Часто встречаются статьи, в которых утверждается, что шафиитский мазхаб порицает протирание лица после дуа, мы не отрицаем, что такое мнение существует, в нашей школе, оно принадлежало величайшим ученым из числа шафиитов رحمهم الله, порицать это мнение мы не имеем права и если кто-то не протирает лицо, после дуа, не подобает мусульмaнину думать плохо о брате и тем более высказывать порицания, разжигая фитну, однако наша задача показать самое достоверное мнение, на котором сошлись шафииты мухаккыки . Следует знать, что ученые высказывались по-поводу двух вариантов протирания лица
1) Во время молитвы, при чтении дуа аль-Кунут
2) При любом дуа вне молитвы
Поэтому иногда начинающие талибуль-ыльм прочитав цитату о нежелательности протирания лица, пологают, что это касается любого протирания, хотя может быть цитата касалась вопроса о Кунут дуа.
Вот слова мухаккыков шафиитской школы:
Хафиз аль-Байхакы аш-Шафии رحمه الله после того как привел доказательства желательности поднятия рук при чтении кунута говорит
قَالَ الشَّيْخُ رَحِمَهُ اللهُ: فَأَمَّا مَسْحُ الْيَدَيْنِ بِالْوَجْهِ عِنْدَ الْفَرَاغِ مِنَ الدُّعَاءِ فَلَسْتُ أَحْفَظُهُ، عَنْ أَحَدٍ مِنَ السَّلَفِ فِي دُعَاءِ الْقُنُوتِ وَإِنْ كَانَ يُرْوى عَنْ بَعْضِهِمْ فِي الدُّعَاءِ خَارِجَ الصَّلَاةِ وَقَدْ رُوِيَ فِيهِ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَدِيثٌ فِيهِ ضَعْفٌ، وَهُوَ مُسْتَعْمَلٌ عِنْدَ بَعْضِهِمْ خَارِجَ الصَّلَاةِ، وَأَمَّا فِي الصَّلَاةِ فَهُوَ عَمَلٌ لَمْ يَثْبُتَ بِخَبَرٍ صَحِيحٍ
«А что касается протирания лица по-окончанию кунут- дуа, то не известно ни от одного из числа саляфов об этом, даже несмотря на то, что передается от некоторых из них о протирании лица вне молитвы и пришел на эту тему хадис от Посланника Аллаха صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ имеющий слабость, который [ тем не менее ] использовался некоторыми саляфами, в вопросе протирания лица вне молитвы. Тогда как о протирании лица по-окончанию кунут-дуа не установлено ничего достоверного.»
[ Сунан аль-Кубра, раздел: Поднятие рук в дуа аль-Кунут ]
Имам Байхакы رحمه الله четкое пояснил отсутствие хоть какого-то хадиса в вопросе протирания лица в кунуте и наличие деяний слаяфав, а так же хадиса Пророка صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ и более того опору некоторых саляфав на этот хадис в вопросе протирания лица вне молитвы.
Следующий момент- это мнение величайшего имама нашей уммы ан-Навави аш-Шафии رحمه الله
Можно часто встретить слова о том, что имам не признавал протирания лица во время дуа, вне молитвы, отчасти это правда в книге «аль-Маджму», являюшейся шархом на китаб «аль-Мухаззаб», алляма ан-Навави رحمه الله высказался о том, что протирать лицо вне молитвы, не является желательным, однако позже имам поменял свое мнение о чем он явно высказался в своей самое последней книги, которую шейх не успел закончить, покинув этот мир رحمه الله
И так имамa ан-Навави رحمه الله в своем самом последнем и самом авторитетном труде «ат-Тахкык» говорит:
يندب رفع اليدين في كل دعاء خارج الصلاة ثم مسح وجهه بهما
«Рекомендуется [ мандуб ] поднимать руки в каждом дуа вне молитвы и по-окончанию дуа протирать ими свое лицо»
Это словo имам ан-Навави является последним и тот, кто берет слова из «аль-Маджму», умалчивая последние слова имама, совершает несправедливость!
Это последнее мнение имам ан-Навави так же приводит величайший, мухаккык шафиитского мазахаба имам аш-Ширбини в своем шархе на «Минхаджу толибин», опять же приведя достоверное мнение о нежелательности протирания лица в молитве, имам говорит:
وَأَمَّا مَسْحُ الْوَجْهِ عَقِبَ الدُّعَاءِ خَارِجَ الصَّلَاةِ، فَقَالَ ابْنُ عَبْدِ السَّلَامِ بَعْدَ نَهْيِهِ عَنْهُ لَا يَفْعَلُهُ إلَّا جَاهِلٌ اهـ.
وَقَدْ وَرَدَ فِي الْمَسْحِ بِهِمَا أَخْبَارٌ بَعْضُهَا غَرِيبٌ وَبَعْضُهَا ضَعِيفٌ، وَمَعَ هَذَا جَزَمَ فِي التَّحْقِيقِ بِاسْتِحْبَابِهِ
«А что касается протирания лица вне молитвы, то имам ибн Абду-Салям رحمه الله сказал: Лицо после дуа протирают лишь невежды! [ это и есть пример второго мнения в шафии мазхабе, говорящего против протирания лица ]. Аш-Ширбини продолжает:« В вопросе протирания лица [ вне молитвы ] пришли хадисы, некоторые из них уникальные, другие слабые.. однако вместе с этим имам ан-Навави رحمه الله заключил о желательности этого в книге ат-Тахкык.»
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами, в «Тухфатуль мухтадж» так же подтвердил изменение мнения аллямы ан-Навави رحمهم الله сказав
(لَا يَمْسَحُ وَجْهَهُ) أَيْ الْأَوْلَى تَرْكُهُ إذَا لَمْ يَرِدْ وَالْخَبَرُ فِيهِ وَاهٍ عَلَى أَنَّهُ غَيْرُ مُقَيَّدٍ بِالْقُنُوتِ أَمَّا خَارِجَهَا فَغَيْرُ مَنْدُوبٍ عَلَى مَا فِي الْمَجْمُوعِ وَمَنْدُوبٍ عَلَى مَا جَزَمَ بِهِ فِي التَّحْقِيقِ
«Не следует протирать лицо, по окончанию kунут-дуа, потому что не пришло на эту тему никакого хабара [ хадиса, асара ], что касается протирания вне молитвы, то согласно тому что сказано в аль-Маджму это не является желательным, согласно же сказаному в китабе ат-Тахкык делать так рекомендуется [ мандуб ]»
Сказал имам аль-Имрани аш-Шафии رحمه الله в своем монументальном труде «аль-Байан»
يستحب أن يمسح يديه على وجهه عند الفراغ من الدعاء
« Рекомендуется [ мустахаб ] протирать лицо после дуа »
Сказал имам аль-Хадрами аш-Шафии رحمه الله в своей книге аль-Мукоддиматуль хадрамийа
ويندب فيه وفي كل دعاء رفع اليدين ثم مسح الوجه بهما
« Рекомендуется в дуа по окончанию молитвы и в любом другом дуа, поднимать руки, а затем протирать ими свое лицо. »
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами делая шарх на этот труд сказал, что так следует делать для следования сунне пророка صلى الله عليه وسلم
Большинство этих ученых не являлись муджтахидами мазахаба, т.е. они лишь передавали самое достоверное мнение шафиитского мазхаба.
Дополнение: хотя в нашу тему не входит вопрос доказательств на которые опирались ученые, не трудно добавить, что иснады хадисов на эту тему хоть и слабы по- отдельности, но вместе они имеют степернь хасан [ хорошие ] как об этом сказал шейхуль ислам ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии رحمه الله в Булуг аль-Марам
http://shafi95.livejournal.com/1672.html
Хвала Аллаху.
Имам ан-Навави в книге «аль-Азкар»(641 стр. №1190 в разделе ) приводит два хадиса о обтирании рук по лицу,один хадис от Имама ат-Тирмизи(3386),один от Абу Дауд(1485). Мы знаем,эта книга адресована на желательные действия в ибадате и вне ибадате. И он написал раздел .
А что касается хадиса,переданным ат-Тирмизи,то он сам пишет следующее по поводу степени этого хадиса:<>
Конец цитаты из «Сунан ат-Тирмизи»(773 стр. №3386,раздел 11, муъджам/по алфавиту 45-й. «Китаб ад-Даават»).
Если вы знакомы с наукой ,то в ней говорится,что хадис аль-гариб бывает трех видов:
1.сахих аль-гариб/достоверный-странный. Например,если отделился со своей версией(ривая) доверенный передатчик(в матне,или в иснаде)
2.хасан аль-гариб/хороший/странный. Таких у ат-Тирмизи валом,это когда отделяется тот,вокруг доверенности которого разошлись ученые.
3.даиф иль-гариб/слабый странный. Слабым счиется тот хадис,когда отделится слабый передатчик,и большинство ученые хадис аль-гариб называют тот хадис, в матне или в цепочке которого отделился слабый,или неизвестный передатчик.
Абу Ханафи сказал:Тот кто ищет хадис аль-гариб-тот лжет.
См. «Шарх аль-Алфийя лиль Иракий»(345 стр.) автор аль-Хафиз ас-Сахави(ученик Ибн Хаджара Аскалани).
И в добавок эти слова Ибн Хаджара Аскалани: <>. «Субуль ас-Салям»( 4/ 19 стр.)
Это и подтверждает о том,что обтирание рук по лицу-это достоверная Сунна.
Хвала Аллаху.
Во-первых,пришли четыре хадисов от Посланнаки Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллам).
от Умар бин аль-Хаттаб у Имама ат-Тирмизи (773 стр. №3386,раздел 11, муъджам/по алфавиту 45-й. «Китаб ад-Даават» и назван этот хадис странным-хорошим).
От Ибн Аббаса у Ибн Маджах(№1272 даже две версий).
От Саиб Ибн Язид от Его отца у Имама Абу Дауд(2/106).
И допустим эти три хадиса слыбые вместе с разными путями.Хотя аль-Хафиз Ибн Хаджар Аскалани в «Булюг аль-Марам»(498-499 стр. в разделе ) пишет,что эти все пути хадисов этого хадиса поднимает до уровня хасан/хороший. Эта отдельная тема.
Во-вторых, Имам Абд ар-Раззак приводит хадис от табиина Ибн Шихаб аз-Зухайри в своем «Мусаннаф»(2/247) в цепочке которого все предатчики доверенные(суккат),лишь этот хадис мурсаль,но мы знаем,что хадис аль-мурсаль большинство ученые берут доводом.
аль-Хафиз Ибн Касир в своей книге «аль-Бахис аль-Хасис фи мустолях аль-хадис»(48 стр.)пишет:Имам Ибн Солях сказал,что хадис аль-мурсаль доводом берется,это мазхаб Малика,Абу Ханифы и Имам Ахмада, и джамаата.
Ибн Джарир ат-Тобари сказал:Сошлись все табиины,что хадис аль-мурсаль доводом служит,от них не пришло порицание в этом вопросе,и ни от кого из имамов после них до второго века.(лишь во втором веке разошлись ученые в этом,как Имам аш-Шафии и одна версия от Имама Ахмада тоже.). См. «Джамиъ ат-Тахсиль»(27 и 70 страницы) Автор аль-Хафиз аль-Аляи.
В-третьих, Хадис аль-Мурсаль и те выше приведенные хадисы вместе с разными путями в совокупности этот вопрос поднимает до уровня бессомненной-достоверной Сунны от Посланника Аллаха (соллоллаху алейхи ва саллам). Зачем далеко идти.
Хвала Аллаху!
Автор слов: Ibn Ahmad al-Ceko
Источник: al-fatava.com
Проблема в том что люди разделились в знании, один последовал за хадисами, а другой за фикхом (углубленным пониманием). Мухаддису (как шейх Албани рахматуллаһ) салабы хадис это не довод а фақиһам и саляфом как имам Абу Ханифа рахматуллаһ это может стать доводом, по тому что они смотрели манхадж сахабов. Следовали ли они этому хадису или нет. Если они находили достоверный хабар от сахабов который подтверждает слабый хадис, то они брали этот хадис в амал, даже если он слабы. Пророк саляллаһу алейхи уассалям сказал в одном хадисе: «О, верующие, следуйте моей сунне и сунне моих сподвижников».
Имам аль-Бухари в «аль-Адабу аль-муфрад» передал от Вахба:
رقم الحديث: 607
حديث موقوف) حَدَّثَنَا حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ الْمُنْذِرِ ، قَالَ : حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ فُلَيْحٍ ، قَالَ : أَخْبَرَنِي أَبِي ، عَنْ أَبِي نُعَيْمٍ وَهُوَ وَهْبٌ ، قَالَ : رَأَيْتُ ابْنَ عُمَرَ ، وَابْنَ الزُّبَيْرِ يَدْعُوَانِ يُدِيرَانِ بِالرَّاحَتَيْنِ عَلَى الْوَجْهِ
«Я видел, как Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) и Абдуллах Ибн Зубайр (да будет доволен им Аллах) после того, как обращались с мольбой, протирали лицо».
(Джарх передатчиков можете посмотреть здесь http://library.islamweb.net/hadith/display…=96903&hid=607)
Кто из людей может знать лучше о сунне Пророка саляллаһу алейхи уассаляма чем сахабы? Люди следуют четырем мазхабом не из за фанатизма, а из за того что эти имамы лучше всех знали основу шариата. На пример Абу Ханифа рахматуллаһ брал знания по цепочке от Абдуллаха ибн Масъуда розиаллаһу анһу а Абдуллаһ розиаллаһу анһу то же протирал лицо после каждого дуа.
Автор слов: Абду Алим Оспан
Источник: al-fatava.com