Вопрос:
Не могли бы вы рассказать о положении смешанных совместных собраний мужчин и женщин в Исламе, а также о том, дозволено ли парню и девушке ходить куда-то вместе в качестве друзей, например, пообедать и тому подобное?
Ответ:
«Истина же всегда побеждает, и Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением верующих от сомнений, находящихся в их душах, и милостью тем, которые уверовали в Аллаха и в Коран. А для неверующих Коран только увеличивает потери и страдания за то, что не уверовали в него (Коран)»1.
«Мы послали тебя, о пророк, только как милость для обитателей миров»2.
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, является воплощением Милости Всевышнего Аллаха. Как сказано в Коране, он был послан как милость ко всему человечеству. Шариат — это руководство, которое Всевышний Аллах ниспослал Пророку , чтобы вывести человечество из тьмы невежества и смуты. Все положения Шариата являются благом для людей, ведь Всевышний Аллах напоминает нам:
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе во всём. Только Аллах не нуждается ни в чём. Он — Достохвальный и Преславный и заслуживает постоянного восхваления!»3.
Правила относительно взаимоотношений между полами необходимы для нормального существования человеческого общества. Если они не соблюдаются, это ставит под угрозу выживание человеческой цивилизации.
Ислам — это не только истинная религия, но и особый общественный уклад, который даёт человеку возможность достигать поставленных целей и благополучия в этом мире и готовит людей к жизни в мире следующем — с помощью благочестия и праведных деяний.
Ислам устраняет причины, которые могут привести к греховному. Ислам уничтожает корень всех зол и предлагает способы установления гармоничных взаимоотношений среди мусульман — в мире и счастье.
В Исламе не допускаются свободные неограниченные контакты между мужчинами и женщинами, дабы пресечь возможные последствия неподобающих желаний, которые могут возникнуть. Ислам налагает ограничения на те силы, которые могут оказать развращающее воздействие на умы молодых людей и девушек.
Сексуальный инстинкт — это величайшая слабость человечества. Вот почему шайтан использует именно это слабое место, чтобы сбивать верующего.
В современном обществе мы видим, что институт семьи разрушен. Мужья и жёны работают в разных местах в атмосфере свободного смешения полов. Иногда это приводит к запретным контактам с посторонними и, в конце концов, к разводу и разрушению семьи.
Мы сами можем увидеть ужасные последствия свободного не ограниченного ничем смешения полов. Всевышний Аллах создал людей противоположного пола привлекательными друг для друга. Это нельзя отрицать. Если мужчины и женщины свободно общаются в обществе без всяких ограничений, наступает момент, когда в человеке просыпается инстинкт, и это может привести к греху.
Поэтому Ислам, вместо того чтобы бороться с последствиями, предотвращает их. И это один из принципов исламского права — предотвращение причины (саддад-дара’и). Основой этого принципа является заблаговременное предотвращение возможного зла. Данный принцип взят из сердца Корана и Сунны: «Предотвращение вреда первично по отношению к получению пользы».
Вред, который несут собой супружеская измена, прелюбодеяние и вещи, которые приводят к ним, детально разъясняется в Коране. В суре «Ан-Нур» Всевышний Аллах говорит:
«Предупреждай, о пророк, верующих мужчин о том, что ведёт к прелюбодеянию или к обвинению в нём, и скажи им, что им приказано потуплять взоры и не смотреть на запрещённые места женщин и на места, где они носят украшения, и сохранять своё целомудрие. Такое поведение — достойнее для них и отдаляет их от грехов и обвинения. Поистине, Аллах осведомлён о том, что они вершат, и воздаст им за это. Скажи (о пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие»4.
Также Аллах говорит об этом в суре «Аль-Азхаб»:
«Если же вы просите какую-либо утварь у одной из жён пророка — да благословит его Аллах и приветствует, — то попросите через завесу. Это — чище для ваших и их сердец от искушений шайтана»5.
Имам Абу Абдулла аль-Куртуби пишет в своём знаменитом толковании Корана «Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан»:
«Этот аят говорит о дозволенности задавать вопросы или говорить с жёнами Посланника Аллаха через преграду или занавеску. То же самое повеление распространяется на всех мусульманок6.
Кроме того, в суре «Аль-Азхаб» Всевышний Аллах говорит:
«О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина в отношении чести и достоинства. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки и ласковы в своих речах с другими, чтобы не возжелал вас тот, чьё сердце порочно. Говорите с другими обычные серьёзные слова»7.
В этом аяте ясно сказано, что мужчины и женщины не должны разговаривать без необходимости, а если они разговаривают, то как содержание, так и манера разговора должны быть сугубо деловыми, без какого-либо намёка на заигрывания и т. п.
Руководство Возлюбленного Аллахом Пророка
Пророк детально разъяснил, как должны вести себя друг с другом мужчины и женщины.
1) Имам Абу Дауд и имам ан-Насаи приводят от нашей госпожи Айши, разыАллаху анху, следующие слова: «Женщина протянула руку из-за занавески, чтобы передать Посланнику Аллаха листок бумаги. Посланник Аллаха одёрнул свои руки и сказал: «Мне неизвестно, чья это рука — мужчины или женщины». Айша сказала, что это была рука женщины.
Из этого хадиса ясно, что сподвижники Пророка создавали преграду (хиджаб) между мужчинами и женщинами — вешали штору или занавеску. Если бы свободное смешение полов было дозволено, для создания преграды не было бы нужды. Кроме того, если бы такое разделение противоречило духу Шариата, Посланник Аллаха обязательно указал бы ей на это.
2) Имам Бухари и имам Муслим передают в своих сборниках достоверных хадисов от Укбы ибн Амира , что Посланник Аллаха сказал: «Не приближайтесь к женщинам (посторонним, кроме близких родственниц)». И один человек спросил: «А как насчёт свойственников (имеются в виду родственники, приобретённые после вступления в брак)?» Посланник Аллаха ответил: «Они подобны смерти». Пророк сравнил женщин, относящихся к категории приобретённых родственников, со смертью. Это означает, что с ними нужно проявлять ещё большую щепетильность в общении, потому риск возникновения фитны больше, особенно в комфортной атмосфере, когда обе стороны во время общения могут забыть о том, что должны вести себя сдержанно и опускать взгляд.
3) Имам Муслим передаёт от Джарира ибн Абдуллы : «Я спросил Посланника Аллаха о взгляде мельком на женщину из числа не-махрамов (не из близких родственников). Он ответил, что я должен отводить в такой ситуации глаза».
4) Бурайда передаёт, что Посланник Аллаха сказал Али : «О Али! Не позволяй себе смотреть второй раз, потому что первый взгляд прощается, а второй — уже нет8.
Перечисленные выше (и другие) аяты Корана и хадисы Пророка говорят о том, как важно соблюдать границы и правила в отношениях между полами.
Правила
Далее представлены правила, выведенные из Корана и Сунны, относительно поведения мужчин и женщин в обществе, как их выделяют учёные:
a) И мужчины, и женщины должны носить скромную одежду, которая закрывала бы аурат (те части тела, которые обязательно закрывать) — это должна быть свободная одежда, которая скрывает очертания тела. Естественно, сюда относится ношение женщиной правильного хиджаба, а также отказ от облегающей одежды как для женщин, так и для мужчин.
б) Мужчины и женщины, не являющиеся друг другу махрам (близкими родственниками, с которыми нельзя вступать в брак), не должны разговаривать друг с другом без необходимости. Если для разговора существует реальная необходимость (например, по работе или в процессе учёбы), он должен протекать в скромной, сдержанной манере и не выходить за рамки этой необходимости.
в) Пророк указал на то, что женщинам запрещено пользоваться духами, которые могут привлечь к ним внимание посторонних мужчин.
г) И мужчины, и женщины должны опускать свой взгляд. Взгляд на молодого человека противоположного пола является нежелательным, даже если нет вероятности возникновения страсти, а если такая вероятность существует, смотреть запрещено.
д) Особую щепетильность следует проявлять в отношениях с приобретёнными в результате вступления в брак родственниками, другой роднёй и прочими группами людей, с которыми человек вероятнее всего может общаться, например, с сослуживцами.
В свете вышесказанного мы видим, что свободное смешение полов запрещено. Ислам приказывает как мужчинам, так и женщинам опускать взор в присутствии противоположного пола. Разве возможно, что мужчины и женщины будут ходить вместе обедать и т. п. и смотреть в пол при этом? Не существует ни одного примера из истории Ислама первых веков, когда женщинам и мужчинам было бы разрешено свободно собираться вместе для каких-либо общественных, политических или религиозных мероприятий. Даже в мечети у женщин были отдельные ряды для молитвы. В хадисе сказано, что свободное общение со свойственниками подобно смерти, потому что увеличивается риск фитны.
В одном из хадисов слушание голоса женщины со страстью приравнивается к супружеской измене. Учёные разошлись во мнениях по поводу того, является ли голос женщины ауратом, и, хотя в ханафитском мазхабе женский голос — не аурат, этот факт лишний раз подчёркивает, что следует отстраняться от смешанных собраний. Если молодая женщина даёт «салам» мужчине, он должен ответить про себя, чтобы женщина не слышала его голос9.
Ибн Абидин в «Хашия» говорит: «Если мужчина боится фитны или возникновения страсти, для него харам смотреть в лицо женщине. Так было в первые века Ислама. Что касается нашего времени (имеются в виду времена Ибн Абидина), смотреть на лицо женщины, не являющейся махрам, запрещено не потому, что лицо — часть аурата, а из-за возможной фитны».
Таким образом, становится ясно, что Ислам настаивает на половой сегрегации, насколько это возможно, сохраняющей от вреда человека и общество в целом. В исламской модели общества мужчины и женщины не общаются друг с другом без ограничений. Если смешение полов оказывается необходимым в какой-либо ситуации, следует избегать чрезмерной свободы в общении и соблюдать все правила и условия для этого.
И в заключение, смешанные собрания запрещены. Мужчины и женщины должны сидеть отдельно друг от друга. Если они сидят отдельно и смешения нет, такое собрание будет дозволенным.
Пусть Аллах ведёт нас по прямому пути. Амин.
А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Отредактировано Фаразом Раббани.
1.Коран, сура 17, аят 82.
2.Коран, сура 21, аят 107.
3.Коран, сура 35, аят 15.
4.Коран, сура 24, аяты 30-31.
5.Коран, сура 33, аят 53.
6.Куртуби, Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан, 14:227.
7.Коран, сура 33, аят 32.
8.Тирмизи, Абу Дауд и имам Ахмад.
9.«Такрира» Рафи’и на «Хашия» Ибн Абидина.
Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Источник: sunnipath.com