Имам Мулла Али Кари (рахматуллахи алейх) писал: «Общее количество шейхов (учителей) Имама Абу Ханифы доходит до четырех тысяч».1 Таким образом имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) получал знания у огромного количества ученых, в том числе у самых знающих из них, которые в свою очередь получили свои знания либо напрямую от сподвижников Пророка (صلى الله عليه وسلم), либо от учеников сподвижников, все это определило достоверность знаний имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи) и помогло ему стать основателем одного из основных суннитских мазхабов ахлю сунна ва льджамаъа, в достоверности которого не может быть сомнений.
Итак, приведем одну из цепочек в знании имама Абу Ханифы.
Основатель ханафитского мазхаба — Имам Абу Ханифа (ум. в 150/767) получил основные знания по фикху от имама Хаммада б. Аби Сулеймана (ум.120/738). Который учился у Ибрахима ан-Наха’и (ум. в 96/715), который учился у Алкама бин Кайса (ум. в 62/681). Алкама же был учеником знаменитого сподвижника Пророка (صلى الله عليه وسلم) – Абдуллаха бин Мас’уда (радиаллаху анх).
Теперь посмотрим, кто они, эти муджтахиды:
АБДУЛЛАХ Б. МАС’УД (да будет доволен им Аллах; ум. в 32/651).
Первый в цепи передатчиков знаний по фикху мазхаба Ханифа.
Абдуллах б. Мас’уд был шестым человеком, принявшим Ислам. В то время был очень молод. Дважды совершал хиджру. Вначале в Абиссинию (Эфиопию), затем в Ясриб (Медину). И до, и после хиджры постоянно жил рядом с Пророком. Из-за этого, многие считали его членом семьи Пророка (саллалаху алейхи уассалам). Был участником всех сражений против неверных и одним из немногих Сподвижников, знавших весь Коран наизусть. Также, знал на память и передал большое количество хадисов. Он стремился во всем следовать Пророку Мухаммаду (саллалаху алейхи уассалам), и был из числа лучших его учеников.
Ученые Ислама называют Абдуллаха бин Мaс’уда и Ибн-и Аббаса первыми Муфассирами. Имам также был и одним из первых и лучших знатоков религиозного права (Фикха). Знания, полученные от Пророка (саллалаху алейхи уассалам), передал своим ученикам, среди которых выделялся Алкама бин Кайс. (IAA, I: 193-198).
АЛКАМА Б. КАЙС /ум. в 62/681/
(Абу Шибл Алкама б. Кайс б. Абдуллах б. Малик ан-Нэхаи аль-Куфи)
Алкама б. Кайс — выдающийся Таби’ун и известный ученый по Фикху, Толкованию Корана, Хадисам и другим религиозным наукам. Он из числа тех, кто родился при жизни Пророка (صلى الله عليه وسلم) , но не видел его (то есть – «Мухадрамун»). Все ученые единодушно признают высочайшую степень его образованности. Алкама встречался со многими Сподвижниками, обучался у них разным наукам и изучал хадисы. В том числе, у Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, Али, Айшы, Абдуллаха бин Мaс’уда, Салмана аль-Фариси, Абу-д-Дарда, Хузайфата аль-Йамани (радиаллаху анх). Алкама сражался в Нихаванде против Хариджитов с саблей в руках и плечом к плечу с хазратом Али б. Аби Талибом (радиаллаху анх). Таких ученых называют «Раббани» – «Божеский» или «Ученый от Бога». Ученый, милостью Всевышнего Аллаха, он и в жизни неукоснительно следовал сообразно полученным знаниям. И в этом смысле был святым человеком. В числе его знаменитых учеников были Ибрахим ан-Нэха’и и аш-Ша’би, которых обучал религиозному праву (фикху). …
ИБРАХИМ АН-НЭХАЪИ (Абу Имран; ум. в 96/715)
(Ибрахим б. Йазид б. Асвад б. Амр б. Рабиа б. Хариса б. Са’д б. Малик).
Ученик Алкамы б. Кайса, выдающийся ученый – факих времени первых Табиунов. Основатель иракской школы муджтахидов, совершавших иджтихад методом «Рэ’й» – методом сопоставления аналогий. Жил в Куфе. Родом из Йеменского племени Нэха’. Одним из лучших его учеников был Хаммад б. Аби Сулейман, (рахиму-хуллаху та’аля).
ХАММАД Б. АБИ СУЛЕЙМАН (Абу Исмаил; ум. в 120/738).
Выдающийся Табиун, известный ученый по фикху, учитель Имама А’зама Абу Ханифа. Жил в Куфе. Основными учителями его были Анас б. Малик и Ибрахим ан-Нэхаи, да будет милостив к ним Аллах. Учился также у Зайда б. Вэхба, Саида б. Мусаййаба, Саида б. Джубайра, Икримы, Эби Ваила. Его учениками были: его сын Исмаил б. Хаммад, Асим аль-Ахвэл, Шу’бэ, Суфьян ас-Саури, Хаммад б. Салама, Мис’ар б. Кэдам, Абу Ханифа, Хаким б. Утайба, да будет милостив к ним Аллах. Переданные им хадисы помещены в 4-х сборниках «Сунан», а также в сборнике хадисов Имама Муслима и в книге «Адаб-уль-Муфрад» Имама аль-Бухари.
Будучи последним звеном в цепи передатчиков науки Фикх мазхабу Ханафи, он передал эти знания от Анаса б. Малика и Ибрахима ан-Нэхаи, который передал их от Алкамы б. Кайса, а тот от Абдуллаха б. Мас’уда (да будет доволен и милостив к ним Аллах). Абдуллах б. Мас’уд передал эти знания непосредственно от Пророка Мухаммада (صلى الله عليه وسلم).
1- «Шарху Муснади Аби Ханифа» — Али Аль-Кари, стр.8.
Любой кто учился Шариатским наукам знает это. И сомневаются в этом лишь люди недалекие.
Точнее обучался