О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРОПУЩЕННЫХ МОЛИТВ О значении Обязательной молитвы Все дееспособные мусульмане (и мужчины, и женщины), достигнувшие совершеннолетия, обязаны соблюдать ежедневную пятикратную молитву. Причем, обязанность эта, возложенная на них Священным Кораном, не позволяет преднамеренно задерживаться с исполнением молитвы или откладывать ее «на потом». В Благородном Коране эти Предписания встречаются 90 (!) раз. Многократное указание Аллахом субхана-Ху ва тааля на исключительную необходимость молитвы говорит о том, насколько велико значение ежедневного пятикратного исполнения этого Предписания.
В хадисе говорится: «Кто будет особенно внимателен к утренней и предвечерней молитвам – войдет в Рай». [Бухари, Муслим]. В Судный День, прежде всего, будет спрос о совершенных молитвах. Сказано в хадисе: «В День Предстояния первым поклонением, за которое спросят с раба Аллаха, будет молитва. И если с молитвой у него будет все в порядке, то примутся и другие его поклонения. Если же нет, — то никакие его поклонения не будут приняты». [Табарани]. Уважительные причины для откладывания молитв Существуют две основные причины, которые считаются уважительными для откладывания молитвы на более позднее время: 1) Опасность нападения противника при ведении военных действий. 2) Опасность нападения разбойников, грабителей, хищных животных при нахождении в пути. Опасность стихийных бедствий. Если в этих случаях молитвы невозможно прочитать хотя бы сидя или повернувшись в любую сторону, или верхом на животном, обозначая рукны наклоном головы, то их дозволено отложить на более благоприятное время.
Не будет так же греха, если человек ненамеренно проспал, или забыл исполнить вовремя. Дозволяется откладывание молитвы и при спасении утопающего, или при спасении других людей, над жизнью которых нависла угроза. Но в этих случаях, необходимо восстановить молитву сразу, при первой возможности. Ученые о необходимости восстановления молитв Таким же Обязательным предписанием (Фард) как Исполнение молитвы, является ее Восстановление после пропуска по какой-либо причине. Об этом пишется во всех книгах по фикху. Например, в книге «Дурр-уль-мухтар…» имама Алауддина аль-Хаскафи говорится: «Является большим грехом без уважительной причины откладывать строго предписанную молитву на более поздний срок (то есть, не исполнить молитву в пределах отведенного для нее времени). И этот грех не может быть прощен лишь ее восстановлением. Необходимо еще после восстановления принести искреннее покаяние, или же совершить хадж. Восстановление молитвы может послужить прощением лишь за ее пропуск. Покаяние, совершенное без восстановления молитвы, не влечет за собой прощения ни за пропуск этой молитвы, ни за ее откладывание, так как для принятия покаяния необходим решительный отказ от совершения такого греха». В другой книге по фикху мазхаба Ханафи — «Барика…» имама аль-Хадими, говорится: «Тот, кто отдавал должное значению обязательного поклонения (фарда), но пропустил его из-за лености, не станет отступником. Он не потеряет свою веру, однако такой мусульманин совершит два больших греха: 1- Грех за то, что провел это время без совершения поклонения, то есть за откладывание исполнения фарда на потом. Для получения прощения за этот грех, необходимо принести покаяние. 2- Грех за неисполнение фарда. Для получения прощения этого большого греха, необходимо немедленное восстановление этого фарда. Запаздывание с восстановлением фарда влечет к совершению уже другого большого греха».
В книге «Халеби-и Кебир» имама Ибрахима аль-Халеби так же говорится: «Молитвы, пропущенные по уважительной или не уважительной причине, обязаны восстановить их фарды в обязательном порядке». Имам аль-Хаскафи пишет в «Дурр-уль-Мухтар»: «Чтобы быть благочестивым мусульманином (Салих), необходимо исполнять или восстанавливать ежедневную пятикратную молитву и молитву «Витр» в строгой последовательности. И пятничную молитву необходимо читать во время полуденной молитвы того дня. Если мусульманин проспал утреннюю молитву и вспомнил об этом при чтении Хутбы, то ему необходимо немедленно восстановить ее, найдя для этого подходящее место. Не дозволяется читать очередную молитву, без исполнения или восстановления предыдущей. В хадисе сказано: «Если кто-либо по забывчивости пропустил молитву и вспомнил об этом при исполнении следующей молитвы за имамом, то пусть окончит эту молитву вместе с имамом, а затем восстановит пропущенную молитву. После этого, пусть повторно исполнит молитву, которую он читал за имамом».[Табарани, Хатиб].
Когда и как Восстанавливать. Нежелательное время для Восстановления Восстанавливать пропущенные молитвы разрешается в любое время, кроме трех промежутков: а) В течении 50-ти минут после восхода солнца нельза читать пропущенные и дополнительные молитвы. б) Нельза читать эти молитвы и в течении 20-ти минут до начала времени Полуденной молитвы (Саляту-з-Зухр). в) Так же нельзя читать никакие молитвы за 45 минут до захода солнца, кроме фарда Предвечерней (Саляту-ль-Аср) этого времени. Если мусульманин прочитал очередную молитву без восстановления предыдущей из-за боязни нехватки времени, а затем оказалось, что времени достаточно, то ему надо восстановить предыдущую молитву, а затем повторно прочитать очередную. Если мусульманин прочитал очередную молитву, не вспомнив ни перед началом, ни во время исполнения молитвы о пропущенной предыдущей молитве, то прочитанная молитва будет действительной, так как забывчивость является уважительной причиной. Если мусульманин пропустил подряд пять фардов и один «Витр», то при восстановлении их необходимо соблюдать очередность. Если же пропущенных молитв будет шесть и более, не считая «Витр»а, то, при восстановлении, соблюдать их очередность уже нет необходимости.
Если мусульманин пропустил какую-либо очередную обязательную молитву и, помня об этом, не восстановив ее, прочитал еще пять очередных молитв, то, по существу пропущенных молитв уже будет шесть, так как последние пять молитв недействительны. Молитва «Витр» здесь не учитывается, так как степень ее ценности – Ваджиб, а учитываются лишь Фарды. Ученые сообщают, что в зимнее время желательно откладывание исполнения ночной молитвы до конца первой трети ночи. В то же время говорится, что весьма нежелательно ложиться спать при наступлении времени молитвы, из-за большой опасности проспать эту молитву. Дозволяется лишь в том случае, когда можно заручиться согласием человека (заслуживающим доверия), разбудить вас в нужное время. Ученые мазхаба Ханафи единодушны в своих сообщениях, что дополнительные молитвы (сунна) читаются только в промежутке времени, отведенном для очередной молитвы. За пределами этого времени «сунна» не восстанавливается.
Только сунна утренней молитвы (саляту-ль-Фаджр) восстанавливается вместе с фардом до наступления времени полуденной молитвы (саляту-з-Зухр). Таким образом, утренняя сунна после полуденной молитвы, и остальные пропущенные сунны не предписаны к восстановлению. Если кто-то и станет восстанавливать, то это будет лишь дополнительной молитвой следующей категории (навафиль). Один из крупных ученых Ислама, известный имам по фикху 4-х мазхабов Приверженцев Сунны 20-го века Саййид Абдулхаким аль-Арваси (1281-1362/1865-1943), да будет милостив к нему Аллах, писал: -Кто из-за лености в течение многих лет пропустил множество молитв и таким образом накопил большой долг, обязан при чтении сунны очередной молитвы, принимать намерение возместить первый пропущенный фард данной молитвы. Это необходимо по всем 4-м мазхабам. Откладывание молитвы на более поздний срок без уважительной причины по мазхабу Ханафи является большим грехом. При первой же возможности, пропущенную молитву следует восстановить. В противном случае этот большой грех удваивается. И так — каждый раз. Чтобы этот ком грехов не увеличивался, сунны пятничной молитвы, а так же ежедневные сунны 4-х молитв, кроме утренней, необходимо читать с намерением восстановления первого пропущенного фарда. Вторую сунну ночной молитвы (саляту-ль-Ишаа) можно читать с намерением восстановления молитвы «Витр», увеличив количество ракаатов до трех и прочитав по всем правилам молитвы «Витр». Сведения о восстановлении пропущенных молитв таким способом встречаются в книгах Приверженцев Сунны очень часто. Очередность восстановления пропущенных молитв Саййид Абд-уль-Хаким аль-Арваси (да будет милостив к нему Аллах) рекомендует следующую очередность восстановления: 1) При чтении 4-х ракаатов первой сунны полуденной молитвы, принимается намерение о восстановлении первого пропущенного фарда этого времени (саляту-з-Зухр). 2) При чтении 2-х ракаатов второй сунны полуденной молитвы – — намерение восстановить первую пропущенную утреннюю молитву (саляту-ль-Фаджр). 3) При чтении 4-х ракаатов сунны Предвечерней молитвы, — намерение восстановить первый пропущенный фард саляту-ль-Аср. 4) При чтении 2-х ракаатов сунны Вечерней молитвы, принимается намерение восстановить пропущенный фард саляту-ль-Магриб и восстанавливается вечерняя молитва, как и положено, — в 3 ракаата. 5) При чтении 4-х ракаатов первой сунны ночной молитвы, — восстанавливать пропущенный фард саляту-ль-Иша’а. 6) И при чтении 2-х ракаатов второй сунны ночной молитвы, — восстанавливать пропущенную молитву «Витр», читая ее в 3 ракаата. Таким образом, ежедневно будут восстанавливаться 5 обязательных молитв и молитва «Витр». Не исполнение обязательной молитвы вовремя без уважительной причины является большим грехом.
Для того чтобы великий грех был прощен, необходимо покаяние. А для того, чтобы покаяние было принято, необходимо выполнение 4-х условий: 1) Не продолжать совершения греха. 2) Принять намерение о несовершении повторно этого греха. 3) Принести покаяние (существуют разные виды «Истигфара») и нижайше молить Аллаха простить за совершенный грех. 4) Расчитаться с долгами перед Всевышним Аллахом и перед людьми. Ученые о Необходимости Восстановления Фарда во время исполнения Сунны очередной молитвы На возражение: «Нельзя вместо чтения сунны очередной молитвы, восстанавливать пропущенную обязательную молитву. Ведь пропущенную молитву можно восстанавливать в любое другое время, а сунна не подлежит восстановлению. Раз вы восстанавливаете свой пропуск в то время, когда нужно читать сунну, значит, принижаете значимость сунны…» — дается ответ в книгах «Халеби-уль-кабир» и «Рэдд-уль-мухтар аля-д-Дурр-уль-мухтар». Имамы Ибни Абидин и Ибрахим аль-Халеби (да будет милостив к ним Аллах) разъясняют, что откладывать еще на более поздний срок пропущенную обязательную молитву из-за того, что надо читать сунну, является ошибкой, так как, каждое очередное откладывание влечет за собой дополнительный грех.[1] Восстановление же сунны не предписано, и за пропуск сунны очередной молитвы нет никакого греха, стало быть, и разговоры на эту тему бессмысленны. В книге «Мараки-ль-фалях»[i] имама Шернблали и в комментариях к ней имама Тахтави (ум. в 1231/1815) говорится: «После прочтения обязательной утренней молитвы и до восхода солнца (сколько бы не оставалось времени) нельзя читать никакую дополнительную молитву. В том числе и утреннюю сунну, если она была ранее не прочитана. В это время предписано исполнение только обязательной утренней молитвы. А вот прочтение в это время пропущенной обязательной молитвы — не запрещено, так как восстановление в этом случае, равносильно прочтению любой обязательной (фард) молитвы и, поэтому, гораздо важнее прочтения дополнительной». В различных книгах мазхаба Ханафи («Дурру-ль-мухтар», «Ни’мет-и Ислам», «Дурру-ль-мунтека»…) пишется, что дозволен пропуск какой-либо сунны очередной молитвы, кроме утренней в следующих случаях: а) Ученому — для исполнения своего долга по службе; б) Студенту, спешащему на уроки в медресе. Стало быть, если по таким причинам можно не читать очередную сунну, так не более ли важно вместо очередной сунны прочитать пропущенный фард и этим сократить ежеминутно возрастающий грех. Ведь, сколько бы не читать дополнительных молитв, они все равно не могут возместить ни одной пропущенной обязательной молитвы. Ведь сказано было в хадисах: «Самый ценный джихад, — это исполнение фардов». [И. Ахмад]. «Ничто не может так приблизить к милости Аллаха, как исполнение фардов». [Байхаки]. Имам Раббани (да будет милостив к нему Аллах) писал о фардах следующее: «Если дополнительное поклонение становится причиной неисполнения фарда, то он перестает быть поклонением, так как приносит вред». [«Мактубат»: 260]. И в другом послании: «Ценность дополнительных поклонений в сравнении с ценностью фардов, меньше чем капля воды перед океаном». [«Мактубат»: 123]. В книге «Невадир…»[ii] говорится: «Когда у имама Ибни Нуджейма спросили, будет ли неуважением к сунне 5-ти очередных молитв, если вместо них читать пропущенные обязательные молитвы, то он ответил: «Нет, не будет. Эти действия не будут пренебрежением сунны потому, что целью их исполнения является прочтение в данное время еще одной молитвы, кроме фарда.
Цель сатаны, — отвратить вас от прочтения какой бы то ни было молитвы. Читая дополнительно после фарда еще одну молитву, вы идете наперекор желанию сатаны и укрепляете себя на пути Аллаха субхана-Ху ва тааля». Далее в книге «Невадир…» говорится, что, читая пропущенную молитву вместо очередной сунны, вы тем самым все равно получаете награду за сунну, и в то же время избавляетесь от долга. Те верующие, которые читают сунну, имея долги по фардам, забывают достоверные хадисы о том, что это пустое занятие, ведущее к наказанию. Возмещение пропущенной обязательной молитвы вместо очередной сунны, ведет к спасению.[2] Исполнять очередную Дополнительную молитву (Сунна), при наличии пропущенных Обязательных молитв (Фард) дозволяется лишь в том случае, когда эти молитвы Пропущены по Уважительной Причине в течение непродолжительного времени. Незначительная задержка с восстановлением таких молитв, считают ученые, — допустимо. О значении Строгих Предписаний сказано и в Благородном Коране и в хадисах. Например, в книге «Тергиб-ус-салят» приводится хадис, смысл которого следующий: «Чтение 2-х фардов в одно время (откладывание фарда) — большой грех». В книге «Умдат-уль-Ислам» приводится другой хадис: «Если кто-либо пропустит молитву без уважительной причины, то будет находиться в Аду 80 хукба». Одна хукба по продолжительности равна 80-ти годам загробной жизни. Один день загробной жизни равен тысячи годам в этом мире. Теперь, представьте себе продолжительность наказания за одну пропущенную без уважительной причины молитву! Эти данные приводятся здесь не для того, чтобы показать величину цифр, а для того чтобы было понятно, насколько неосмотрительно поступают люди, пропускающие строго предписанные молитвы, а затем, вместо их восстановления, занимаются исполнением дополнительных молитв. В книге «Кабаир вас-сагьаир»[iii] говорится: «Является большим грехом читать обязательные молитвы раньше или позже отведенного времени. (В том числе, используя не проверенные календари). Этот грех снимается лишь покаянием (тауба). Естественно, перед покаянием необходимо восстановить пропущенную молитву. К примеру, совершенный Хадж может послужить прощением большого греха (в данном случае пропуск молитвы без уважительной причины), но для этого нужно непременно восстановить пропущенную молитву. Если у мусульманина были возможности восстановления пропущенной молитвы, но он этого не сделал, то получает уже следующий грех. (После каждой очередной неиспользованной возможности, грехи нарастают как снежный ком). В книге «Дурр-уль-мунтека»[iv]сказано: «Тот, кто не считает молитву Обязательным
Предписанием, является неверующим (кяфир). Если человек вначале считал молитву обязательным предписанием, а потом разуверился, то становится отступником (муртад)». Если муртад и кяфир приняли Веру в неисламской стране и не знали о том, что молитва — Обязательное Предписание, то впоследствии (после шахады) эти пропущенные молитвы подлежат восстановлению. Им, иншаАллах, не будет греха за отсрочку исполнения пропущенных молитв. Восстанавливать в обязательном порядке нужно будет с того момента, как человек принял Ислам. [А этническим мусульманам, — с момента наступления совершеннолетия, если он до настоящего момента не считал себя кяфиром]. Ибни-Абидин в своих комментариях к книге «Фатава-и кубра» пишет: «Если кто-либо на протяжении нескольких лет читал все молитвы с намерением фарда, не имея понятия об очередности исполнения 1-ой и 2-ой сунны (например, в полуденной молитве), то все эти молитвы действительны. Так как, при исполнении сунны с намерением фарда, сунна является действительной. В таких случаях, первая исполненная молитва данного времени будет считаться фардом, остальные будут засчитаны как сунна. В книге «Халеби-ус-Сагир»[v] говорится: «Если кто-либо многие годы читал молитвы, не подозревая о том, что нарушал одно или несколько обязательных условий, а потом это выяснилось, то лучше ему эти молитвы восстановить». В книге «Ашбах» Ибн-и Нуджейм пишет: «При исполнении 1-й или 2-й сунны всех пяти молитв, при принятии намерения не обязательно уточнять то, что вы будете читать именно сунну. Об этом говорят достоверные фетвы. При чтении этих сунн, достаточно принять намерение о прочтении молитвы. Это подтверждает и имам аз-Зэйлаи. К примеру, если вы до начала рассвета начали читать молитву с намерением прочтения 2-х ракаатов «Тахаджджуд»а, но потом выяснилось, что рассвет уже начался, то эти 2 ракаата будут считаться утренней сунной, и нет необходимости читать еще 2 ракаата. Или, например, если вы при чтении полуденного фарда, после сидения в конце 4-го ракаата, по забывчивости встали на 5-й ракаат, то лучше дочитать еще и 6-ой ракаат и отдать приветствие. Эти 2 ракаата вам засчитаются как навафиль — дополнительная молитва. Это не будет 2-ой сунной полуденной молитвы не потому, что вы не приняли отдельного намерения, а потому, что не начали эти 2 ракаата с отдельного вступительного такбира. Необязательно так же при чтении молитвы «Таравих», принимать намерение с уточнением на «Таравих». Достаточно принять намерение на молитву вообще. Так же и при чтении сунны после пятничной молитвы (если у вас нет долгов по пропущенным фардам), вы можете принять следующее намерение: «Намереваюсь прочитать фард последней полуденной молитвы, обязанность прочтения которой с меня еще не снята». Теперь, в случае не принятия пятничной молитвы (вполне возможны какие-либо нарушения), у вас не будет долга по полуденной молитве этого дня. Если же пятничная молитва будет принята, то, по достоверным свидетельствам, последние 4 ракаата будут, иншаАллах, засчитаны вам как дополнительная молитва». Далее имам пишет: «Ранее было разъяснено, что при чтении очередной молитвы, любая другая молитва кроме фарда этого времени, прочитанная с намерением просто «исполнить молитву», будет засчитана как сунна этого времени». Итак, повторим для закрепления мысль имама своими словами: «При чтении очередной молитвы, любая другая молитва, кроме фарда этого времени, засчитывается как сунна этой очередной молитвы». Да убережет нас Аллах от ошибок. Хвала Аллаху Господу миров! (Из сборника по фикху мазхаба Ханафи: «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози. Книга Первая) [1] По мазхабу Шафии: Если у мусульманина есть пропущенные Фард молитвы, то, до тех пор, пока он не восстановит их, ему не дозволяется исполнение «Праздничных» молитв, молитвы «Витр» и других молитв из разряда «Сунна» или «Навафиль». [2] Напоминание! Когда идет речь о необходимости восстановления пропущенных обязательных молитв во время очередной сунны, то имеются в виду молитвы, пропущенные без уважительной причины в большом количестве и на протяжении нескольких лет. Если пропущены очередные пять обязательных молитв, то их надо восстанавливать при первой же возможности в порядке очередности, а очередные молитвы читать полностью, вместе с сунной. А тем мусульманам, которые имеют многолетние долги, тем более необходимо читать эти сунны с намерением восстановления пропущенного ранее фарда. Как уже говорилось выше, Приверженцы Сунны читают в течение суток сорок (40) ракаатов. В том числе: 20 ракаатов сунны; 17 ракаатов фарда и + 3 ракаата «Витр». Да, за неисполнения сунны нет наказания. Но, в Благородном Коране предписано: «Следуйте за вашим Посланником». Поэтому, благочестивые мусульмане строго исполняют фарды и стараются следовать Сунне насколько это возможно. Это одно из основных отличий Приверженцев Сунны от других 72-х групп Ислама. Если времени достаточно, а мусульманин исполняет только фард, а вместо исполнения сунны занимается разговорами во дворе мечети (или же дома устраивается смотреть телевизор), то ему надо серьезно задуматься о своем духовном состоянии. Если же он не будет исполнять сунну из-за того, что не придает ей значения, то лишится веры. [i] «Мараки-ль-фалях» — Книга имама Шернблали (Абу-ль-Ихляс Хасан б. Аммар; ум. в 1069/1658). [ii] «Невадир-и фыкхиййа фи мазхаб-иль-эиметти-ль ханафиййа» – Книга имама Мухаммада Садыка (ум. в 1230/1815). [iii] «Кабаир вас-сагьаир» – Книга имама Ибн-и Нуджейма Зейн-ул-Абидина (ум. в 970/1562). [iv] «Дурр-уль-мунтека» – Книга имама Алауддина аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677). [v] «Халеби-ус-Сагир» – Книга имама Ибрахима аль-Халеби (ум. в 956/1549).