«Мазхаб» означает путь, направление, взгляд, школа. В шариате понятие «мазхаб» означает – совокупность фатв (богословско-правовых решений выведенных авторитетными учеными) и доказательств выведенных специальными способами и правилами из Корана и сунны.
Некоторые верующие, непонявшие значение понятия «мазхаб» полностью, говоря: «Ты следуешь Сунне Пророка (с.а.в.) или придерживаешься ханафитского мазхаба?», — хотят преподнести ханафитский мазхаб как нечто чуждое Исламу. Вследствие того, что в подобных утверждениях открыто подразумевается несостоятельность и ошибочность ханафитского мазхаба, они порождают в обществе конфликты и раздоры на религиозной почве.
Ханафитский мазхаб неотделим от Сунны Пророка (с.а.в.). Мухаммад Газали сказал: «Мазхабы воплощают несравненную культуру Ислама и являются опорой Ислама».
Ибн Таймия изрек: «Исламские мазхабы- это пути, ведущие в рай» [1].
Эти слова говорят нам о том, что мазхабы являются школами, разъясняющими и толкующими Ислам. Одним словом, все четыре мазхаба – есть достоверная Сунна.
Каждое слово в аятах Священного Корана и хадисах – главных источников Ислама, может иметь не только несколько значений, но и некоторые переносные, аллегорические значения. Иногда, даже одна буква аята и хадиса может иметь несколько значений.
Например, 6-ой аят суры «Маида», повелевающий совершать масх на голову, гласит: «О, верующие! Когда вы хотите совершить молитву, то умывайте свои лица и свои руки до локтей, и отирайте ваши головы и умывайте ваши ноги до щиколоток…». В этом аяте не оговаривается площадь протирания головы, поэтому в шафиитском мазхабе масх делается на незначительную часть головы, либо только впрыскивается немного воды на голову. Согласно ханафитскому мазхабу следует протирать влажной рукой одну четверть головы, по маликитскому и ханбалитскому мазхабам необходимо полностью обтереть голову.
Так как каждый мазхаб в доказательство своего мнения приводит веские аргументы из шариата, все они правы и достоверны. Все четыре мазхаба аргументируют свои мнения из толкования смысла префикса (одной буквы) – «б» /«ب» — к слову «руусикум», что в переводе с арабского означает «ваши головы».
В арабском языке префикс «б» имеет несколько значений, например:
1. «аз-Заайда»- не имеет определенного значения, только приукрашает последующее слово.
2. «Лит-таб’ид»- имеет значение «некоторые».
3. «Лиль-илтисак» – имеет значение «прикасаться, дотрагиваться».
Имам Ахмад и Имам Малик пришли к мнению, что в этом аяте префикса «б» /«ب» не имеет определенного значения, а лишь приукрашает последующее слово. Следовательно нужно «протирать всю голову, т.е. делать масх на всю голову».
Имам Шафии растолковал значение префикса «б» /«ب» как «некоторые». Поэтому, согласно его мнению, достаточно будет прикоснуться мокрой рукой к небольшой части головы или даже к нескольким волосам.
Имам Абу Ханифа толковал значение префикса «б» /«ب» как «прикасаться, дотрагиваться». Поэтому согласно его мнению, необходимо дотронуться мокрой ладонью о голову, а ладонь занимает в среднем одну четвертую часть головы.
Как видно из этого примера (приставка «би» всего в одном аяте), одно слово, даже одна буква в Священном Коране или хадисах может иметь несколько различных друг от друга значений. Поэтому будет большой ошибкой, если верующий не владеющий в совершенстве арабским языком и не знающий глубоко исламские науки, решит не придерживаться ни одного из мазхабов и будет стремиться самостоятельно делать «иджтихад».
Есть определенные причины ниспосылания аятов и есть определенные причины, вследствие которых были сказаны хадисы, и если их не знать, то можно ошибочно растолковать аяты и хадисы. Этими вопросами занимаются отдельные исламские науки. К тому же хадисы, согласно уровню достоверности, делятся на различные категории, что очень важно при вынесении решений: «сахих лизатихи», «сахих лигайрихи», «хасан лизатихти», «слабый», «ложный», «мутаватир», «ахад», «машхур», «гариб». Не каждый верующий в состоянии знать все это, иметь специальный уровень, дабы выносить правильные богословские решения.
Сам Всевышний приказал верующим обращаться к знающим, ученым: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания (обладателей знания о предмете)» [2]. Поэтому, после смерти Посланника Аллаха (с.а.в.), сахабы и табиины обращались к ученым и обладателям глубоких знаний среди сахабов. Например те, кто находился в Хиджазе обращались к Абдуллаху ибн Омару и действовали согласно его толкованиям и решениям. Кто находился в районе Куфы, следовали богословским решениям Абдуллаха ибн Масуда.
Если сахабы, которые в совершенстве владели арабским языком и видели Пророка Мухаммада (с.а.в.) и табиины, которые также в совершенстве владели арабским языком и видели сахабов, для разрешения религиозных вопросов, обращались к ученым и обладателям глубоких знаний, то станет совершенно очевидным необходимость для мусульман последующих веков следовать богословским решениям (фатвам) таких великих ученых-муджтахидов как Имам А’зам Абу Ханифа, которые обладали глубокими знаниями в области толкования Корана, хадисоведении, фикхе, логике, в совершенстве владели арабским языком, очень хорошо знали богословские решения сахабов, табиинов и великих ученых первых поколений.
Верующий, который не ориентируется на мнения великих ученых-муджтахидов и действует самостоятельно, очень легко может впасть в заблуждение и послужить причиной заблуждения других. Он будет подобен на безумца, осмелившегося выйти на безпарусной ветхой лодке в бушующее море.
Ханафитский мазхаб не является чем-то иным от Ислама, Корана и Сунны Пророка (с.а.в.). Наоборот ханафитский мазхаб неотделим от Ислама в общем и от Сунны в частности. Выражаясь иначе, ханафитский мазхаб является богословско-правовой школой разъясняющей мусульманам истины, содержащиеся в аятах Священного Корана и хадисах Пророка (с.а.в.) и решения, вытекающие из аятов и хадисов.
Нелепость ситуации в которую попадает мусульманин заявляющий, что не придерживается ни одного из мазхабов, можно пояснить следующей аналогией. Как известно, в физике есть постоянные формулы, выведенные выдающимися учеными. Простые смертные с помощью этих формул решают задачи по физике, а те кто отказывается пользоваться этими общеизвестными формулами, должны сами вывести подобные формулы. Для этого они должны обладать знаниями и способностями великих ученых-физиков. А также много и плодотворно работать. В противном случае, нет смысла отказываться от использования готовых формул.
Подобно этому, тот кто заявляет, что не будет следовать мазхабам, должен достичь уровня ученого-муджтахида, как Имам А’зам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафии, Имам Ахмад ибн Ханбал, в противном случае нет смысла отказываться следовать мазхабам.
Не обладающий уровнем ученого-муджтахида, не может опираясь только на свои знания судить о достоверности хадисов, т.е. не может самостоятельно определить уровень достоверности хадисов. К тому же методика определения уровня достоверности хадисов может варьировать от одного ученого-муджтахида к другому. Поэтому классификацию определенного хадиса в качестве «сахих» (достоверного) одним ученым-муджтахидом другой ученый-муджтахид может не принять. Однако простые верующие, не обладающие углубленными знаниями в области хадисоведения (т.е не имеющие возможность самостоятельно анализировать текст хадиса) и не изучавшие основательным образом биографии тысяч передатчиков хадисов, обязаны принимать за «сахих» и за «не сахих» те хадисы, которые были квалифицированы таким образом учеными- муджтахидами. А это означает – следование определенному «мазхабу» в квалифицировании хадисов.
Но тот кто заявляет что нет надобности придерживаться мазхаба в фикхе, не должен придерживаться мазхаба и в квалифицировании хадисов. А если он придерживается «мазхаба» в квалифицировании хадисов, то ему необходимо придерживаться махзаба и в вопросах фикха [3].
Однажды один студент заявил мне, что не придерживается ни одного из мазхабов. Я ему возразил, ответив, что он придерживается определенного мазхаба. Так как у меня были веские доказательства о его приверженности идеям Альбани, я сказал ему: «Ты ведь придерживаешься «мазхаба» Насруддина Альбани? Если мои слова неверны и если я ошибаюсь, то укажи хоть на одну ошибку этого человека. А если ты принимаешь каждое его слово за истину, то значит ты придерживаешься «мазхаба» Альбани, а еще говоришь, что не придерживаешься ни одного мазхаба». После моих слов этот студент задумался.
Если простые верующие, которые не обладают углубленными знаниями в исламских науках и следовательно не могут выносить «иджтихады» [4], не придерживались бы основанных на Коране и Сунне ханафитского, маликитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то среди верующих воцарилась бы анархия, раздор. Каждый начал бы толковать Коран и Сунну согласно своим страстям и интересам. Не зная методологии толкования аятов, хадисов и вынесения богословских решений, он впал бы в заблуждение сам и повлек бы за собой остальных. В таком случае в обществе вместо достоверных четырех мазхабов появилось бы бесчисленное количество ложных и ошибочных мазхабов.
Тот, кто призывает не придерживаться мазхабов, в действительности хочет, чтобы и другие верующие следовали его однобоким религиозным взглядам и стали придерживаться его «мазхаба», т.е. взглядов определенного человека, которые он хочет распространить.