Раздел: Ан-Никах

Важность фикха

Аллах Всевышний и Благословенный сказал: «Отчего бы из каждой их части не выступала какая-нибудь группа, чтобы они изучали религию и чтобы увещевали свой народ, когда вернутся к ним, может быть они остерегутся!» (Ат-Тауба — 122).
Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Кому Аллах пожелает добра, того он сделает понимающим религию (факихом), ведь я только делящий, а Аллах дает». (Приводит Аль-Бухари в «Книге знания» от Муавии — да будет доволен им Аллах).

Предисловие

Хвала Аллаху, который покрыл нас благодеяниями и пролил на нас милости, повелевал нам чистоту, послал Своего посланника с Руководством и религией Истины, и пояснил то, что узаконил Аллах для своих рабов во всех жизненных делах и различил между дозволенным и запретным, и разъяснил положения торговли и всего, что с ней связано, положения о претензиях и тяжбах и другие из положений о наказаниях, смертной казни, аль-джихада с врагами Ислама.
Да благословит его Аллах, его семью и сподвижников — предводителей людей и светочей во мраке, и благословение и мир ему, и вывел из них положения специалистов и общих масс, нес кончающимся благословением.
Данное облегчение вопросов и положений из книги Аль-Кудури написано мной путем вопросов и ответов для более быстрого понимания и заучивания начинающими и для большей точности и аккуратности, вопросы я упорядочил по степени сложности и разложил их на более простые, видя в этом облегчение и упрощение, пусть даже изменив порядок их расположения в книге Аль-Кудури (да помилует его Аллах). Также я внес некоторые дополнения из других книг факыйхов, посчитав это полезным и необходимым для студентов.
Ставя во главу угла облегчение, в некоторых темах я добавил заглавия, которых не было в книге Аль-Кудури (да помилует его Аллах) и все положения — Хвала Аллаху — я изложил простыми предложениями, максимально ясными и понятными. Книгу я назвал: «Необходимое облегчение вопросов Аль-Кудури».
Прошу Аллаха Всевышнего принять мои старания и сделать их полезными для людей, как Он сделал полезной их основу. Поистине, Он — Господь, Щедрый, Сострадательный и Милостивый. И хвала Аллаху, Господу миров!

© Шейх Мухаммад Ашик  Иляхий аль Барни (рахматуллахи алейх)

Бракосочетания (ан-Никах)

В. Что имеет ввиду Шариат под понятием «бракосочетание»?
О. Это заключение договора между мужчиной и женщиной, который делает законным их супружескую жизнь, причем договор заключается по намерению обеих сторон.
В. Почему Вы поставили условием данного договора намерение обеих строи?
О. Потому что вести половую жизнь разрешается и с невольницами даже без заключения брака.
В. Каким образом заключается договор о бракосочетании (далее «договор»)?
О. Предложением одной стороны и принятием этого предложения другой стороной. Например, если опекун женщины скажет определенному мужчине: «Отдаю тебе в жены такую-то» и этот мужчина ответит: «Беру ее в жены», или же если мужчина попросит у попечителя или олеина определенной женщины выдать ее замуж за него, и опекун согласится.
В. Если опекун женщины скажет какому-нибудь мужчине: «Даю тебе в пользование такую-то», или «Разрешаю тебе пользоваться ею»,то можно ли считать договор заключенным?
О. Нет, нельзя.
В. Есть ли еще какие-либо условия действительности договора?
О. Да, при заключении такого договора необходимо присутствие двух свободных свидетелей-мусульман в здравом уме, или же присутствие двух женщин и одного мужчины.
В. Будет ли действительным договор если свидетели недостаточно порядочны?
О. Да, будет, даже если они осуждены за распутство…
В. Мусульманин заключил «договор» с христианкой или иудейкой под свидетельством ее двух одноверцев. Действителен ли этот договор?
О. Абу Юсуф и Зуфар разрешают такой договор, а Мухаммед считает его недействительным.
В. Разрешается ли заключать брак в состоянии ихрама?
О. Да, разрешается. Но не дозволяется половая жизнь и ласки.
В. Сколько женщин может иметь в женах один мужчина?
О. Не больше четырех свободных или невольниц. Если он разведется с одной из своих жен, то после определенного срока мужчина может жениться еще на одной, также если одна из жен умрет. Раб может иметь максимум двух жен одновременно. Женщина может быть замужем только за одним мужчиной.
В. Мужчина женился сразу на двух женщинах посредством заключения одного «договора». После этого выяснилось, что одну из этих женщин иметь в женах запрещено. Как здесь быть?
О. Брак остается действительным с другой женой, а с упомянутой брак расторгается. Весь махр (свадебный подарок) остается у законной супруги.
В. Двое мужчин женили своих сестер или дочерей друг на друге, договорившись об атом заранее. Действительна ли такая сделка?
О. Да, действительна, но махр выплачивается тем женщинам по их достоинству.
В. Мужчина женил человека или выдал замуж без разрешения.
Действительно ли такое деяние?
О. Все зависит от согласия того человека.
В. Можно ли заключать «договор» временно?
О. Нет, нельзя.

Деление между женами

В. Если у мужчины 2 или более жен, то как с ними жить?
О. Очень важно, чтобы супруг относился благочестиво и справедливо со своими женами. Ночевать нужно у каждой по очереди.
В. Есть ли в атом какое-либо преимущество у девственницы перед вдовой или у новой жены перед старой?
О. Нет никаких преимуществ.
В. Есть ли преимущества у свободной перед невольницей?
О. Да, из каждых трех ночей две ночи надо оставаться у свободной жены, а третью — у невольницы.
В. Как поступать мужу, если он выезжает в путешествие?
О. Он может выбрать кого пожелает, но лучше бросить жребий.
В. Может ли одна из жен отдавать свое право на ночь другой жене?
О. Да, может.

На ком жениться запрещено

В. На каких женщинах запрещается жениться?
О. Есть несколько видов женщин, на которых запрещается жениться, их различают:
— по родству;
— по грудному кормлению;
— по браку,
— по совмещению в браке;
— по чужому праву;
— по неверию и многобожию.
В. Кто относится к запрещенным по родству?
О. Матери, дочери, сестры, тети, племянницы. Об этом сказано в Коране: «Запрещены вам ваши матери и ваши дочери, ваши сестры, ваши тети по отцу и по матери, дочери ваших братьев и сестер». (сура Ан-Ниса). Сюда же можно отнести бабушек и внучек.
В. Кто относится к запрещенным по грудному кормлению?
О. Запрещено жениться на своей кормилице или на молочной сестре. В общем, здесь положение такое же, как и при родстве, за некоторыми исключениями, о которых будет сказано чуть позднее.
В. Кто относится к запрещенным по браку?
О. Мачеха, супруги дедов по отцу и по матери, супруги сына, супруги внука тещи, дочь супруги, с которой совокуплялся.
В. Кто относится к запрещенным по совмещению в брак?
О. Запрещается жениться сразу на двух родных сестрах, как об этом сказано в Коране. Абу Хурайра передает, что Посланник (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запретил жениться на тете супруги, на племяннице супруги (приводится у Ат-Тирмизи и Абу Дауда). Ученые вывели общее правило для такого брака: «Запрещается одновременно иметь в женах родственниц, входящих в 1-ю и 2-ю группы».
В. Кто относится к запрещенным по неверию и многобожию?
О. Запрещается мусульманке выходить замуж за немусульманина. Мусульманин из девушек другой веры может брать в жены только христианок и иудеек.
Примечание: К запрещенным относятся язычницы, атеистки, коммунистки и т.д.
Однако наместник (халиф) Умар ибн аль-Хаттаб запрещал мусульманам жениться на иудейках и христианках, чтобы у мусульманок не было недостатка в мужьях.
В. Кто относится к запрещенным по чужому праву?
О. Чужая супруга или разведенная (вдова) до истечения срока, в который ей запрещено выходить замуж.
Различные вопросы
В. Порождает пи какие-либо запреты совершенное прелюбодеяние?
О. Да, и если мужчина совершит прелюбодеяние с женщиной или только поласкает её, то ему запрещается жениться на её дочери или матери.
В. Можно ли одновременно иметь в женах мачеху и падчерицу?
О. Да, можно.
В. Может ли мужчина после развода со своей женой жениться на её сестре?
О. Только после истечения определенного срока (аль-‘идда), подробнее о котором смотри ниже.

Автор: Шейх Мухаммад Ашик аль-Ханафи
Книга: «Ат-тасхил ад-дурури ли-масаил аль-Кудури»