Термины и положения, принятые в мазхабе Ханафи

1. При упоминании сообщений термином «Захиру-р-Риваййа», следует понимать, что эти сообщения исходят от трех главных Имамов мазхаба:

Имама Абу Ханифа, Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада аш-Шэйбани.

2. Термины, которые используются без упоминания имени, подразумевают:

«Имам» — Имама Абу Ханифа.

«Шейхайн» – Абу Ханифа и Абу Йусуф.

«Тарафейн» – Абу Ханифа и Мухаммад.

«Имамейн»; «Сахабейн» – Абу Йусуф и Мухаммад.

«Ас-Сани» – Абу Йусуф.

«Ас-Салис» – Мухаммад.

«Асхабуна» — Имамы Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шэйбани.

«Мэшайых» – Имамы мазхаба, жившие после Имама Абу Ханифа.

«Мутекаддимун» – Имамы – ученые по Религиозному Праву (Фикху), жившие до имама Шэмс-уль-Аимма аль-Халвани (ум. в 465/1063).

«Мутеаххырун» – Имамы — Правоведы, жившие после имама Шэмс-уль-Аимма аль-Хальвани (ум. в 465/1063) и до имама Хафиз-уд-Дина аль-Бухари (ум. в 693/1038). К ним относятся: Абу Зайд ад-Дэбуси (430/1038); Аль-Паздави (482/1089); Ас-Сэрахаси (490/1097); Аль-Касани (587/1191); Аль-Баджи (474/1081) и Ибн-и Рушд аль-Хафид (520/1081). (IAk:131).

3. В мазхабе принято положение, при котором муфтии могут давать фетвы лишь на основе согласованного мнения упомянутых трех Имамов по сообщениям «Захиру-р-Риваййа». При наличии разного подхода Имамов к данному вопросу, фетва дается лишь по Иджтихаду (мнению) Имама Абу Ханифа.

При расхождении слов Имама А’зама с согласованным мнением имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани, можно пользоваться утверждениями любой из сторон, но только в случае затруднений.

Муфтий не может давать фетвы, не согласующиеся с трудами ни одного из этих муджтахидов! Такие разъяснения не могут считаться фетвами школы Имама А’зама Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах.

4. Фетвы мазхаба дают с соблюдением уровня муджтахидов:

Вначале ищут ответ в соответствии с мнением Имама Абу Ханифа. Если этот вопрос Имамом не рассматривался, то смотрят на иджтихад Имама Абу Йусуфа. Затем уже обращаются к иджтихаду Имама Мухаммада аш-Шэйбани, затем – Имама Зуфара, затем — Имама Хасана б. Зийада, да будет милостив к ним Аллах!

При стесненных обстоятельствах, муфтий может давать фетву по иджтихаду любого из пяти упомянутых имамов, входящих в высший ряд муджтахидов мазхаба, не соблюдая субординацию.

Хвала Аллаху Господу миров!

Абу Асад аль-Ханафи.