Некоторые мусульмане утверждают, что протирание лица после дуа, противоречит Шариату и является нововведением в религии, не имеющим основ в практике Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников.

Они не принимают хадисы повествующие об этом, ссылаясь на то, что они не достигают степени достоверности, не зная, что эти хадисы не являются единственным доказательством подтверждающим данную практику, помимо них в книгах Сунны передается религиозная практика сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) которые совершали данное действие, и от кого они могли взять его, если не от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Но эти люди либо не знают об этом, либо придерживаются своей собственной методологии, которая варьируется от одного к другому, по которой практика сподвижников не принимается в расчет. В ханафитском же мазхабе, практика сахабов является неотъемлемой частью доказательной базы и не может быть проигнорирована при вынесении того, или иного шариатского решения. Известный постулат «Коран и Сунна в понимании сподвижников» в действительности, полностью отражен именно в ханафитском  мазхабе.

Цель данной статьи  состоит в том, что бы показать, что данное действие  на самом деле практиковалось сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и никоим образом не может быть привнесенным в религию порицаемым нововведением. Итак, перейдем к аргументам.

Сказал имам аль Бухари в книге «Аль Адаб аль Муфрад»:

«Рассказал мне Ибрахим Ибн аль Мунзир, что рассказал ему Мухаммад Ибн Фулейх, что рассказал ему его отец от Абу Нуейма Уахба, что он сказал:

«Я видел как Абдуллах Ибн Умар и Абдуллах Ибн аз Зубейр делали дуа и обтирали ладонями свои лица»

Источник: «Аль Адаб аль Муфрад», 609. Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал иснад хорошим. Эти двое сподвижников  Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) протирали лицо после дуа.

Сказал хафиз Абдур-Раззак:

«Раздел о протирании лица руками после дуа.

От Ибн Джурейджа, от Яхьи Ибн Саида, что Ибн Умар поднимал свои руки вместе с рассказчиком. И упоминают что те, кто были до нас делали дуа а затем возвращали свои руки на лицо, чтобы пролить баракят от дуа на свое лицо. И я видел как Ма’мар Ибн Рошид делал дуа держа свои руки возле груди, а затем поднес их к лицу и протер его. И я делаю также»

Источник: «Аль Мусаннаф», 2/247-254.

Имам Абдур Раззак говорит, что это действие предшественников, а он является одним из самых знающих людей о фикхе сахабов и табиинов, и также передает это от великого табии табиина Мамара Ибн Рашида и практикует это сам.

Так же сказал имам аль Фирьяби:

«Рассказал нам Исхак Ибн Рахавейхи что рассказал ему аль Мутамар Ибн Сулейман:

«Я видел как Абу Ка’б делал дуа подняв свои руки, и когда заканчивал — то проводил руками по своему лицу. И я спросил у него: «Кого ты видел, чтобы делал так?» Он ответил: «Хасана аль-Басри».

Источник: «Фадд аль виа», стр. 15, иснад достоверный. И эти двое табиинов делали тоже самое.

 

Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль Марвази:

«И я видел Исхака ибн Рахавейхи,   он считал правильной практику этих хадисов (о протирании лица)»

Источник: «Солятуль витр», 1-112 И сам Мухаммад Ибн Наср тоже делал это, см. «Аль Мунтазам», 6/64.

Точно также и имам Ахмад — ученые его мазхаба говорили о том, что это желательно вне молитвы, а разногласие лишь в том, делает ли это человек в кунуте.

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад: «Я сказал своему отцу: «Протирает ли он лицо двумя руками?» Ахмад сказал: «Я надеюсь что нет в этом проблем, и аль Хасан аль Басри когда делал дуа протирал свое лицо»

Источник: «Бада аль Фаваид»

Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль Каусадж, ученик Ахмада и Исхака:

«И не протирает никто руками лицо в намазе, а лишь желательно протирание лица после дуа (вне намаза)»

Источник: «Масаиль Ахмад уа Исхак», аль-Каусадж, 2-820 И назвал это желательным имам аль Аджурри, см. «Аль-Инсаф», 3/102

И эти имамы мусульман, факыхи разных земель и стран берут эти асары и практикуют их.

Точно также считали это желательным имамы  шафииты, такие как аль Бейхакы, ан Навави и другие см. «Шуаб аль иман» и «Аль Маджму».

И ханбалиты и шафииты порицали лишь протирание лица в кунуте, во время молитвы, а не протирание дуа вне молитвы, и кто приводит слова аль Бейхакы и ан Навави про протирание в кунуте, в то же время скрывая их слова про протирание лица вне намаза — тот делает тадлис (фальсификацию), хочет он этого, или нет.

Сказал имам Аль-Бейхакы: «Что касается протирания лица двумя руками после дуа, то я не знаю ни от одного из саляфов чтобы он делал это в дуа кунут — хоть и передается от некоторых саляфов это в дуа вне молитвы. И передано также это от Пророка мир ему в хадисе в котором слабость, и его берут некоторые со смыслом что это вне молитвы. Что же касается протирания лица в дуа в молитве то это не утверждено ни достоверным хадисом ни асаром ни кыясом, и лучшим будет не делать этого».

Источник: «Ас-Сунан аль Кубра», 2/212

И сказал аль Бейхакы: «Из адабов дуа — протирать лицо двумя руками после его окончания» Источник: «Шуаб аль Иман», 2/374.

Можно привести огромное количество слов ученых живших в разные времена, подтверждающие написанное выше, но и этого будет  достаточно для искреннего и объективного  человека.

Учитывая все сказанное можно заключить, что протирание лица ладонями после дуа — это установленная сунна, которой следовали сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) табиины, их ученики, и  многие учёные Ислама, на протяжении всей истории, исходя из чего, слова отрицающих и порицающих данную практику не должны восприниматься в  расчет.