Понимание термина «Сунна»

«Сунна» в терминологии мухаддисов

В терминологии мухаддисов сунной называются изречения, действия, высказывания, сведения о внешности, нраве и поведении Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе относящиеся ко времени, когда он еще не стал пророком.
Действительно, читая хадисы от почтенных сподвижников, наряду с изречениями, деяниями и одобрениями Пророка саллаллаху алайхи васаллам действий почтенных сподвижников, мы узнаем также данные о телесном сложении, внешности Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а также о таких его качествах, как прекрасный нрав, терпеливость, мягкость, скромность, исключительная благонадежность. Ученые мухаддисы через предания, изложенные ими в своих книгах, донесли до нас — уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам — сведения о его жизненном пути, иными словами ,всю его биографию.

«Сунна» в терминологии факихов

В терминологии факихов сунной называется то, что не является фардом или ваджибом из того, что говорил или делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
Сунна в терминологии факихов – это то, что является противоположным бидъату (нововведению, ереси). Нам всем хорошо известно, что на основе того, что говорил и делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, сформулированы фард ,ваджиб и другие требования шариата. Значит, с точки зрения факихов, сунной является не все, что говорил или делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, и не все, что имеет основания считаться положением шариата. Сунной является только то из этих изречений и деяний, что по своему уровню следует после фарда и ваджиба. Согласно учению факихов, на вопрос о том, каково определение сунны в их терминологии, мы отвечаем, что это не категорическое требование шариата, за исполнение которого человек заслуживает саваб (воздаяние), а за не исполнение не наказывается.

«Сунна» в терминологии ученых основ фикха

В терминологии ученых науки основ фикха (наука«усулификх») сунной считается каждое изречение, действие или одобрение Пророка саллаллаху алайхи васаллам, которые могут служить аргументом для положения шариата. Каждому, даже не особенно глубоко знакомому с Исламом человеку, известно, что из четырех основных источников исламского шариата первым является Священный Куръан, авторым -сунна. Именно эта сунна и является тем, что понимается под этим понятием учеными усули фикх. Изучив все изречения, деяния и одобрения Пророка саллаллаху алайхи васаллам, имеющие отношение к положениям шариата, ученые усули фикха разработали основы правил и законов фикха. Факихи же, используя эти законы, учитывая аргумент каждого положения шариата, имеющегося в сунне, определяют его степень и способ(правила) исполнения. Предметом рассмотрения ученых усули фикха не является всё, что связано с индивидуальностью Пророка саллаллаху алайхи васаллам: его высказывания, деяния и изречения, недостаточные для выведения положений шариата, в том числе, описания внешности и нрава Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, его биографические данные.

«Сунна» в понимании сподвижников

Почтенные сподвижники и табиъины называли сунной Пророка саллаллаху алайхи васаллам лишь то, что относилось к положениям шариата. Другими словами, из всего, что исходило от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и было связано с ним,они называли сунной только то, что должны исполнять все мусульмане. Согласно этому принципу, все деяния и изречения Пророка саллаллаху алайхи васаллам были разделены на относящиеся и не относящиеся к нему. Мусульмане должны были исполнять сунну. Остальное не считалось обязательным для исполнения.
В предании, которое Имам Ахмад ибн Ханбал привел в своей книге «Муснад», Абу Туфайл радияллаху анху говорит следующее: «Ясказал Ибн Аббасу: «Твои люди говорят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таваф(ритуальный обход)Байта(Каабы) богатырской (уверенной, отважной) походкой,и это являетсяс унной?!» Он ответил: «Они сказали правду и не правду». Я спросил: «Что значит: сказали и правду и не правду?». Он ответил: «Правда, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таваф Байта богатырской походкой. Неправда в том, что это является сунной».

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф «Хадисы и Жизнь» т.1