Вопрос:
Не могли бы вы рассказать о положении смешанных совместных собраний мужчин и женщин в Исламе, а также о том, дозволено ли парню и девушке ходить куда-то вместе в качестве друзей, например, пообедать и тому подобное?
Ответ:
«Истина же всегда побеждает, и Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением верующих от сомнений, находящихся в их душах, и милостью тем, которые уверовали в Аллаха и в Коран. А для неверующих Коран только увеличивает потери и страдания за то, что не уверовали в него (Коран)»1.
«Мы послали тебя, о пророк, только как милость для обитателей миров»2.
Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, является воплощением Милости Всевышнего Аллаха. Как сказано в Коране, он был послан как милость ко всему человечеству. Шариат — это руководство, которое Всевышний Аллах ниспослал Пророку 
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе во всём. Только Аллах не нуждается ни в чём. Он — Достохвальный и Преславный и заслуживает постоянного восхваления!»3.
Правила относительно взаимоотношений между полами необходимы для нормального существования человеческого общества. Если они не соблюдаются, это ставит под угрозу выживание человеческой цивилизации.
Ислам — это не только истинная религия, но и особый общественный уклад, который даёт человеку возможность достигать поставленных целей и благополучия в этом мире и готовит людей к жизни в мире следующем — с помощью благочестия и праведных деяний.
Ислам устраняет причины, которые могут привести к греховному. Ислам уничтожает корень всех зол и предлагает способы установления гармоничных взаимоотношений среди мусульман — в мире и счастье.
В Исламе не допускаются свободные неограниченные контакты между мужчинами и женщинами, дабы пресечь возможные последствия неподобающих желаний, которые могут возникнуть. Ислам налагает ограничения на те силы, которые могут оказать развращающее воздействие на умы молодых людей и девушек.
Сексуальный инстинкт — это величайшая слабость человечества. Вот почему шайтан использует именно это слабое место, чтобы сбивать верующего.
В современном обществе мы видим, что институт семьи разрушен. Мужья и жёны работают в разных местах в атмосфере свободного смешения полов. Иногда это приводит к запретным контактам с посторонними и, в конце концов, к разводу и разрушению семьи.
Мы сами можем увидеть ужасные последствия свободного не ограниченного ничем смешения полов. Всевышний Аллах создал людей противоположного пола привлекательными друг для друга. Это нельзя отрицать. Если мужчины и женщины свободно общаются в обществе без всяких ограничений, наступает момент, когда в человеке просыпается инстинкт, и это может привести к греху.
Поэтому Ислам, вместо того чтобы бороться с последствиями, предотвращает их. И это один из принципов исламского права — предотвращение причины (саддад-дара’и). Основой этого принципа является заблаговременное предотвращение возможного зла. Данный принцип взят из сердца Корана и Сунны: «Предотвращение вреда первично по отношению к получению пользы».
Вред, который несут собой супружеская измена, прелюбодеяние и вещи, которые приводят к ним, детально разъясняется в Коране. В суре «Ан-Нур» Всевышний Аллах говорит:
«Предупреждай, о пророк, верующих мужчин о том, что ведёт к прелюбодеянию или к обвинению в нём, и скажи им, что им приказано потуплять взоры и не смотреть на запрещённые места женщин и на места, где они носят украшения, и сохранять своё целомудрие. Такое поведение — достойнее для них и отдаляет их от грехов и обвинения. Поистине, Аллах осведомлён о том, что они вершат, и воздаст им за это. Скажи (о пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие»4.
Также Аллах говорит об этом в суре «Аль-Азхаб»:
«Если же вы просите какую-либо утварь у одной из жён пророка — да благословит его Аллах и приветствует, — то попросите через завесу. Это — чище для ваших и их сердец от искушений шайтана»5.
Имам Абу Абдулла аль-Куртуби пишет в своём знаменитом толковании Корана «Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан»:
«Этот аят говорит о дозволенности задавать вопросы или говорить с жёнами Посланника Аллаха 
Кроме того, в суре «Аль-Азхаб» Всевышний Аллах говорит:
«О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина в отношении чести и достоинства. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки и ласковы в своих речах с другими, чтобы не возжелал вас тот, чьё сердце порочно. Говорите с другими обычные серьёзные слова»7.
В этом аяте ясно сказано, что мужчины и женщины не должны разговаривать без необходимости, а если они разговаривают, то как содержание, так и манера разговора должны быть сугубо деловыми, без какого-либо намёка на заигрывания и т. п.
Руководство Возлюбленного Аллахом Пророка
Пророк 
1) Имам Абу Дауд и имам ан-Насаи приводят от нашей госпожи Айши, разыАллаху анху, следующие слова: «Женщина протянула руку из-за занавески, чтобы передать Посланнику Аллаха 

Из этого хадиса ясно, что сподвижники Пророка 

2) Имам Бухари и имам Муслим передают в своих сборниках достоверных хадисов от Укбы ибн Амира 



3) Имам Муслим передаёт от Джарира ибн Абдуллы 

4) Бурайда передаёт, что Посланник Аллаха 

Перечисленные выше (и другие) аяты Корана и хадисы Пророка 
Правила
Далее представлены правила, выведенные из Корана и Сунны, относительно поведения мужчин и женщин в обществе, как их выделяют учёные:
a) И мужчины, и женщины должны носить скромную одежду, которая закрывала бы аурат (те части тела, которые обязательно закрывать) — это должна быть свободная одежда, которая скрывает очертания тела. Естественно, сюда относится ношение женщиной правильного хиджаба, а также отказ от облегающей одежды как для женщин, так и для мужчин.
б) Мужчины и женщины, не являющиеся друг другу махрам (близкими родственниками, с которыми нельзя вступать в брак), не должны разговаривать друг с другом без необходимости. Если для разговора существует реальная необходимость (например, по работе или в процессе учёбы), он должен протекать в скромной, сдержанной манере и не выходить за рамки этой необходимости.
в) Пророк 
г) И мужчины, и женщины должны опускать свой взгляд. Взгляд на молодого человека противоположного пола является нежелательным, даже если нет вероятности возникновения страсти, а если такая вероятность существует, смотреть запрещено.
д) Особую щепетильность следует проявлять в отношениях с приобретёнными в результате вступления в брак родственниками, другой роднёй и прочими группами людей, с которыми человек вероятнее всего может общаться, например, с сослуживцами.
В свете вышесказанного мы видим, что свободное смешение полов запрещено. Ислам приказывает как мужчинам, так и женщинам опускать взор в присутствии противоположного пола. Разве возможно, что мужчины и женщины будут ходить вместе обедать и т. п. и смотреть в пол при этом? Не существует ни одного примера из истории Ислама первых веков, когда женщинам и мужчинам было бы разрешено свободно собираться вместе для каких-либо общественных, политических или религиозных мероприятий. Даже в мечети у женщин были отдельные ряды для молитвы. В хадисе сказано, что свободное общение со свойственниками подобно смерти, потому что увеличивается риск фитны.
В одном из хадисов слушание голоса женщины со страстью приравнивается к супружеской измене. Учёные разошлись во мнениях по поводу того, является ли голос женщины ауратом, и, хотя в ханафитском мазхабе женский голос — не аурат, этот факт лишний раз подчёркивает, что следует отстраняться от смешанных собраний. Если молодая женщина даёт «салам» мужчине, он должен ответить про себя, чтобы женщина не слышала его голос9.
Ибн Абидин в «Хашия» говорит: «Если мужчина боится фитны или возникновения страсти, для него харам смотреть в лицо женщине. Так было в первые века Ислама. Что касается нашего времени (имеются в виду времена Ибн Абидина), смотреть на лицо женщины, не являющейся махрам, запрещено не потому, что лицо — часть аурата, а из-за возможной фитны».
Таким образом, становится ясно, что Ислам настаивает на половой сегрегации, насколько это возможно, сохраняющей от вреда человека и общество в целом. В исламской модели общества мужчины и женщины не общаются друг с другом без ограничений. Если смешение полов оказывается необходимым в какой-либо ситуации, следует избегать чрезмерной свободы в общении и соблюдать все правила и условия для этого.
И в заключение, смешанные собрания запрещены. Мужчины и женщины должны сидеть отдельно друг от друга. Если они сидят отдельно и смешения нет, такое собрание будет дозволенным.
Пусть Аллах ведёт нас по прямому пути. Амин.
А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Отредактировано Фаразом Раббани.
- 1.Коран, сура 17, аят 82.
- 2.Коран, сура 21, аят 107.
- 3.Коран, сура 35, аят 15.
- 4.Коран, сура 24, аяты 30-31.
- 5.Коран, сура 33, аят 53.
- 6.Куртуби, Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан, 14:227.
- 7.Коран, сура 33, аят 32.
- 8.Тирмизи, Абу Дауд и имам Ахмад.
- 9.«Такрира» Рафи’и на «Хашия» Ибн Абидина.
Источник: darulfikr.ru
