ОЧИЩЕНИЕ ОТ НАДЖАСЫ

(из сборника статей по фикху «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози аль-Ханафи)

А. Основные виды Нечистот (Наджаса):

1. «Наджаса-и Хафифа» — Легкие Загрязнения. К ним относятся:

а) Моча домашних и диких животных (козы, овцы, коровы, олени и т.д.), мясо которых дозволено к употреблению в пищу, а также моча лошадей, ослов и мулов.[1]

б) Экскременты хищных птиц, которые испражняются на лету и мясо которых не дозволено к употреблению в пищу (к примеру: орлов, беркутов).

Здесь надо заметить, что эти загрязнения принято считать легкими лишь в отношении молитвы, так как наличие этих нечистот в определенных Шариатом пределах, не нарушает исполненную молитву.

В других случаях, Легкие Нечистоты — «Наджаса-и Хафифа» могут служить нарушением чистоты (например, воды), так же как и тяжелые — «Наджаса-и Гализа».

Шариат допускает загрязнение перечисленными Легкими нечистотами — «Наджаса-и Хафифа» в размере не более одной четвертой части тела, одежды. Говоря другими словами, если вы не заметили или не смогли очистить перед молитвой вышеуказанные Легкие Нечистоты, которыми были испачканы тело или одежда менее чем на одну четверть (четвертая часть отдельного органа, подлежащего омовению), то ваша молитва будет считаться действительной – сахих. Но, если вы могли от такого загрязнения очиститься, но не сделали этого, а площадь загрязнения превышало допустимое Шариатом размеры (более одной четвертой части одежды или тела), то молитва не будет действительной.

В книге «Хадика…»[i] Имама Абд-ул-Гьани ан-Наблуси говорится: —

«Если испачкалось какое-либо место одежды, но потом забыли место загрязнения и очистили предполагаемое место, то такое очищение считается достаточным.

Если человек прошел мокрыми ногами по сухому загрязненному месту, то принято считать, что ноги останутся чистыми. Если же при этом ноги были сухими, а загрязненное место было мокрым, то ноги будут считаться загрязненными.

Если на месте, где лежала собака, не видны следы наджаса, то это место не загрязнено.

Благость за молитву, исполненную в чистой обуви, во много раз выше, чем за молитву, исполненную с босыми ногами (без носков, чулков). Уличная обувь также будет считаться чистой, если на ней нет признаков наджасы. В этих случаях сомнениям и опасениям значения не придают.

Если Полное Омовение (Гусуль) проводилось в присутствии посторонних, то, чтобы кусок ткани (которой человек прикрывал от посторонних запретные для обозрения части тела от пупка до низа колен) оказался очищенным, достаточно после окончания омовения облить эту ткань водой три раза. Совсем не обязательно для этого снимать эту ткань и выжимать.

Пока нет твердой уверенности в загрязнении наджасой, никакие предположения не могут служить доводом о загрязненности. Такие предположения просто не принимаются».

2. «Наджаса-и Гализа» -Тяжелые Нечистоты:

а) Человеческие: моча, экскременты, сперма и другие выделения из половых органов, рвота полным ртом, кровь (в том числе и кровь животных).[2]

б) Экскременты домашних птиц, мясо которых дозволено к употреблению (куры, утки, гуси).

в) Мясо мертвых животных, убой которых совершен не по Шариату, или которые умерли своей смертью. А также их шкуры, не прошедшие специальной обработки (дубления).

г) Все алкогольные напитки входят в разряд «Наджаса-и Гализа».

Этот вид наджаса также имеет меру допустимого присутствия ее на одежде или на коврике в минимальном количестве (на том месте, где человек встал на молитву). Если наджаса в твердом виде, то, чтобы не нарушилась молитва, ее вес не должен превышать одного дирхема. Если же наджаса в жидком виде, то место ее присутствия не должно превышать по площади размером равной углублению середины ладони.

3. «Наджаса-и Мер’иййа» — Видимые Нечистоты:

Например, текущая кровь и любые нечистоты, которые видимы в твердом виде после высыхания. В первоначальном виде они могут быть и жидкими, и твердыми.

4. «Наджаса-и Гьайр-и Мер’иййа» — Невидимые Нечистоты:

К таким нечистотам относится моча и любое другое загрязняющее вещество, которая становится невидимой после высыхания.

СПОСОБЫ ОЧИЩЕНИЯ ОТ НАДЖАСЫ

Очищение от наджасы производится разными способами в зависимости от видов нечистот. Рассмотрим Основные способы очищения.

1. Очищение Водой. Такое очищение должно производиться чистой и очищающей водой.

а) Видимые невооруженным глазом загрязнения должны быть очищены так, чтобы удалилось и само вещество, и его основные свойства (запах, цвет). Если сохранится хоть одно основное свойство загрязняющего вещества, то очищение не будет состоявшимся.

При очищении загрязненного места водой, количество (кратность) смывания не имеет значения. Если очищение произошло с первого смывания, то этого вполне достаточно. Нет необходимости продолжать эту процедуру. Но если загрязненное место не очистилось ни с первого, ни со второго раза, то процедуру надо продолжать до тех пор, пока с этого места не будут удалены все основные признаки данного вещества и оно полностью не очистится.

Однако если загрязненное место было окрашено каким-либо химическим веществом (напр. краска, лекарство), то очищение водой проводится до тех пор, пока с этого места не будет стекать чистая вода. Если стекает вода без окраски, то оставшемуся на этом месте цвету, значения не придают.

б) Невидимые загрязнения на ткани устраняются троекратным мытьем и выжиманием после каждого мытья. Если такое загрязнение имеется на твердом месте, то очищается это место также троекратным мытьем. Также очищается и загрязненная посуда, даже если посуда была облизана собакой.[3]

в) Очищение при нарушенном малом или полном омовении производится водой или, при отсутствии воды, чистой землей, песком в соответствии с правилами омовения.

Способы Очищения без помощи воды:

1. Протереть грязное место о Чистую Землю, Песок. Сказано в хадисе: «Если кто-нибудь из вас придет в мечеть, то пусть осмотрит свои налы (сандалии). Если увидит на них нечистоты, то пусть хорошенько оботрет их о землю и после очищения пусть в них совершает молитву».[4]

Но, тут надо помнить, что если загрязнение произошло невидимой грязью (напр. мочой), то очищается это место только водой.

2. Протереть (Вытереть) грязное место Мокрой Тряпкой, Губкой. Этот способ применяется при загрязнении скользких поверхностей (например, стекла, железа, полированного дерева, мрамора). В случае отсутствия мокрой тряпки или губки, то для очищения используются чистая земля или листья. Вытирают до тех пор, пока не появится уверенность в удалении нечистот.

3. Растирать (Мять, Трепать). Этим способом удаляется, к примеру, засохшая человеческая сперма. Но сперму, не успевшую высохнуть, или засохшую, на которую попала вода и она опять стала влажной, необходимо очищать только при помощи воды.

В хадисе от матери нашей Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится:

«Засохшую сперму, попавшую на одежду Посланника (мир ему и благословение Аллаха), я очищала простым растиранием, но влажную – удаляла мытьем».[5]

4. Очищение Выскабливанием, Вырезанием: Если наджаса попала на какую-либо поверхность (напр., на кожаную обувь), которая не впитывает в себя грязь, то это место можно очищать или водой, или способом выскабливания грязного места каким-либо острым предметом,

5. Очищение Огнем — Обжигом: Ножи, секачи, или другие предметы домашнего обихода можно очищать путем обжига. Таким же способом можно очищать и гончарные изделия. Следовательно, если металлические и глиняные предметы домашнего обихода были изготовлены при помощи грязной воды или из загрязненной глины, то после термической обработки, они становятся чистыми.

Также очищаются котлы, духовки и т.п. Достаточно в них зажечь огонь и обжигать попавшие внутрь нечистоты до полного их сгорания.

6. Очищение Жидкости Кипячением: Если в посуду с жидкостью (напр. с молоком, фруктовым соком), поверхность которой менее 75-ти см2, попала наджаса, то очищение проводится путем троекратного кипячения. Делается это следующим образом: в загрязненную жидкость добавляется немного воды и производится кипячение и выпаривание добавленного количества воды. Затем, то же самое проделывается еще дважды, и после каждого раза путем кипячения выпаривается столько воды, сколько было перед этим добавлено. После троекратного кипячения и выпаривания, загрязненная жидкость считается очищенной.[6]

7. Очищение способом «Истинджа» и «Истибра»: Очищение органов человека от нечистот (Наджасы) при помощи камня, комка глины, воды после отправления малой или большой нужды, или других нечистот из заднего прохода, или половых органов, обозначается термином «Истинджа». По мазхабу Ханафи считается, что если наджаса не распространилась по телу далее места своего выхода, то очищение можно провести при помощи камня или комка сухой глины и т.п. Если же скверна распространилась по телу далее места своего появления, и количество ее достигла одного дирхама, то очищение проводится только при помощи воды. То есть, можно скверну удалить камнем, туалетной бумагой, куском сухой глины, но затем необходимо (Ваджиб) обязательно вымыть водой. Если же скверна распространится по телу в количестве, превышающим один дирхам, то пользоваться водой надо Обязательно (Фард). Как правило, человеку трудно проследить, сколько выделилась и насколько распространилась наджаса, поэтому на практике люди всегда пользуются водой, дабы избежать сомнений. Очищение «Истибра» проводится мужчинами после отправления малой нужды и означает выжидание, и окончательное удаление из мочевого канала остатков мочи после «второго позыва». Повторные выделения мочи в виде нескольких капель или коротких струек происходят у всех мужчин, после отправления ими малой нужды. Поэтому Истибра проводится раньше чем Очищение Истинджа, и является для мужчин ее предварительной частью.

8. Очищение путем Изменения Структуры, Состава, Формы: Вещество, в основе своей нечистое, становится чистым после изменения его состава и перехода его в другое состояние. Наиболее наглядно можно увидеть это очищение путем изменения на примере навоза. Навоз после продолжительного времени превращается в перегной, а затем в землю. Или возьмем кусок дерева, загрязненного наджасой. Если мы его сожжем, то полученная зола будет уже чистой. Или вот, еще пример: оливковое масло, загрязненное наджасой использовали для изготовления мыла. Из-за того, что при изготовлении мыла была применена термическая обработка, и масло изменило свою первоначальную форму и состав, полученный продукт будет считаться чистым. (Также становятся чистыми все вещи, изменившие свой первоначальный состав в результате химической реакции).

9. Очищение Колодцев Удалением Загрязненной Воды: Если вода в колодце пришла в негодность из-за попадания в нее наджасы, то колодец можно очистить путем удаления из него воды. Количество удаляемой воды из колодца зависит от количества ее поступления и степени загрязнения:

а) Если в колодце окажется труп человека или животного типа козы, барана; или окажется вспухший или разлагающийся труп птицы, мелкого животного (напр. мыши); или в колодец попадет жидкая наджаса в виде крови, мочи; или попадут экскременты животных (напр. кошек, собак); или в колодец упадет свинья, то для очищения такого колодца из него необходимо удалить всю воду. Если же вода прибывает интенсивно, то надо удалить первоначальный объем воды, но не менее.

б) Если в колодец упадет животное меньших размеров (напр. курица, кошка) и погибнет в нем, но труп будет вытащен до того, как он вздуется, то для очищения колодца из него надо удалить не менее сорока ведер воды. А для наилучшего очищения рекомендуется удалять 50 — 60 ведер.

в) Если в колодец упадет мелкое животное (напр. мышь, воробей) и погибнет в нем, но труп будет вытащен до того, как он вздуется, то для очищения колодца из нее надо удалить самое малое двадцать ведер воды. А для наилучшего очищения рекомендуется удалить 30 ведер.[8]

г) Если в колодце окажется мертвая рыба, лягушка или другие бескровные водные обитатели, то их достаточно удалить из колодца. Вода колодца от них не загрязняется.

10. Другие способы очищения: Кроме указанных способов существуют и другие, которые применяются в зависимости от состояния наджасы. Например:

а) Шкуры всех животных кроме свиньи, обработанных соответствующим способом (дублением), считаются чистыми, так как сказано Посланником Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха): «Шкура, обработанная дублением, становится чистой».[9] В другом сообщении говорится: «(Возвращаясь) после сражения при Табуке, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо нескольких домов. (Остановившись у одного из них) он попросил воды. Женщина сказала: «О, посланник Аллаха! Вода есть только в том бурдюке, который был изготовлен из шкуры мертвого животного». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты ее (эту шкуру) дубила»? И на ее ответ: «Да, дубила», он сказал: «(Ее) дубление, это (ее) очищение».[10]

Шкуры животных, убой которых произведен в соответствии с условиями Шариата, и мясо которых дозволено к употреблению, являются чистыми и без всякой обработки. Такие шкуры можно использовать для любых целей.

б) Если наджаса попала на землю или на растущую траву, дерево, или на камень, на бетон и т.п., и затем высохла от воздействия солнца или ветра, то такое место считается очищенным. Если на таком месте нет остатков наджасы, то на нем можно совершать молитву. Если же наджаса попала, к примеру, на камень, на доску или еще на что-либо, перемещение которого было возможно, то эти предметы должны быть дополнительно очищены при помощи воды. Крупные камни, валуны, стволы деревьев, которые невозможно оторвать от земли, входят в разряд не передвигающихся предметов и очищаются, так же как и земля, естественным способом.

в) Жидкая наджаса, пролитая на твердую землю, валун, может очищаться и чистой землей, и чистой водой. Очищение проводят до тех пор, пока не останется следов и не исчезнет запах наджасы.

г) Если в небольшой водоем или резервуар попала наджаса, то его можно очистить протоком воды. Если водоем естественный, то с высокой стороны водоема надо подвести воду (можно и водопроводную) и проследить, чтобы поступающая вода стекала с противоположной стороны. В любом случае, чистая вода должна поступать до тех пор, пока не заменит старую, загрязненную воду.

Очищение от Наджасы зависит от вида наджасы и места загрязнения. По сообщениям ученых, насчитываются более тридцати способов Очищения от Наджасы!
[1] По итджтихаду имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани, степень загрязнения экскрементами указанных животных приравниваются к степени загрязнения мочой этих животных. Согласованное мнение этих двух Имамов (Имамейн) в мазхабе Ханафи приравнивается к мнению Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к ним Аллах). В затруднительных ситуациях мусульмане могут пользоваться их фетвами на выбор.

[2] Кровь считается наджасой во всех четырех мазхабах. Сперма и другие выделения из полового органа считаются наджасой в мазхабах Ханафи и Малики. В мазхабе Шафии к наджаса относят только сперму. В мазхабе Ханбали не считают наджасой ни сперму, ни другие густые, светлые выделения из полового органа.

Не считается наджасой кошачья моча, но только в случае попадания на одежду. Не считается наджасой кровь шехида, но до тех пор, пока остается на нем. Не считается наджасой также и не стекающая кровь мяса, печени и селезенки, которые дозволены к употреблению. Не считаются наджасой рыбья кровь, а также кровь и выделения вшей, блох.

[3] По мазхабу Шафии посуду, облизанную собакой, необходимо вымыть семь раз, один из которых должен быть с применением чистого песка или земли.

[4] Хадис привели Ахмад, Абу Дауд, Хаким и Ибни Хиббан от Абу Саида аль-Худри. (DMIF, I: 36. IFA, I: 72).

[5] Хадис приведен Дарекутни и Бэззаром. (IFA, I: 72).

[6] Вопрос: Дозволено ли употребление в пищу мясо курицы, убой которой был совершен в соответствии с правилами Шариата, но ее опускали в кипяток для более легкого избавления от перьев, не вынув при этом внутренностей?

Ответ: Нет! На продолжительное время опускать в кипяток птицу не дозволяется, так как станет невозможным очищение ее от нечистот, которые под воздействием температуры воды из кишечника попадут на мясо и загрязнят его. Опускать в кипяток дозволенную к употреблению курицу, или любую другую птицу без предварительного очищения от внутренностей можно лишь на очень короткое время, чтобы температура не воздействовала на внутренности. Или же опускать птицу не в кипяток, а в теплую воду. Но самое лучшее, опустить в горячую воду после очищения от внутренностей.

То же касается и обработки кипятком потрохов животных, дозволенных к употреблению. Их необходимо вначале освободить от нечистот и лишь после этого обрабатывать кипятком. В противном случае, нечистоты впитаются, и потроха невозможно будет очистить.

[7] См. ниже главу «Способ Исполнения Малого омовения».

[8]По мазхабу Шафии: Если в колодце воды мало (т.е. ширина, длина и глубина меньше 60-ти см., а при круглой форме — когда диаметр меньше 48-ми см. и глубина меньше 96-ти см.), то попадание в такой колодец любой наджасы, делает его воду непригодной для употребления. Если же объем воды в колодце превышает указанные величины, и обычные свойства воды остались прежними, то вода остается пригодной к употреблению. Например: если в колодец попала мышь или птица, перья или волосы которых отпали от кожи и смешались с водой, но вода не изменила свои обычные свойства, то считается что вода осталась пригодной. Вода может стать непригодной из-за того, что эти мелкие перья или волосы невозможно отделить от воды. Сколько не доставай воду, она всегда будет с волосом или пером. Такое положение вынуждает очищать колодец до тех пор, пока перья и волосы не будут удалены окончательно. То есть, в этом случае вода очищается от волос и перьев. И это можно делать любым способом.

[9] Хадис привели ан-Насаи, Тирмизи и Ибни Маджа от Ибни Аббаса. (IFA, I: 76).

[10]Хадис приведен Абу Даудом и ан-Насаи от Саламы б. аль-Мухаббика. А так же Ибни Хиббаном, Ахмадом и Тирмизи от Джэвна б. Катады. (IFA, I: 76).
[i] «Хадика…» — «Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа» — Книга имама Абд-ул-Гьани ан-Наблуси (1050/1640-1143/1731)