Хадж

Если человек обладает средствами свыше основных нужд и этих средств хватит для поездки в хадж и обратно, то хадж становится для него фардом (обязательным). В совершении хаджа множество достоинств. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет никакого воздаяния за хадж, чистый от грехов и злодеяний, кроме Рая». Также упомянуто великое вознаграждение за совершение умры. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Хадж и умра смывают грехи, подобно тому как огонь удаляет ржавчину с металла».

А тому, кто не совершает хадж, несмотря на то что это обязательно для него, грозит серьезное наказание. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Человек, у которого есть еда, питье и средства перемещения, чтобы поехать в хадж и вернуться домой, но который все равно не едет, – пусть умрет по своему усмотрению: хоть иудеем, хоть христианином». Также он сказал, что оставление хаджа – это не путь Ислама.

1. Хадж является фардом (обязательным) один раз в жизни. Если человек совершает хадж несколько раз, первый из них рассматривается как фард, а остальные – как нафль (желательный) хадж. За совершение желательного хаджа также положена великая награда.

2. Хадж, совершенный человеком до достижения совершеннолетия, не засчитывается. Если человек богат, то хадж становится для него фардом после совершеннолетия. Хадж, совершенный до совершеннолетия, рассматривается как нафль.

3. Хадж не обязателен для слепого, вне зависимости от того, насколько он богат.

4. Когда хадж становится фардом (обязательным) для человека, ему становится ваджибом поехать в хадж в этот же год. Не дозволяется думать, что он еще молод и впереди много времени для хаджа. Если человек откладывает хадж и совершит его спустя несколько лет, его фард будет исполнен, однако человек все равно будет считаться грешником.

5. Если женщина едет в хадж, ее непременно должен сопровождать муж или другой махрам. Ей не разрешается ехать в хадж без махрама. Однако, если женщина живет в пределах 77 километров от Мекки, ей не обязательно ехать в хадж с мужем или махрамом.

6. Если махрам не достиг совершеннолетия или он настолько не религиозен, что ему нельзя доверить сопровождение матери, сестры и так далее, то не разрешено отправляться в хадж в сопровождении такого человека.

7. Как только женщина найдет махрама, на которого можно положиться, муж не может запретить ей ехать [в обязательный хадж]. Даже если он запретит, ей не надо обращать на его слова никакого внимания и следует продолжить путь.

8. Девочка, которая скоро станет совершеннолетней, не может ехать в хадж без махрама. И она не может поехать одна.

9. Если махрам сопровождает женщину в хадже, его дорогу (включая все необходимое в поездке) оплачивает женщина. Для нее обязательно (ваджиб) оплатить все его расходы.

10. Если женщина не может найти подходящего махрама в течение всей жизни, на ней не будет греха за несовершение хаджа. Однако на смертном одре для нее будет ваджибом указать в завещании, что нужно сделать хадж от ее имени. После ее смерти наследники должны найти человека, который совершит хадж от ее имени. Этот хадж должен быть оплачен из денег, которые она оставила. Таким образом она освобождается от необходимости совершить хадж. Такой хадж известен как хадж-е-бадаль.

11. Если человеку был обязателен (фард) хадж, но он откладывал его, пока не ослеп или стал настолько болен, что не выдержит поездку, ему также следует оставить распоряжение в завещании насчет хадж-е-бадаль.

12. Если человек умирает, оставив столько имущества, что после выплаты всех долгов остается достаточно денег, что выполнить за него хадж-е-бадаль из одной трети его имущества, то для наследников будет ваджибом (обязательным) выполнить его волю насчет такого хаджа. Но если денег так мало, что невозможно оплатить хадж-е-бадаль из одной трети имущества, то родственники не обязаны оплачивать его из своих средств. Но наследники могут взять треть имущества покойного и добавить своих денег, чтобы оплатить хадж от имени покойного. Иными словами, они не обязаны тратить больше одной трети имущества умершего человека, однако, если они сами хотят отдать свою часть наследства, чтобы оплатить хадж-е-бадаль, то разрешается использовать более трети имущества покойного. Однако разрешение несовершеннолетних наследников не засчитывается в Шариате, поэтому их долю наследства нельзя трогать.

13. Человек отметил в завещании, что за него следует совершить хадж-е-бадаль, и умер. Но он оставил мало имущества, и невозможно оплатить хадж-е-бадаль из одной трети наследства. Вдобавок наследники отказались уступить свои доли на оплату такого хаджа. В такой ситуации, если хадж-е-бадаль не будет совершен, на усопшем нет греха.

14. Это правило применяется к завещаниям всех видов. Если у человека осталось много пропущенных намазов и постов, а также невыплаченный закят, он указал это в завещании и умер, то все выплаты за его долги по намазам, постам и закяту совершаются из одной трети наследства. Не разрешается тратить больше одной трети без разрешения всех наследников.

15. Если человек не просит в завещании совершить за него хадж-е-бадаль, то не разрешается совершать его из денег, которые этот человек оставил. Однако, если все наследники согласны, это будет дозволено. ИншаАллах, обязанность хаджа будет исполнена. Но следует помнить, что разрешение несовершеннолетнего наследника не засчитывается.

16. Если женщина находится в периоде идды (определенного времени после развода), она не может ехать в хадж.

17. Если у человека достаточно средств, чтобы доехать до Мекки и вернуться обратно, но недостаточно, чтобы посетить и Медину, хадж все равно остается для него фардом (обязательным). Многие придерживаются неправильного мнения, будто бы, если у тебя нет средств поехать в Медину, хадж не становится для тебя фардом. Это совершенно неверно.

18. Когда женщина находится в ихраме, она не может закрывать лицо, так чтобы кусок ткани касался ее лица. Но можно привязать ко лбу что-то наподобие рамки (куска ширмы и т. п.) вровень с глазами и поверх надеть то, что закрывает лицо (то есть ткань не должна касаться лица). Это разрешено. (Примечание переводчика: в наши дни иногда используют бейсболки – женщина надевает бейсболку и поверх нее – никаб, так что ткань никаба не касается лица)

19. Правила и предписания хаджа нельзя понять и запомнить без собственно поездки в хадж. На пути в хадж человека обучают всем обрядам хаджа и так далее. Поэтому мы не считаем нужным здесь перечислять все эти правила и установления. Аналогичным образом можно изучить правила умры по пути в Мекку.

Посещение Медины

Если это возможно, следует поехать в Медину и посетить благословенную могилу Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и Масджид ан-Набави (мечеть Пророка). Это можно сделать до хаджа или после него. Касательно посещения Медины Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Человек, который посетит меня после моей смерти, получит столько же благодати, сколько получил человек, посетивший меня, пока я жив». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «Человек, который поехал в хадж, но при этом не посетил меня, проявил ко мне сильное неуважение». А про Масджид ан-Набави Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал так: «Человек, который исполнит в ней один намаз, получит награду за совершение 50000 намазов». Пусть Всевышний Аллах одарит нас этой возможностью, и пусть Он даст нам тауфик совершать благие и праведные дела. Амин.

Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви

Перевод: Малика Умм Яхья.

 

Источник