухари , что Хазрат Убей Ибн Кааб, Хазрат Умар, Абдуллах ибн Масуд и Анас ибн Малик (радиАллаху анхум) делали салям в конце трех ракаатов витра, не между. (т. 1, с. 291)

 

 

 

ДВА РАКААТА СУННЫ ФАДЖР НАМАЗА.

Передано, что, когда Хазрат Абдулла Ибн Мас’уд (радиАллаху анху) прибыл в мечеть, имам уже вел намаз фаджр с джамаатом.

И так как он пока еще не выполнил два ракаата сунны фаджр, он встал позади одного из столбов мечети и выполнил его (в то время как джамаат делал фард). После чего он присоединился к джамаату. [Маджамауз Завваид, т. 1, с. 75]

Также так делал Абдулла Ибна Аббас ,Абу Дарда и Усман (радиАллаху анхум).

 

КАДА ДВУХ РАКААТОВ СУННЫ ФАДЖР НАМАЗА.
Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям), как сообщают, сказал: «Кто не выполнил, сунну фаджр должен выполнить ее после того, как взойдет солнце». [Тирмизи, хадис № 423]

В Мувватта Имама Малика (R.A). написано, что это было также практикой Абдуллы Ибн Умара (радиАллаху анху)

 

НАМАЗ ВИТР И ТАРАВИХ В ДВАДЦАТЬ РАКААТОВ.

Хазрат Язид Ибн Руман (радиАллаху анху) передает, что в период халифата Хазрата Умара (радиАллаху анху), Сахаба выполняли двадцать ракаат таравих и три ракаата витр намазаr (с джамаатом). [ Мавватта Имама Малика, глава: намаз в Рамадане]
В период халифа Абу Бакра (радиАллаху анху) таравих с джамаатом не практиковали. Практика выполнения 20 ракаатов таравих с джамаатом в каждой ночью Рамадана и завершение всего Корана началась только в период правления Умара (радиАллаху анху). Все жившие тогда Сахабы соглассились с этой практикой. С того времени включая время правления Хазрата Усмана и Хазрата Али (радиАллаху анхум) по сей день мусульманская Умма (в целом) следовал этой практики.

Двадцать ракаат таравих также выполняют и в масджид Мекки и Медины в настоящее время. Однако, прискорбно, что некоторая группа людей отвергают эту практику в 20 ракаатов, противореча тем самым, с тем с чем согласилиь Сахабы.

ПУТЕШЕСТВИЕ.
Хазрат Абдулла Ибн Умар (радиАллаху анху) заявил, что, кто бы ни намерился остановиться в пути, в любом месте, во время его поездке в течение пятнадцати дней (или больше), он должен выполнить его намаз полностью (то есть он не должен выполнить сокращение намазов.) [Тирмизи хадис № 548]

 

ПОСТРОЕНИЕ В РЯДЫ  С ДЖАМААТОМ (SAFF)
Как передано во многих хадисах, что saff (ряд) должен быть абсолютно прямым, и никакие промежутки нельзя оставлять между молящимися. Однако, некоторые люди настаивают на том, что надо раздвигать их ноги и стоять в такой манере, чтоб их лодыжки касались лодыжек их соседа. Как же нужно строить ряды?

Те, кто раздвигает широко ноги в рядах основываются на хадисе, рассказанным Ну’маном бин Баширом (радиАллаху анху). Он говорит: «Однажды Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) повернулся к нам и сказал: «Сомкните ваши ряды». Он повторил это трижды. После он сказал: «Клянусь Аллахом, Вы должны хорошо сомкнуть ваши ряды, иначе Аллаху Тааля разъединит ваши сердца». Хазрат Ну’маном бин Башир (радиАллаху анху) говорит: «я тогда увидел, как люди объединились своими плечами и лодыжками». [Абу Дауд, Сахих ибн Хузайма]
Об этом повествовании Хазрат Ну’маном бин Башир (радиАллаху анху) также сообщается в Сахих Бухари.

После анализа этого хадиса можно выделить два пункта:
1) Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уа саллям) не давал указания присоединятьлодыжки. И нет никакого другого хадиса где бы он это указывал. Сахаба (радиАллаху анху) самостоятельно приняли этот способ для выполнения указания выправить ряды.
2)Этот хадис ясно указывает, что Ну’маном бин Башир (радиАллаху анху) видел Сахаба (радиАллаху анху) делающих это ДО начала намаза. Нет никакого хадиса о том, что надо поддерживать это положение (соединение в рядах) после того, как намаз начался.

Фактически, хадис от Хазрата Анаса (радиАллаху анху) абсолютно проясняет, что это выправление, придпринималось перед намазом, только чтобы гарантировать выправление рядов. Он говорит: «Если бы мне пришлось сделать это (присоединиться к лодыжкам) с любым из них (табиинов) сегодня, они убежали бы как дикие мулы». [Ибн Хаджар, Фатхуль Бари, т. 2, с.176]

Это просто означает, что табиины очень не любили, чтоб кто-то присоединял к их лодыжкам свои. Отсюдо следует, что:

1)      Хазрата Анас (радиАллаху анху) прекратил делать это. Если бы это была сунна, а не только способ обеспечения для выправления рядов,то невозможно было бы чтоб Хазрата Анас (радиАллаху анху) оставил бы это, просто из-за кого-то, кто не любит это.
2) Табиины никогда бы не стали не любить и убегать от этого, если бы они наблюдали что многие из Сахаба (радиАллаху анхум) непрерывно практикуют это. Их не любовь можно объяснить только тем, что они вообще не видели Сахабов (радиАллаху анхум) делающих так. Следовательно становится ясным, что Сахабы (радиАллаху анхум) только иногда принимал эту практику, чтобы гарантировать выправление рядов. И это не было сунной само по себе, иначе они не оставили бы это.
К тому же нет никакого упоминания о том чтоб Сахабы поддерживали это положение В намазе.

Однако, если на мгновение мы действительно признаем, что это положение должно быть принято и в течение намаза,тогда возникает вопрос: В каком из положении намаза должно быть поддержано это позиция? Это положение должно быть поддержано в течение кийам, руку, саджда, каада или только в каком-то? Если кто-то скажет, что к лодыжкам нужно присоединиться только в кийам положении, тона каком основании другие положения были исключены? Если утверждается, что трудно сделать так в руку и саджда, то тоже самое можно сказать и для кийам, так как стоять с широко расставленными ногами неудобно и неестественно, и следовательно это представляет определенное количество трудности и беспокойства для многих людей. Короче говоря, эта практика не установлена как сунат намаза. Это было просто принято первоначально Сахаба (radiallahu anhum) ПЕРЕД началом намаза,чтобы гарантировать, что ряды являются прямыми.

 

МОЛИТВА С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.

Би-сми-л-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим!
Вопрос: Является ли исполнение молитвы с покрытой головой – сунной, а с непокрытой головой – макрух (нежелательно)? 

Ответ: Да, исполнение мужчинами молитвы с покрытой головой – это молитва, исполненная в соответствии с сунной, а с непокрытой головой – макрух (нежелательно).

Молитва «макрух» хотя и является действительной (сахих), но за нее нет саваба (благости). То есть, исполнение молитвы подобным образом, избавляет мусульманина от долга, но лишает его дополнительных благостей Аллаха.

Причем, ученые вносят в этот вопрос пояснения: 
Если мужчина исполняет молитву с непокрытой головой, не придавая значения покрыта ли голова или нет, то эта молитва – макрух. Если же молитва исполняется с непокрытой головой из-за того, что не придается значения самой молитве, то это уже является куфром, то есть человек теряет веру. 

Исполнение молитвы с непокрытой головой не принесет вреда в случае, когда мусульманин принимает намерение этим самым выказать свое нижайшее положение, покорность перед Всевышним Создателем. Но и тут, уточняют ученые, покрыть голову все же лучше. 

Нежелательной (макрух) будет молитва и в том случае, когда голова не покрывается из-за того, что жарко, или из-за того, что так удобнее. 
[«Рэдд-уль-мухтар…», — Ибн-и Абидин ад-Димашки (1198-1252/1784-1836].

 

 

По мазхабу Шафии так же исполнение молитвы в тюбетейке или чалме является сунной. 
[«Фатава-и кубра», — Ибн-и Хаджар аль-Макки (899-974/1494-1566)].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исполнял молитву с непокрытой головой. Молитва, исполненная с покрытой головой (чем бы ее не покрывали), более благостна молитвы с непокрытой головой.

Молитва, исполненная в чалме, более благостна, чем в тюбетейке. Сказано в хадисе: «Молитва в 2 ракаата, исполненная в чалме, более благостна молитвы в 70 ракаатов, исполненной без чалмы» [Абу Нуайм].

В книгах по Фикху говорится, что если при исполнении молитвы по какой-либо причине откроется голова, то лучше коротким движением одной руки вновь закрыть голову (например, поправив накидку; подняв с пола тюбетейку…), чем продолжать молитву с непокрытой головой.
[«Гурар ва Дурар», — М. Хусрав (ум. в 885/1480)].

Перед исполнением молитвы необходимо по возможности одеться в самую лучшую, в самую новую, в самую чистую одежду, так как это предписано Кораном. Об этом говорится в тафсире айата 31 суры 7 — А’раф (Преграды). 
[Тафсиры ат-Табари; ар-Рази]. 

В переводе смысла одного из хадисов было сказано:
«Перед исполнением молитвы одевайтесь в самые лучшие одежды. Всевышний Аллах наиболее достоин того, чтобы для Него украшались, прихорашивались». [Аль-Байхаки].