По мнению ученых мазхаба Ханафи, предписание «Ваджиб» отличается от «Фарда» (Обязательного Предписания) тем, что предписание «Фард» указано в Благородном Коране в ясной форме, или передано хадисами из разряда «Мутаватир» или «Мешхур», в то время как сообщение «Ваджиб» имеет предположительное подтверждение, или передано в виде хадиса лишь одним передатчиком.

Например, к ваджибам ханафиты относят такие предписания, как милостыня «Фитр»; Жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха (Курбан Байрам); исполнение праздничных молитв и молитвы «Витр»; чтение в молитве суры «Фатиха» и т.п. Все эти предписания имеют подтверждение в Коране, хотя и косвенное, или передаются сообщением «Ахад».[1]

Отличие Фарда от Ваджиба у ханафитов

По мазхабу Ханафи предписания разрядов Фард и Ваджиб несут различную правовую нагрузку, хотя и весьма близки друг к другу в обязательности исполнения.

«Фард» – Как известно, предписание подобного разряда является для мусульманина Обязательным для исполнения. Мусульманин, не выполнивший Фард, получит тяжелое наказание в виде большого греха. Если же он не признает Фард, как Обязательное Предписание (отвергает его), то он становится Отступником (Муртад).

«Ваджиб» – Предписание этого разряда так же является для мусульманина Обязательным для исполнения. Отвергнувший Ваджиб получает менее тяжелое наказание, чем при неисполнении Фарда. Человека, отвергнувшего Ваджиб нельзя квалифицировать как отступника.

Подобное различие в подходе к обязательным предписаниям особенно отчетливо видно по тому примеру, как ученые мазхаба Ханафи трактуют сообщение о чтении суры «Фатиха» в молитве. Мы знаем, что пропуск чтения хотя бы некоторой части из Корана, делает молитву недействительной, так как в 20-м айате суры 73 «Мюземмиль» Благородного Корана предписывается: «… читайте из Корана то, что вам легко». В то же время, не чтение конкретной суры «Фатиха» в молитве, не делает ее не действительной, хотя, такое положение уменьшает ценность молитвы. Необходимость чтения «Фатихи» в молитве, подтверждена лишь предположительным сообщением, так как хадис, переданный Тирмизи, в котором говорится о том, что кто не читает суру «Фатиха», у того нет молитвы, получен всего лишь от одного передатчика (Рави). То есть, это сообщение находится в разряде «Ахад». Кроме того, что хадис передан лишь одним Рави, его также можно истолковать двояко: и как «Без суры «Фатиха» молитва не будет действительна», и как «Без суры «Фатиха» молитва не будет полноценной». Ввиду слабости сообщения и возможного двоякого его толкования, это предписание отведено в разряд «Ваджиб».

«Ваджибы» так же как и «Фарды» делятся на два вида: — а) «Айн» и б) «Кифайа».

а) «Ваджиб-уль-Айн» – этот вид ваджиба Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, ваджибы молитвы, поста).

б) «Ваджиб-уль-Кифайа» – этот вид ваджиба достаточно исполнить некоторым членам общины. В этом случае остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этого вида предписаний. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные о необходимости выполнения конкретного ваджиба.

Различие Ваджибов по времени исполнения: а) Мутлак Ваджиб. б) Мукаййад Ваджиб.

а) Мутлак Ваджиб – Предписание, исполнение которого не ограничено определенным временем. Например, Искупления (Каффара) и Зароки (Незир), которые необходимо выполнить в удобное время.

б) Мукаййад Ваджиб — Предписание, исполнение которого ограничено определенным временем. То есть, для исполнения подобного Ваджиба отведен определенный промежуток времени, начало и конец которого известны исполнителю.
[1] Об основных разновидностях хадисов см. ниже в главе «Отношение ученых к понятию «Ас-Сунна».