Автор: Шейх Фараз Раббани Вопрос: Какой хукм в отношении тех, кто закрывает глаза во время молитвы? Что, если это делается для концентрации внимания? Ответ: بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ Ваалейкум ассалам, Закрывать глаза во время молитвы нежелательно, потому что: • это отказ от сунны смотреть на место суджуда; • это похоже на поклонение немусульман; • говорится, что первые мусульмане не одобряли этого. Существует слабый хадис на эту тему, который сам по себе не является достаточным доказательством, но в нем подтверждаются эти соображения. Тем не менее: • если человеку не удается полностью сосредоточиться в намазе или если он отвлекается во время молитвы с открытыми глазами, то допустимо (или, возможно, даже желательно) закрыть глаза. Об этом сказали такие ханафиты, как имам Хаскафи в «Дурр аль-Мухтар», Ибн Абидин в «Радд аль-Мухтар», ибн Нуджайм в «Аль-Бахр ар-Раик» и имам Касани в «Бадаи ас-Санаи». [Также об этом сказали такие] ханабалиты, как, [к примеру], имам Бухути в «Кашшаф аль-Куна». Маликиты: имам Дардир в «Аш-Шарх ас-Сагир». Передается, что в шафиитском мазхабе нежелательно закрывать глаза во время молитвы. Тем не менее, имам Навави в книгах «Маджму» и «Минхадж» придерживается мнения, что это не порицается. Это мнение одни ученые истолковали как разрешение закрывания глаз во время молитвы, а другие – как отнесение [закрывания глаз во время молитвы] к действиям, которые предпочтительнее не совершать (хиляф аль-авля), кроме случаев, когда это помогает человеку достичь хузура в намазе. Имам Бухути также упоминал в книге «Кашшаф аль-Кина», что это не одобряется, потому что может сделать человека сонным [например, во время молитвы ночью]. Имам Касани объяснял в книге «Бадаи», почему необходимо смотреть на место суджуда во время молитвы. Дело в том, что каждая часть тела и каждый огран человеческого организма молящегося участвует в поклонении. Имам Ибн Нуджайм упоминал, что человек не закрывает глаза во время поклонения, а также писал: «Некоторые суфии (пусть Аллах поможет нам через них) говорили, что человек не закрывает глаза в намазе, потому что глаза тоже совершают суджуд». Имам Абу Бакр аль-Джассас (да смилостивится над ним Аллах) в своем великолепном комментарии к аятам, касающимся вопросов фикха, «Ахкам аль-Куран» поясняет слова Всевышнего Аллаха: «Несомненно, преуспеют те верующие, которые благоговейны в молитве» [23:1-2]: • Мухаммад ибн Сирин сообщает о том, что Пророк до этого смотрел в небо во время молитвы. После ниспослания этого аята он стал склонять голову в намазе. • Также он сообщает, что после ниспослания этого аята сподвижники опускали взгляды так низко, что их глаза видели только место суджуда. • Передаётся от Ибрахима, Муджахида и Зухри: «Быть благоговейным (хушу) значит быть спокойным». • Сообщается, что наш господин Али говорил: «Благоговение должно быть в сердце и поэтому необходимо стараться не отвлекаться во время молитвы». • Хасан аль-Басри сказал: «Благоговейный значит богобоязненный» • Абу Бакр аль-Джассас прокомментировал: «[Слово] «благоговейный» (хушу) имеет следующий смысл: остающийся спокойным во время молитвы, смиренный, не отвлекающийся, не смотрящий по сторонам или делающий лишние движения, боящийся Аллаха». • Вот почему, как сообщается, наш господин ибн Мас’уд хотел быть подобным брошенной одежде (в своем спокойствии) и «в молитве понижал свой голос, опускал тело и взгляд». И только Аллах дает нам успех.