Ни во времена Пророка (), ни во времена сахабов, ни во времена ученых — основателей мазхабов среди мусульман не было привычки курения. Поэтому найти в хадисах или фатвах ученых-основателей мазхабов конкретно что-либо о дозволенности или запретности курения сложно. Однако, после появления табака в исламском мире, в XVI веке, мы можем встретить самые различные мнения и высказывания исламских ученых касательно курения, от дозволенности до полной запретности.

Поскольку курение в первоисточниках Ислама открыто не объявлено «харамом» (запретным), исламские ученые разделились во мнении. Некоторые ученые говоря о том, что нет явного запрета в Коране и Сунне и считают курение «макрухом» (порицаемым), или более того «мубахом» (дозволенным). В то время, как другие, опираясь на некоторые аяты и толкуя их категорически, заявляют, что курение «харам».

Известно, что в шариате некоторые нормы могут изменяться согласно требованиям времени и изменившимся обстоятельствам. Вполне естественно, что квалифицирование курения в качестве «макрух», которое было сделано в прошлом, когда вредность курения для здоровья еще не была научно обоснована и к тому же эта вредная привычка не была еще сильно распространена, в сегодняшнее время должно быть пересмотрено. Поэтому, в последнее время, большинство исламских ученых и ряд исламских организаций приняли фатвы относительно запретности («харам») курения. Например, всемирно известный исламский университет Аль-Азхар, точнее «Комитет по принятию фатв» при этом университете, в 1979 году принял фатву, объявляющую о запретности («харам») курения [1].

Бывший «шейх-аль акбар» университета Аль-Азхар Джаддуль Хак Али Джаддуль Хак, бывший верховный муфтий Египта Наср Фарид и такие известные исламские ученые, как Атия Сакр и Юсуф Кардави, также приняли фатвы объявляющие курения запретным («харамом»).

В доказательство запретности курения можно привести следующие доводы.

1. В Священном Коране говорится: «…Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, разрешает приятное, полезное и не дозволяет неприятное, вредное…» [2]. Значит, в религии, принесенной Последним Посланником Аллаха () человечеству, всё, что вредит человеку, будь то организму, разуму, духовности или же последующим поколениям, является «харамом», т.е. запретным. А вредность курения организму человека, его разуму и его потомству научно доказана. Опираясь на этот аят несложно понять, что курение является «харам».

Далее, в Коране говорится: «…и не ввергайте себя собственными руками в гибель…» [3]. Тогда, как курящий человек осознанно наносит вред своему организму, он словно медленно убивает самого себя.

На сегодняшний день наука доказала вредное воздействие курения на организм человека. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 1.8 миллиарда подростков во всем мире в возрасте от 10-и до 24-х лет, так или иначе, подвержены влиянию курения. В то время, как в Казахстане согласно статистике, примерно 27% населения (примерно 4 миллиона человек) – курящие. Среди них свыше 600 000 — женщины, 120 000 — подростки в возрасте от 13-и до 15-ти лет. Самое страшное то, что в нашей стране от болезней, вызванных курением, за год умирают примерно 25 тысяч человек. Согласно данным исследований, 90% умирающих от рака легких, составляют именно курильщики. Если курильщик в день выкуривает по 20 штук сигарет, то в отличие от некурящих, риск заболеть раком легких у него возрастает в 10-15 раз, а риск заболеть болезнями почек возрастает в 5 раз.

Продолжительность жизни у курильщиков сокращается в среднем на 15 лет [4]. В мире от курения каждые 13 секунд умирает 1 человек, каждые 65 секунд 5 человек. За один год по причине болезней, вызванных курением, 3 миллиона человек теряют жизнь.

Табакокурение, прежде всего, поражает кровеносные сосуды,  снижает их работоспособность, способствует их износу, появлению высокого давления. Всё это, в свою очередь, приводит к серьезным сердечным заболеваниям.

Доказано, что только в одной сигарете содержится около 4 000 различных токсичных химических  веществ.

Из-за никотина нарушается функция надпочечников, повышается уровень кислотности желудочного сока. У регулярно курящих людей, часто встречаются воспаления (например, гастриты) и язвы органов желудочно-кишечного тракта.

Из-за воздействия никотина, уменьшается количество крови, поступающей в головной мозг, в крови повышается уровень холестерина, кровеносные сосуды спазмируются и тем самым повышается кровеносное давление. В конечном счете, нарушается работоспособность всех жизненно важных органов организма.

Никотин также негативно влияет и на сексуальную жизнь, как мужчин, так и женщин. Например, способствует снижению потенции у мужчин.

Основные расстройства и заболевания, возникающие вследствие курения:

•   Снижение аппетита;

•   Ухудшение пищеварения;

•   Разрушение зубов и появление неприятного запаха изо рта;

•   Появление воспалений и язв органов желудочно-кишечного тракта;

•   Рак легких, гортани, губ, языка и пищевода;

•   Появление постоянного кашля и выделение мокроты;

•   Длительные воспаления дыхательных путей;

•   Атеросклероз кровеносных сосудов;

•   Гангрена нижних конечностей, что приводит к ампутации и инвалидности;

•   Уплотнение сосудов головного мозга;

•   Болезни сердца, особенно инфаркт миокарда;

•   Снижение памяти;

•   Появление чувства подавленности;

•   Нарушение сна;

•   Раннее появление морщин;

•   Негативное влияние на половую жизнь;

2. В Коране говорится: «Ешьте, пейте, но не излишествуйте, не расточительствуйте». В другом аяте предупреждается: «Не излишествуй, ибо те кто излишествует — братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью» [5].

Как мы видим, Коран дает знать, что расточительство (исраф) является таким грехом, которое уподобляет человека шайтану. Конечно же, к расточительству (исрафу) можно отнести и трату заработанных денег на столь пагубное для здоровья привычку, как курение. Задумывался ли когда-нибудь человек, выкуривающий в день по две пачки сигарет, о том, сколько денег он потратил впустую? По расчетам человек, покупающий в день пачку сигарет за 300 тенге, тратит в месяц 9 000, в год 108 000, а за 50 лет жизни 5 400 000 тенге впустую. В то время, как затраты на лечение от перечисленных выше заболеваний, вызванных курением, бесспорно неимоверно выше. На эти деньги можно было бы накормить, одеть- обуть, обустроить и дать образование стольким нуждающимся!

Когда речь идет о исрафе, подразумеваются не только деньги.  Посланник Аллаха (), в одном из своих хадисов, сказал: «Большинство людей не знают цены двум дарам Аллаха: свободного времени и здоровья» [6]. А вы знаете, что человек, в день выкуривающий по 15-20 штук сигарет теряет 40 дней жизни в году.

Ислам, который считает непозволительным даже растрачивать воду при совершении омовения, используя воду из реки, конечно же, не может оценивать курение как просто «макрух» (порицаемое деяние). Поэтому Ислам запрещает эту пагубную привычку.

3. Посланник Аллаха () в одном из хадисов сказал: «Тот, кто съел лук или чеснок, пусть не приближается к нам или к местам совершения поклонений и пусть сидит дома» [7]. Почему? Потому, что быть в людном месте и источать неприятный запах из рта противоречит исламской этике. Это будет мешать человеку, готовящемуся к намазу, что может быть расценено как нарушение его личностных прав. Ну а запах табака еще хуже, чем запах лука или чеснока. Есть много людей, не переносящих запах табака. Источение запаха табака может быть расценено как «зульм» (притеснение) в отношении других мусульман. А в Коране говорится: «Ведь Аллах не любит творящих притеснения» [8]. Люди, приносящие вред, чинящие притеснения другим, безусловно, нелюбимы Всевышним.

Сегодня научно доказано, что дым табака наносит гораздо больший вред детям и окружающим, нежели самим курильщикам. Дети, рожденные курящими матерями, часто бывают слабыми и болезненными. Многие курящие матери не знают, что никотин передается ребенку через молоко матери. Почему курящие люди не подумают о том, что ведь эти дети, болезненные и слабые, отравленные никотином спросят в Судный день у своих  курящих матерей и отцов за все это!

4. Курящие люди подают дурной пример другим людям, и прежде всего молодежи. В Исламе есть принцип, который гласит: «Кто послужил  причиной совершения чего-то, получит саваб (воздаяние) либо грех равный тому, что получают от непосредственного совершения этого дела».

Для ребенка, увидевшего курящего отца, либо другого близкого человека, либо учителя, курение теряет свою отрицательность. Более того становится чем-то «обыденным», «своим». Подросток, с младших лет, привыкший к дыму табака, всегда будет чувствовать соблазн попробовать закурить. Более того, что также прискорбно, после всего увиденного, курение может восприниматься некоторыми подростками как признак взрослости. Поэтому курящие взрослые должны чувствовать свою прямую ответственность перед молодым поколением.

5. Курение – это проявление зависимости. Курящему может казаться, что он не сможет прожить без сигарет и дня. У некоторых курящих, в случае отсутствия возможности вовремя закурить, может пропасть аппетит, упасть настроение и даже ухудшиться самочувствие. С целью получения желаемой сигареты, некоторые опускаются до попрошайничества на улице у прохожих. Это печальное зрелище.

Вот к чему приводит человека его пристрастие к табаку. Человек, сотворенный Аллахом благородным созданием и несущий в себе огромное количество задатков возвышенных чувств и качеств, становится ничтожным существом, зависимым от каких-то сушеных листьев.

Сознательный мусульманин должен быть зависим только от Аллаха и ни в кой мере не должен быть зависим от чего-то материального, тем более вредного. Мы не должны забывать и о том, что мы в ответе за дарованное нам Аллахом душу и тело, за что с нас в Судный день будет спрос. Сознательный мусульманин должен держаться подальше от всякого рода вредных привычек.

Некоторые курящие могут оправдываться, говоря, что курение снижает раздражение и злость и помогает бороться со стрессом. Тогда как, Посланник Аллаха () для борьбы с проявлением гнева и злости советовал совершать омовение и намаз. В заключение напомним следующий хадис Посланника Аллаха (), который многому учит и которого следует  постоянно придерживаться: «Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока он не отчитается за то, как и на что он потратил свою прожитую жизнь. Как и на что он потратил полученные знания, как заработал, как и на что он потратил своё имущество и свои средства, и как он следил за своим здоровьем» [9].


[1] данная фатва была опубликована в египетской газете «Аль-Джумхурия» в номере от 22 марта 1979 года
[2] сура «Араф», аят 157
[3] сура «Бакара», аят 195
[4] Назия Жоямергенкызы, газета «Туркистан», №23 (777), 11 июнь, 2009.
[5] Сура «Исра», 27-аят.
[6] Сахихуль Бухари, Бейрут, Изд. «Дару ибни Кясир», 1987, 5 том, стр.2357
[7] Сахихуль Бухари, Бейрут, Изд. «Дару ибни Кясир», 1987, 1 том, стр.292
[8] сура «Али Имран», аят 57, аят 140, сура «Шура», аят 40
[9] Мухаммед ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-Тирмизи, Бейрут, «Даруль-ихиаайт-турасиль-араби», том 4, стр. 612