Религиозный термин «И’тикаф» означает уединение мусульманина в мечети от мирских соблазнов с целью совершения поклонений и получения благости Всевышнего Аллаха.[1]

Судя по хадисам от Бухари, Муслима, Ахмада б. Ханбала (да будет милостив к ним Аллах), И’тикаф является твердой Сунной. Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) проводил в мечети с намерением И’тикафа первые, или вторые, или последние десять (10) дней месяца Рамадан. Перед кончиной, в свой последний месяц Рамадан, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) провел в мечети двадцать (20) дней. [Ахмад б. Ханбал].

При совершении И’тикафа, весь отрезок этого времени мусульманин обязан проводить в поклонениях (молитвы, зикр, мольба к Аллаху и т.п.). Не дозволено выходить из мечети ни днем, ни ночью, без крайней на то необходимости. Вести разговоры с единоверцами можно также в исключительных случаях, и лишь с целью получения или передачи знаний, или связанных с этим поклонением целей. Кроме молитв, при И’тикафе весьма желательно читать Благородный Коран, заниматься исследованиями по исламским наукам, или проводить время в молчаливом размышлении о бренности этого мира.

Разновидности И’тикафа:

1. Ваджиб: — И’тикаф, обязанность исполнения которого очень близка к Обязательному. Такой степенью обязательности исполнения становится И’тикаф, который был обещан к исполнению ради Аллаха. Существуют два вида И’тикафа, который мусульманин намеревался совершить ради Аллаха. а) Мутлак; б) Муалляк.

а) Мутлак – Обещание совершить И’тикаф с намерением «ради Аллаха», Не связанное с каким-либо условием.

б) Муалляк (Мукаййад) — Обещание совершить И’тикаф с намерением «ради Аллаха», исполнение которого Связанное с каким-либо условием. К примеру, если мусульманин примет намерение следующим образом: «В случае достижения мною такой-то цели, то я, ради Аллаха, уединюсь в мечети на (столько-то) дней».

2. Суннат-и Муйаккада: — И’тикаф, проведенный в течение 10-ти дней в месяце Рамадан. Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ежегодно в месяце Рамадан, и особенно в последние 10 дней, совершал И’тикаф, в ожидании благословенной Ночи «Кадыр». После смерти Посланника (мир ему и благословение Аллаха) эта Сунна закрепилась и продолжается мусульманами. Однако, эта Сунна относится к разряду «Суннат-уль-кифайа».

3. Суннат-и Мустахаб: — Уединение (И’тикаф), проведенное в мечети в какое-либо время с целью поклонения Всевышнему Аллаху путем духовного очищения от мирских грехов. Такой И’тикаф может начинаться в любое время, и не ограничивается количеством дней.

Подобное Уединение можно проводить с намерением получения благости Аллаха в любое время года, в любой мечети или помещении, служащей местом для молитв.

Условия И’тикафа:

И’тикаф является одним из видов поклонений. Как и любое другое поклонение, принятие И’тикафа обусловлено выполнением определенных действий, без выполнения которых И’тикаф не будет принят (не будет «Сахих»). Рассмотрим кратко Основные Условия И’тикафа:

1) Быть Мусульманином. Принятие Ислама является непременным условием любого поклонения. У человека, не Принявшего Ислам, не принимается никакое поклонение.

2) Обладать Разумом. Уединение в Мечети не дозволяется людям, потерявшим рассудок, а также неразумным детям. Однако, при совершении И’тикафа, мусульманину не обязательно быть совершеннолетним. Если подросток, не достигший совершеннолетия, различает плохое от хорошего, постыдное от бесстыдства, то ему И’тикаф дозволен. Безусловно, и подростку необходимо для этого соблюдать все основные условия Уединения.

3) Быть в состоянии Полного Омовения. Как известно, быть в состоянии Полного Омовения (Гусль) является непременным условием любого поклонения. Это состояние предполагает, что мусульманин очистился от всякого рода грязи, нечистот (Наджаса). Без подобного Очищения входить в мечеть Запрещено (Харам).[2]

4) Намереваться. Основным условием оценки каких-либо действий мусульманина является Намерение (Ниййат), принятое им накануне. Следовательно, если мусульманин входит в мечеть без Намерения на И’тикаф и совершает там Поклонения (Ибадат), и даже остается в мечети продолжительное время, то это Не будет являться И’тикафом. Для получения благости необходимо соответствующее Намерение.

5) Проведение И’тикафа только в Мечетях. Не дозволяется совершать И’тикаф в местах, где не читается пятикратная молитва (намаз), где не исполняется Азан и Икамат.[3]

Как было уже сказано выше, соблюдение И’тикафа в мечетях предписано только мужчинам. Женщинам для соблюдения И’тикафа нет необходимости идти в мечеть. Местом совершения ими молитв и соблюдения И’тикафа, являются их дома. Для этой цели женщины Уединяются в какой-либо части дома, или в каком-нибудь углу квартиры, комнаты. Да, если уж случится так, и женщина вознамерится соблюсти И’тикаф в мечети, то для этого ей необходимо получить разрешение мужа. Это положение хоть и Нежелательное (Макрух), но, при соблюдении всех прочих условий, такое Уединение дозволяется. Однако, при несогласии мужа, уединятся в мечети ей все же не разрешено.

6) Быть в состоянии Поста. Первые два вида И’тикафа (Ваджиб; Суннат-и Муйаккада) мусульманин обязан проводить в состоянии Поста. А для исполнения И’тикафа Желательного (Мюстахаб), соблюдение Поста не обязательно.

Мусульманин, давший зарок совершить И’тикаф в месяц Рамадан, естественно, соблюдает это поклонение в состоянии Поста. Точно так же, в состоянии Поста, надо проводить и И’тикаф вне месяца Рамадан, если мусульманин давал зарок заранее. Так как исполнение подобного Клятвенного Обещания для мусульманина является близким к Обязательному (Ваджиб).[4]

Желательные действия при И’тикафе:

1. Приступать к И’тикафу последние десять дней Рамадана.

2. Совершать И’тикаф в мечети, где можно исполнить и Ежедневные Пять Молитв, и Пятничную Молитву.

3. При совершении И’тикафа не вести разговоры о мирских делах, если не вынужден это делать. В случае невозможности уклониться от бесед, говорить лишь о полезных вещах, с целью удержания собеседника от не одобряемых действий.

4. Время И’тикафа использовать лишь для поклонений: заниматься чтением Корана: изучением науки Фикх (религиозного права) и жизнеописанием Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

5. Не заниматься без крайней необходимости коммерческими и другими мирскими вопросами.

6. Соблюдать И’тикаф в чистой, приятно пахнущей одежде.

7. Принятое намерение душой и сердцем, неплохо закрепить в словесной форме.

Положения, нарушающие И’тикаф:

Если соблюдение И’тикафа проходит с нарушениями условий, то Уединение или будет нарушено, или уменьшатся ожидаемые благости. Ввиду этого надо быть внимательным к следующим положениям, которые зачастую ведут к нарушению И’тикафа или к уменьшению ожидаемой благости.

1) И’тикаф разряда «Ваджиб» нарушится, если соблюдавший его мусульманин выйдет из места уединения без крайней на то необходимости.[5]

2) И’тикаф разряда «Ваджиб» нарушится, если соблюдавший его мусульманин выйдет из места уединения преднамеренно или по забывчивости.[6]

3) И’тикаф разряда «Ваджиб», соблюдаемый в соответствии с клятвенным обещанием (Адак), нарушится, если соблюдавший его мусульманин оставит место уединения для: исполнения Заупокойной молитвы; посещения больного и т.п. Но, если при принятии Намерения на подобный И’тикаф, мусульманин уточнит возможность участия в подобных поклонениях, то оставлять место уединения становится дозволенным.

4) И’тикаф разряда «Ваджиб» нарушится, если соблюдавший его мусульманин нарушит свой Пост.[7]

5) И’тикаф разряда «Ваджиб» нарушится, если соблюдавший его мусульманин потеряет на несколько дней сознание или лишится разума. По окончании подобного состояния, мусульманину необходимо будет впоследствии возместить нарушенный И’тикаф с принятием нового Намерения (Ниййат).[8]

6) И’тикаф любого уровня нарушится, если соблюдавший его мусульманин (ка) позволит себе половое сношение. Более того, являются запретными (Харам) любые игры или действия, которые могут привести к семяизвержению. В этом случае, уединение будет нарушено. Если же в результате любовных игр семяизвержения и не произошло, то до какой степени снизит Свои благости Знает Сам Аллахсубхана-Ху ва тааля. Поллюции не нарушают уединения.

Возмещение И’тикафа:

Необходимо сразу оговориться, что И’тикафы разряда «Сунна» или «Мустахаб» не восстанавливаются.

Однако, И’тикафы разряда «Ваджиб», нарушенные по любой причине, подлежат восстановлению.

1) Если мусульманин давал зарок (клятвенно обещал) совершить И’тикаф в течение определенного времени (к примеру с такого-то по такое число такого-то месяца), и если при соблюдении уединения, оно будет нарушено (к примеру, нарушится пост и т.п.), то необходимо будет возмещение оставшихся дней.

2) Если же мусульманин давал зарок совершить И’тикаф вообще, без указания определенного времени (скажем, намеревался уединиться одну неделю, или один месяц, но не указал конкретное время исполнения), то, в случае нарушения И’тикафа, необходимо будет возмещать весь обещанный период уединения.

То есть, если, к примеру, мусульманин намеревался уединиться на одну неделю, и уединение было нарушено на 5-ый или 6-ой день, то ему будет необходимо впоследствии вновь совершить уединение в течение всей недели с новым принятием намерения.

Нежелательные действия при соблюдении И’тикафа.

Как только мусульманин примет намерение на И’тикаф и начнет его соблюдать, то с этого момента он каждую секунду находится в поклонении. Ввиду этого, мусульманину с самого начала уединения необходимо остерегаться следующих положений:

1. Без крайней необходимости избегать совершения сделок.

2. Избегать произнесения праздных, безнравственных слов, поступков.

3. Нежелательно хранить молчание, думая, что это является поклонением. Если же человек хранит молчание из-за опасения получить грех, то это будет ему только на пользу.

4. Нежелательно начинать соблюдение И’тикафа в праздничные дни. Однако, если мусульманин давал клятвенное обещание уединиться именно в этот день, то он должен, не уединясь в этот день, возместить его позже.

В то же время на протяжении И’тикафа мусульманину Дозволяется:

а) Принятие пищи, воды. б) Покупать крайне необходимые вещи, не выходя наружу.

в) Оставлять место уединения в разрешенных случаях (см. выше).

г) Подниматься на минарет для возглашения Азана даже и в случае, когда двери минарета находятся снаружи.

Ожидаемая Польза от исполнения И’тикафа.

Естественно, что любая польза в результате любого поклонения будет получена лишь по воле Аллаха, хвала Ему Всевышнему.

Соблюдение И’тикафа иншАллах полезно и для тела мусульманина, и для его души.

1) Посредством И’тикафа мусульманин спасется от мирских неурядиц и всяких притеснений и имеет возможность целиком отдаться поклонению своему Создателю (Велик Он и Славен).

2) И’тикаф отдаляет мусульманина от тяготения к мирскому и дает ему духовное равновесие.

3) И’тикаф усиливает возможность получения удовольствия от каждой совместной молитвы, и даже от нетерпеливого ожидания очередной молитвы. Дает возможность очищения души путем еще более частого поминания Всевышнего Аллаха. Дает возможность обрести духовную силу и радость от продолжительного чтения Священного Корана.

4) И’тикаф дает возможность благодарения (Шукур) Аллаху субхана-Ху ва тааля за полученные от Него несметные блага.

5) И’тикаф укрепляет мусульманина духовно, улучшает его нравственность и позволяет совершать поклонения более искренне. Аль-хамду-лильЛяхи Раббиль-алемиин!

***

(Из сборника «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)
[1] Женщины совершают «И’тикаф» у себя дома, так как их дома являются для них мечетями. Для этого, чтобы отрешится от мирского, они принимают намерение на И’тикаф перед совершением поклонений. Для совершения этого поклонения им крайне нежелательно ходить в какие-либо другие мечети. Но если уж они окажутся в мечети и совершат И’тикаф, то это у них примется, хотя и с меньшими надеждами на благость Всевышнего Аллаха.

[2] Смотрите раздел «Очищение» (Тахарат) в третей части сборника.

[3] По мазхабу Шафии эти условия являются не Обязательными (Фард), а Желательными (Мустахаб).

[4] По мазхабу Шафии: Если И’тикаф из разряда «Ваджиб» проводится вне месяца Рамадан, то соблюдение Поста при этом не является Обязательным условием.

[5] Уважительными причинами при оставлении места уединения и для мужчин, и для женщин являются следующие: А) Если человек выходит из места уединения с целью исполнения Пятничной молитвы ввиду того, что в месте уединения Пятничная молитва не проводится. Б) Если человек выходит из места уединения с целью совершения Малого или полного Омовения (Вуду, Гусль), с условием, что в месте уединения такой возможности нет. В) Если человек выходит из места уединения с целью спасения жизни при стихийных бедствиях.

По мазхабу Шафии при оставлении места уединения для соблюдения Пятничной молитвы в другой мечети (пункт «А») – Нарушает И’тикаф. Ввиду этого, если мусульманин намеревается совершить И’тикаф продолжительностью более недели, то ему необходимо выбрать для совершения этого поклонения Мечеть, где постоянно проводится Пятничная молитва.

[6] По согласованному мнению Имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани (Имамейн — лучшие ученики и муджтахиды мазхаба Имама а’зама Абу Ханифа, — да будет милостив к ним Аллах) следует, что И’тикаф нарушится, если отсутствие в месте уединения без уважительной причины составит более половины дня.

[В мазхабе Ханафи установлен следующий порядок дачи фетв: Муфтий или Судья (Хаким) дает фетву в соответствии с мнением Имама а’зама Абу Ханифа. Если в словах Имама а’зама не будет прямого ответа на решение данного вопроса, то фетва дается в соответствии с решениями поочередно Имама Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани. Если по одному и тому же вопросу существует мнение и Имама а’зама Абу Ханифа, и согласованное мнение двух его лучших учеников (Имамейн), то муфтий может дать фетву по любому из этих мнений. (См. «Словарь Религиозных Терминов». Энвер Орен. Стамбул)].

По Иджтихаду других ученых (к примеру ученых мазхаба Шафии), И’тикаф нарушится даже и тогда, когда место уединения будет оставлено без уважительной причины лишь на миг!

[7] По мазхабу Шафии соблюдение Поста при исполнении И’тикафа в соответствии с клятвенным обещанием, — не обязательно.

[8] Эти положения нарушают лишь И’тикафы разряда «Ваджиб». При соблюдении И’тикафа разряда «Сунна» или «Мустахаб» подобные состояния не являются нарушениями уединения.