Автор: Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид
Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
Комментарий: Махди Шамсуддин
نَوَاقِضُ مَسْحِ الخفين
Действия, которые нарушают действительность протирания носков

Протирание (масх) носков нарушают четыре вещи:

 

1. Всё, что нарушает действительность вуду.

 

2. Снятие хуффа.

 

Масх нарушается, если носок был снят полностью, а также в том случае, если носок сполз настолько, что большая часть стопы оказалась в области голенища.

 

3. Попадание воды в носок, при условии, что промокла большая часть стопы.

 

4. Окончание срока, в течение которого дозволено совершать масх.

 

Если время масха закончилось во время совершения намаза, намаз становится недействительным.

 

 

Если масх нарушился из-за снятия хуффа, попадания воды внутрь хуффа или окончания срока масха, когда человек находился в состоянии вуду, дозволено не переделывать полностью вуду, а только вымыть ноги.

 

Не дозволено совершать масх на чалму, тюбетейку, никаб и перчатки.

 

 
Раздел, посвященный протиранию повязок

Если из-за перелома, ранения или кровотечения человеку была наложена повязка и он не может омывать место раны1 или совершать масх поверх раны, ему дозволено совершать масх поверх повязки. Протереть повязку следует один раз, при этом не ставится условием протирание всей повязки — достаточно протереть большую ее часть.

 

Если при омовении кожи непосредственно около повязки вода попадает под повязку на рану, что приносит вред, дозволено протереть это место, хотя оно и не покрыто повязкой. Если человек забинтовал рану так, что под бинтом оказалась в том числе и здоровая кожа, он должен развязать бинт для омовения, если в этом не будет вреда. Если расслабление бинта причинит вред или завязать его снова человек по каким-то причинам не сможет, дозволено делать масх поверх повязки. То же касается раны, заклеенной пластырем.

 

Протирание повязки2 полностью заменяет омовение (гасль), поэтому у масха на повязку нет срока действительности3.

 

Совершать масх на повязку дозволено даже в том случае, если человек не был в состоянии вуду, когда была наложена повязка.

 

Дозволено на одну ногу наносить масх, а другую мыть.

 

Масх не нарушается, если у человека спадет повязка до того, как он выздоровел. Достаточно повторно наложить повязку.

 

Если повязка спадет уже после выздоровления и человек находится при этом в состоянии вуду, ему достаточно омыть место под повязкой, но необязательно переделывать полностью вуду.

 

Если повязка промокла, это не нарушает действительности масха, даже если намокла большая часть раны под повязкой.

 

Если человек хочет сменить повязку, он имеет право сделать это, не обновляя масх на новую повязку, хотя повторно совершить масх желательно.

 

Если у человека гноятся глаза и профессиональный врач мусульманин говорит, что нельзя мыть глаза, так как это навредит ему, дозволено не мыть уголки глаз в вуду.

 

Если у человека сломался ноготь и он положил на него лекарство или заклеил его пластырем, а снятие пластыря принесет вред здоровью, дозволено совершить масх. Если вред причиняет даже масх, дозволено оставить и его.

 

Ният не является условием действительности протирания носков, повязки и головы.

 
1.
Ни холодной, ни горячей водой.
2.
Или гипса.
3.
Как у масха на носки.