ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВАМ ФИКХА (Усулю-ль-Фикх) СОСТАВЛЕННЫЕ ПО ШКОЛЕ ИМАМА А’ЗАМА АБУ ХАНИФА Самыми известными среди них являются: 1. «Аль-Усуль» – Абу Бакр Ахмад б. Али аль-Джэссаси (ум. в 370/980). 2. «Таквиму-ль-Эдилля» – Абу Зайд Убайду-л-Лах б. Умар эд-Дебуси (430/1090). 3. «Аль-Усуль» – Шэмс-уль-Аимма ас-Сэрахси (ум. 483/1090). 4. «Аль-Усуль» – Фахр-уль-Ислам Али б. Мухаммад аль-Паздави (ум. 482/1089). Данная работа считается наиболее подробной по сравнению с другими. Эту книгу имама Паздави комментировал Абд-ул-Азиз б. Ахмад аль-Бухари (ум. 730/1329) и дал своей работе название «Кэшф-уль-Эсрар». Впоследствии появились ученые и из среды ханафитов, и из среды составителей подобных произведений других направлений, которые стали в своих работах совмещать эти два метода, или использовать методы противоположного направления. Среди подобных трудов можно назвать: 1) «Бэди-уьн-низам эль-джамиь бэйна китабэй аль-Бэздэви ва-ль-Ихкам» имама Ибн-ус-Са’ати (Музафер-уд-Дин Ахмад б. Али; ум. 694/1294). А также 2) «Ат-Тэнких» имама Шадру-ш-Шариа Убайдал-Лаха б. Масьуда (ум. 747/1346) и его же комментарии к нему под названием «Ат-Тавдих». Здесь автор объединил (телхис) «Аль-Усуль» имама аль-Пэздэви; «аль-Махсуль» имама ар-Рази и «аль-Мухтасар» имама Ибни Хаджиба. 3) «Джэм-уль-Джевами» имама Таджу-д-Дина Абд-ул-Ваххаба Ибну-с-Субки (ум. 771/1369). В начале этой работы имам сообщает, что писал ее на основе примерно ста произведений других авторов. 4) «Ат-Тахрир» — имама Ибн-уль-Хумама (Мухаммад б. Абд-уль-Вахид; ум. 861/1456). 5) «Ат-Такрир ва-т-Тахбир» — комментарии ученика Ибн-и Хумама — М. б. Эмири-ль-Хадж аль-Халеби (ум. 879/1474). И, наконец, наиболее утонченное произведение из работ последнего периода: 6) «Мусалламу-с-Субут» имама Мухибуллаха Ибни Абди-ш-Шукура (ум. в 1119/1707) Для пристального изучения какого-либо непростого вопроса по основам фикха, современные исследователи обычно обращаются к книге «Ат-Тахрир» Ибн-уль-Хумама, или же к книге «Джэм-уль-Джэвами» Ибну-с-Субки. Однако чтобы разобраться в существе вопроса, необходимо пользоваться комментариями к этим работам, изучение которых требует от исследователя достаточных усилий и определенного уровня. Только такой комплексный подход может прояснить исследуемый вопрос, в противном случае, отдельно взятые работы некоторых имамов могут остаться непонятыми, а значит и недооцененными. Из книги: «Усулю-ль-Фикх» – Зекиюддин Ша’бан; Ибрахим Каафи Донмез. Анкара – 1990