Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: daruliftaa.com
Забивание животного – не просто обычный житейский вопрос, в котором каждый человек может действовать, как пожелает, не прибегая к правилам и принципам Шариата. Напротив, этот процесс рассматривается как акт служения Всевышнему и обладает священным значением по причинам, упомянутым выше.
Посланник Аллаха сказал:
«Тот, кто молится так, как молимся мы, и молится в направлении Киблы, ест зарезанных мусульманами животных, является верующим и находится под защитой Аллаха и его Посланника » (передает имам аль-Бухари, ссылаясь на Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах).
Вопрос:
Я встречал мусульман, которые говорят, что для нас халяль мясо иудеев и христиан, например, мясные продукты из макдональдсов, супермаркетов и так далее. Они опираются на мнение Юсуфа аль-Карадави:
«И поскольку пища людей Писания, иудеев и христиан, разрешена вам на основе изначальной дозволенности, то есть Аллах не запретил ее вам, соответственно, вы можете есть мясо животных, которых они закололи или убили на охоте, так же, как и они могут делить с вами вашу пищу» 1.
«Понятие «пища людей Писания» из пятого аята суры Трапеза является общим и включает в себя мясо и любые другие продукты. Все они являются разрешенными, кроме тех, что являются запрещенными по своей сути, например, мясо умершего животного, свинина, излившаяся кровь – харам, независимо от того, у кого приобретено это мясо: у христианина, иудея или мусульманина» 2.
«Если мы не слышали, как при заклании животного христианин или иудей произносил другое имя, кроме Имени Аллаха (например, имя Иисуса или какого-нибудь святого), то мясо, которое он предлагает, – халяль. В случае, если упоминалось другое имя, это харам, согласно мнению некоторых ученых, считающих, что в данном случае разрешение на пищу людей Писания не распространяется, потому что животное убито не во имя Аллаха.
Другие придерживаются мнения, что пища людей Писания была разрешена нам Аллахом, Который более сведущ в том, что они говорят, забивая животное» 3.
«Мы знаем, что импортное мясо, такое, как курица и консервированная говядина людей Писания является для нас халялем, даже если животное забивается электрошоком или другим способом. Если они считают, что это соответствует их религии, то для нас такое мясо — халяль. Это применение приведенного выше аята из суры Трапеза (Коран, 5:5)» 4.
Однако, выступая несколько лет назад на конференции Исламо-арабской ассоциации США, где он является постоянным гостем, Карадави очень разозлился, когда ему задали этот вопрос и стал призывать мусульман США (среди гостей конференции было много американских бизнесменов-мусульман) покупать еду в халяльных магазинах, а не в супермаркетах.
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Ответ на этот вопрос разделен на три части:
1. В первой части речь пойдет об истории употребления людьми в пищу мяса и забоя скота.
2. Вторая часть коснется условий и правил, необходимых для того, чтобы закалывание животного соответствовало Шариату.
3. В третьей части мы опровергнем тех, кто считает, что мясо, продаваемое крупными европейскими супермаркетами, — халяль.
1. История употребления человеком в пищу мяса и способов закалывания животного.
Общеизвестно, что употребление в пищу мяса человеком начинается с его создания. Человек ел мясо с самых давних времен. Однако до прихода Ислама для добычи мяса использовались всевозможные средства. В пищу употреблялось мясо мертвых животных. Были времена, когда от живого животного отрезалась часть. Боль и страдания беззащитного и невинного творения Аллаха не принимались во внимание.
Потом Аллах благословил человечество, послав нам Своего любимого Посланника источником жизни и света. Священный закон Ислама (Шариат), с которым Пророк был послан человечеству, разрешил употребление [забитого по определённым правилам] животного и запретил мертвечину. Мясо некоторых животных, которое вредно для благополучия человека, было запрещено: свинина, мясо собак, кошек и диких животных. Также были введены определенные правила касательно [забоя и] употребления мяса животных, разрешенных в пищу (халяль): нужно выпустить как можно больше крови и других нечистых элементов; животное должно быть забито наименее болезненным, самым милосердным способом.
Обряд закалывания животного также напоминает людям об огромной ценности дара жизни, о том, каким благословением Всевышнего является для нас пища, в частности, мясо.
Священный закон благословенного Посланника Аллаха также различает употребление мяса и другой пищи. Животные похожи на людей – у них есть душа и пять чувств. Они чувствуют боль и удовольствие. И поэтому, казалось бы, употребление мяса животного не должно быть разрешено в пищу людям. Многие люди различных цивилизаций и разных времен, не озаренные Откровением, приходили к такому заключению. Однако Аллах Всемогущий по Своей безграничной Милостй и Милосердию разрешил людям употреблять мясо определенных животных. Он сделал человека своим лучшим созданием и создал для него всякие блага. Всевышний Аллах говорит:
«Он создал для тебя все вещи на земле» 5.
Этим Ислам и отличается от созданных человеком религий и верований — он предписывает определенные методы забивания животных. Он создал принципы и предписал законы, без соблюдения которых такое мясо будет запретно
к употреблению. Забивание животного – не просто обычный житейский вопрос, в котором каждый человек может действовать, как пожелает, не прибегая к правилам и принципам Шариата. Напротив, этот процесс рассматривается как акт служения Всевышнему и обладает священным значением по причинам, упомянутым выше.
Посланник Аллаха сказал:
«Тот, кто молится так, как молимся мы, и молится в направлении Киблы, ест зарезанных мусульманами животных, верующий и находится под защитой Аллаха и его Посланника » 6.
В другом хадисе Пророк сказал:
«Мне было велено бороться с людьми, пока они не скажут: «Нет Бога, кроме Аллаха». Когда они произнесут это и будут молиться, как мы, и молиться в направлении Киблы, и резать животных так, как режем мы, их кровь и имущество будут священными [неприкосновенными], кроме случаев, разрешенных Шариатом» 7.
Приведенные выше хадисы благословенного Посланника Аллаха ясно определяют, что забивание животного в соответствии с правилами занимает важное место в Шариате. Пророк перечислил в одном ряду намаз, направление Киблы и забивание животных. Он сказал, что эти черты отличают истинного верующего, мусульманина (чья жизнь и имущество неприкосновенны), от немусульманина.
Поэтому те, кто считает, что забить животное – рутинная задача, не связанная с религией, и что это можно сделать, как угодно, явно заблуждаются и противоречат словам Посланника Аллаха . Как может верующий считать этот вопрос светским, если наш дорогой Пророк считал, что это отличает мусульманина от неверного?
Таким образом, мы видим, что Шариат дает четкие предписания касательно употребления мяса в пищу. Есть четкие принципы, правила и законы, которых мусульманин должен придерживаться. Некоторые из этих законов связаны с шариатским хукмом в отношении самого животного, другие – с процедурой забивания [разрешенного в пищу животного]. Если эти законы не соблюдаются, мясо считается харамом.
2. Условия и правила, по которым закалывание считается действительным.
Правилам и законам, касающимся охоты и забивания [животных], уделяется в фикхе большое внимание из-за той важности, которую Аллах и его Посланник придали им. Факихи разъясняют эти правила в своих работах очень подробно, основываясь на доводах Корана и Сунны и словах сподвижников. Вы почти не найдете книг по фикху без отдельной главы об охоте и забивании скота. Конечно, мы не сможем охватить их все в такой краткой статье, но это и не является нашей целью. Самые важные условия будут описаны далее.
Существует три базовых условия закалывания по Шариату:
а) Большая часть четырех вен (включая яремную) должны быть перерезаны острым режущим предметом;
б) Во время закалывания нужно произнести имя Аллаха (непосредственно или фактически — если тот, кто обычно произносит, забыл произнести);
в) Животное должно быть зарезано мусульманином или кем-то из людей Писания (ахль уль-Китаб) (как пишут Хаскафи и ибн Абидин в книге «Радд аль-Мухтар» -хашия на «Дурруль-Мухтар»).
Здесь нужно напомнить, что необходимо выполнить все эти условия независимо друг от друга. Невыполнение любого из них делает мясо животного запретным к употреблению. Сейчас мы более подробно рассмотрим каждое из них.
Первое условие.
Всемогущий Аллах говорит:
«О вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины, или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу» 8.
Если животное, домашнее или дикое, – халяль, его кровь должна пролиться с помощью инструмента с острым режущим краем. И оно должно быть зарезано не за счет силы, а с помощью остроты лезвия. Этим острым предметом может быть нож или любой другой предмет. Однако использовать для этого коготь или клык нежелательно (макрух) по мазхабу Абу Ханифы и недопустимо по шафиитскому мазхабу 9.
В достоверном хадисе, который приводит имам аль-Бухари и другие, говорится:
«Если режущий инструмент приводит к тому, что кровь хлынула ключом, и было упомянуто имя Аллаха, то ешьте, но не пользуйтесь при забивании клыком или зубом» 10.
Передается от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха сказал:
«Чем бы вы не перерезали яремную вену – это мясо можно есть» 11.
Ибн Аббас и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, передают:
«Посланник Аллаха запретил прибегать к шариату шайтана, когда животное закалывается без перерезания вен, просто ранением, а затем умирает».
Следуя вышеприведенным хадисам и другим свидетельствам, факихи считают, что для того, чтобы мясо животного стало халяльным, необходимо рассечь животное таким образом, чтобы кровь хлынула ключом. При таком методе забоя из животного выходит больше всего нечистых веществ.
Факихи разошлись в том, какие именно вены животного должны быть перерезаны. Согласно имаму Шафии, нужно перерезать столбчатую и пищеводную жилу для того, чтобы мясо считалось халяльным. Согласно нашему, ханафитскому, мазхабу, нужно рассечь три из четырёх артерий. Однако все факихи сходятся на том, что место для рассечения – горло и верхняя часть груди.
Второе условие.
Что касается второго условия (произнесения имени Аллаха), большинство факихов придерживаются мнения, что это обязательно. Если кто-то не произнес имя Аллаха, специально и сознательно, животное не разрешается в пищу. Однако если это случилось по забывчивости, мясо остается халяльным, об этом говорится в первоисточниках.
Это мнение большинства факихов. Очень часто имаму Шафии, да будет доволен им Аллах, приписывают мнение, что мясо является халяльным, даже если имя Аллаха намеренно не было произнесено, и что произносить имя Аллаха в данном случае – сунна. Однако мой уважаемый учитель муфтий Таки Усмани, да хранит его Аллах, оспаривает это мнение [приводя доказательства из трудов имама Шафии]. Он говорит, что мнение великого муджтахида, да будет доволен им Аллах, распространяется лишь на те случаи, когда кто-то изредка забывает произносить имя Аллаха. Если непроизнесение имени Аллаха входит в привычку и происходит по небрежности или осознанно, то, согласно имаму Шафии, это не допускается также, как и согласно другим [имамам].
Доказательства необходимости забивать животное с именем Аллаха.
«Аллах разрешает есть скот после того, как он заколот; но не ешьте то, над чем во время закалывания не было произнесено имя Аллаха, если Его имя не было упомянуто нарочно или было упомянуто другое имя, помимо Аллаха. Ведь это — нечестие и неподчинение законам Аллаха!» 12.
Вышеприведенный текст явно свидетельствует о необходимости произнесения имени Аллахa при забивании животного и о незаконности мяса животного, если имя не произносится, как говорят крупные муфассиры.
а) Всевышний Аллах говорит:
«Тебя (о Мухаммад!) спрашивают, что разрешается им в пищу. Скажи им: «Вам Аллах разрешает блага, которыми наслаждаются чистые здоровые души, и то, что изловят вам дикие животные, приученные вами к лову, как указал вам Аллах. Ешьте из того, что они вам изловят, и призывайте имя Аллаха, направляя их на охоту. Бойтесь Аллаха и повинуйтесь тому, что установлено Шариатом Ислама, не преступайте границ Шариата. Остерегайтесь неповиновения Аллаху в этом! Он скор в расчёте!» 13
б) Всевышний Аллах говорит:
«Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха» 14.
в) Джундуб ибн Суфьян аль Баджали рассказывает:
«Однажды мы пришли к Посланнику , чтобы совершить жертвоприношение. Некоторые зарезали своих животных до праздничного намаза. Когда Пророк совершил намаз и увидел, что кто-то забил животных до молитвы, он сказал: «Тот, кто режет до молитвы, должен принести новую жертву вместо этой, а те, кто не резал до молитвы, пусть режут с Именем Аллаха» 15.
Третье условие.
Третье условие — животное должно быть забито мусульманином или людьми Писания (ахль аль-китаб). Животное, забитое кем-то другим, кроме мусульманина и ахль аль-китаб, даже при выполнении всех остальных условий, по мнению факихов, считается харам. По этому вопросу существует иджма крупных авторитетных ученых 16.
Всевышний Аллах сказал:
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им».
Словом «пища» в этом аяте обозначены именно животные, забитые людьми Писания 17.
В этом аяте ясно говорится о том, что мясо животного, забитого людьми Писания, дозволено употреблять в пищу [Мусульманам]. Однако, существует фундаментальный принцип науки тафсира (толкования Корана), который гласит: «Одна часть Корана объясняет другую [его часть]» 18.
Следовательно, этот аят должен пониматься в свете другого аята, упомянутого ранее и относящегося к этой же теме: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха…» 19.
Из этих обоих аятов становится ясным, что животное, забитое (забиха) людьми Писания, дозволено лишь в том случае, если в момент забивания было произнесено Имя Аллаха, а сам процесс был совершён верным [с точки зрения Шариата] способом. Как упоминалось ранее, произнесение Имени Аллаха [во время забивания] является самостоятельно необходимым условием [дозволенности]. Об этом говорится в следующем разделе.
3. Ответ тем, кто заявляет, что мясо, предлагаемое западными супермаркетами, – халяль.
Рассмотрим, какие доводы приводят группы, полагающие, что мясо из европейских супермаркетов, – халяль. В частности, это утверждает шейх Юсуф аль-Карадави, как было верно указано в вопросе.
Я бы не хотел никого оскорбить, моя цель – истина. Шейх Юсуф аль-Кардави – великий ученый, который много сделал во благо Ислама и донес его послание до огромного числа людей. Пусть Аллах вознаградит его благом за это. И не подобает простому студенту, каким являюсь я, критиковать его. Однако только в нашей религии борьба за истину наделяет таким правом студентов и простых людей. И только баракят этих великих ученых дает право тем, кто находится ниже них, приводить их взгляды на тот или иной вопрос в предисловии и лишь потом высказывать свою точку зрения. Все это делается только в поиске довольства Аллаха.
Говоря о шейхе Юсуфе аль-Карадави, думаю, нужно привести отрывок из статьи Саййиди Фараза Раббани, опубликованной ранее:
«Факихи традиционного толка предостерегают насчет методологии фикха, которой пользуется шейх Карадави, а особенно его излишней снисходительности в некоторых вопросах, которая граничит с расхлябанностью, неряшливостью и пренебрежением. Это происходит потому, что он не ограничивает себя достоверными позициями четырех школ и известен среди ученых своими ошибочными позициями и мнениями. Они уважают его как ученого, однако предостерегают от тех его высказываний, которые расходятся с позицией четырех мазхабов».
Шейха Карадави опирается в своем решении этого вопроса на мнение, что (приведенный ранее) аят Священного Корана, разрешающий еду людей Писания, есть аят общий, следовательно, в нём идёт речь о мясе и других продуктах независимо от того, как происходило забивание и было ли произнесено Имя Аллаха. Он также приводит довод, что пища людей Писания разрешена по принципу первоначальной дозволенности вещей, поскольку она не была запрещена Всевышним Аллахом.
В связи с этим возникает два вопроса:
а) Необходимо ли, чтобы люди Писания забивали животное по Шариату?
б) Необходимо ли, чтобы они произносили имя Аллаха?
Первый вопрос:
Необходимо ли, чтобы люди Писания забивали животное по Шариату?
Большинство ученых считают, что животное, убитое иудеем или христианином, может считаться халялем лишь в том случае, если оно было забито по Шариату. Ниже мы приводим доказательства этого:
1) Всемогущий Аллах сказал в суре Трапеза:
«О вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу». 20.
Свинина в этом аяте объявлена запрещенной, так же, как и животное, задушенное до смерти или убитое ударом. Если признавать животное, например, задушенное людьми Писания, разрешенным, то нужно также признать, что разрешена и свинина, поскольку они упоминаются в одном контексте и она также входит в «еду людей Писания».
2) Смысл аята: «Еда людей Писания дозволена вам», — заключается том, что это правило действительно только в том случае, если христиане и иудеи забивают животных так же, как и мусульмане. Как можно говорить, что животное, забитое людьми Писания, является халяльным независимо от процедуры забивания, когда животное, забитое мусульманином таким же образом (не соответствующим Шариату) — харам?!
3) Ислам разграничивает людей Писания и других немусульман в отношении к забою скота и женитьбе, поскольку законы христиан и иудеев в этом аспекте схожи с Шариатом. Например, в иудейской Мишне содержатся те же правила закалывания скота.
Из этого ясно следует, что разрешенность употребления в пищу мяса иудеев и христиан следует лишь из того, что они придерживаются в этом вопросе тех же принципов, что и мусульмане.
4) Если кто-то хочет жениться на иудейке или христианке, но сделает это, нарушив законы Шариата, например, женится без свидетелей или на ближайших родственницах, то это будет харамно безо всяких сомнений. Так почему в аналогичном вопросе с забоем скота может быть иначе?
Есть также и другие доказательства, но думаю, что приведенных выше хватит, чтобы не затягивать наш разговор.
Второй вопрос:
Обязательно ли людям Писания произносить имя Аллахa?
В этом вопросе факихи расходятся.
Согласно ханафитской и ханбалитской школе, это является уcловием для того, чтобы животное было халяльным 21. Ученые также считают, что животное, забитое людьми Писания, считается халяльным, потому что им было предписано делать это с Именем Аллаха.
Есть и другой аспект этого вопроса. Многие на Западе называют себя христианами. Однако это лишь название. На самом деле, это не так. Они не верят твердо ни в Бога, ни в посланную Им книгу, ни в Пророка . Они лишь называют себя христианами, но, на самом деле, не придерживаются никакой религии. Поэтому их нельзя назвать людьми Писания. Они атеисты, и мусульманам не разрешается есть забитых ими животных, согласно иджме.
Итак, мясо, продаваемое западными супермаркетами или предлагаемое христианами, считается харамом, так как обычно не выполняются условия, делающие его халяльным, и так как его забивают не настоящие христиане. Кошерное же мясо по своей природе является разрешенным, однако видные исламские ученые, включая самого шейха Карадави, говорят, что надо воздержаться от употребления этого мяса из-за сионистского режима в Палестине.
А Аллаху об этом ведомо лучше, и только от Него — успех во всяком деле.
Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари, Великобритания.
1.
Юсуф аль-Карадави. Разрешенное и запрещенное в Исламе. — Глава II, Закалывание животных людьми Писания.
2.
Юсуф аль-Карадави. Разрешенное и запрещенное в Исламе. — Глава II, Закалывание животных людьми Писания.
3.
Юсуф аль-Карадави. Разрешенное и запрещенное в Исламе. — Глава II, Закалывание животных людьми Писания.
4.
Юсуф аль-Карадави. Разрешенное и запрещенное в Исламе. — Глава II, Мясо животных, убитых током.
5.
Сура «Аль-Бакара», 29.
6.
Передает имам аль-Бухари, ссылаясь на Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах.
7.
Бухари.
8.
Сура «Аль-Маида», 3.
9.
Ибн Абидин, Радд аль-Мухтар, 5-208.
10.
Бухари.
11.
Имам Малик, «Муватта», 2/489.
12.
Сура «Аль-Анам», 121.
13.
Сура «Аль-Маида», 4.
14.
Сура «Аль-Анам», 119.
15.
Бухари.
16.
Ибн Кудама. Мугни. — 9.312 (и другие работы.
17.
Тафсир Ибн Касир. — Том 2, стр. 19.
18.
Куртуби. Введение в «Аль-Джами’ Ахкам аль-Куран»; Саюти. Аль-Иткан фи ‘Улюм аль-Куран.
19.
Сура «Аль-Анам», 121.
20.
Сура «Аль-Маида», 3.
21.
Касани, Бада’и аль-Сана’и, 5.46