Никах – это принятые в исламе брачные отношения. Традиционно проходит в мечети, для проведения обряда муллу так же зовут домой. По основам мазхаба Абу Ханифы, брак в исламе основан на принципах гласности, то есть тайнобрачие трактуется как распутство.
Обязательные условия необходимые для заключения никаха:
- Отсутствие близких родственных связей.
- Заключенный брак не должен быть ограничен временем.
- Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
- Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
- Публичное соглашение брачного союза.
- Необходимость выплаты махра (свадебного подарка со стороны жениха).
- Присутствие опекуна со стороны невесты (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В идеале должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, мулла должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее.
В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Можно брать одного мужчину и двух женщин – это тоже минимум. Так как две женщины = одному мужчине по голосу. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха они родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой. Свидетели должны быть благочестивыми и справедливыми мусульманами, желательно соблюдающие религиозную практику, быть далекими от распутства и неверия. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Должны так же дать своё согласие на осуществление никаха. И не должны отказывать при возможности в просьбе молодой пары, если это необходимо, то есть обязаны помогать.
Раньше на никах не давали никакого документа, сейчас же записывают в бланк к себе и молодоженам. Хотя бумага не имеет юридической силы. Туда вносятся полные имена жениха и невесты, свидетелей и так же свадебный подарок невесте от жениха, причем не только факт его наличия, но и его конкретное содержания. Он называется махр. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается имамом (в исламе духовное лицо). Желатеьно, чтобы он не был дешевле 5тысяч (это по нынешним ценам). Чаще всего это золотое украшение, которое невеста всегда должна носить с собой, это её спасёт на первое время в несчастном случае (абсолютно неважно каком), ведь золото-это деньги. Так же в документ заносится любое материальное желание, которое хочет невеста. В настоящее время это может быть что угодно, но стоить это должно не менее 10 тысяч (по нынешним расценкам) Хотя все эти расценки они придуманы современностью. Чаще всего просят украшение, машину или квартиру. Вносится дата, до какого числа (года) жених должен его исполнить, чаще всего пишут от даты регистрации 5-10лет. Жених должен дать перед всеми обещание, что он это сделает.
Так же невесты и гости торжества должны быть одеты подобающе, то есть мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины же в платках, с закрытой шеей, с рукавами до запястьем, с длинной юбкой и на ноги должны быть прикрыты.
Предварительно нужно определиться с числом, это обязательно, так как можно попасть на время постов, когда будет проходить ураза. Так же должно заранее оговориться время, так как в мечетях в определенный промежуток идёт молитва. Никах читается около часа. Все время молодые и гости молча сидят, потупив взор, и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди мулла объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.
Ж.Т. Сарыбекова
Жамбылский гуманитарно-технический университет, г. Тараз, Казахстан
В народе понятие «честь – хрупкое, но в то же время сильное как пламя чувство, зависящее от авторитета и уважения человека»,
поэтому в общении и отношении с другими оскорбления, неуместная грубость, рукоприкладство считались признаками невоспитанности и
бескультурья.
Народная педагогика широко использовала в воспитании подростков такие пониятия, как «честь», «гордость», «достоинство»,
«целомудрие».
Особенно с большой ответственностью и уважением относились к сохранению «целомудрия» девочек. Этому свидетельствуют
многие исторические документы. Например, поступок Кабанбай батыра, который спас молодую девушку от бесчестия, позора и насилия
Шаганака, говорят его справедливости, понимании гражданского долга и наконец уважении и почитании традиций отцов и прадедов.
Как уже отмечалось выше, в народе большое значение придавали «целомудрию» девушек. Значение поговорки «Девочке – в
сорока домах запрет, в тысячи – проверка» была всегда актуальной.
«Девушка – поступками и поведением» – в этой поговорке раскрываются желания народа видеть своих девочек воспитанными,
скромными, отзывчивыми, негрубыми, покладистыми. Чистота душевная и телесная оберегала семью и была символом крепости
семейных уз.
Все актуальные народные идеи о чувстве меры, о чувстве долга, о благотворительности и доброжелательности, об умении
оказывать помощь детям-сиротам, вдовам и людям с определенными недостатками и увечьями, нашли отражение в трудах великих
казахских мыслителей, таких как Аль-Фараби, Баласагун, Кашгари.
Наряду с понятиями «честь», «достоинство», «целомудрие», в казахском народе широко употреблялись такие понятия, как
«совесть», «стыд», которые отражали ценные и почитаемые человеческие качества. О сущности и значении этих понятий можно судить
по таким пословицам-поговоркам и высказываниям, как: «Чувтво меры, совесть, стыд и глубокая мысль – ценный дар», «Кто совестлив и
стыдлив тот благовоспитан», «Девушка без стыда и совести как пища без соли, невоспитанный юноша как конь без сбруи» и др.
Поэтому девочкам с детства внушали, что «честь и стыд дают возможность женщине стать возлюбленной». Девичья честь и
уважение в народе считались признаками чистоты, благовоспитанности, добропорядочности, благородства и доброжелательности.
Неписаные правила народных традиций воспитывали в детях почитание и уважение к старшим и родителям. Это все спобствовало
воспитанию и формированию в сознании девочек таких высоких чувств, как нравственность, патриотизм, ценные идеалы.
Одним из средств воспитания и формирования морально-нравственных качеств и этики общения девочек, которым уделялось
большое внимание и значение, были народные обряды и приметы (приметы касающиеся человеческой деятельности, приготовления
пищи, одежды и быта, особенности приветствия, манеры разговаривать, умение прощаться, просить прощение, умение благодарить и
высказывать пожелания, восхваления и др.).
В женщине ценились такие умения, как сохранение спокойствия, благополучия и мира в семье, выполнение материнского долга,
и проклинались такие качества, как сквернословие, выпивание и продажа своего тела. Особое отрицательное отношение было к тому, что
девушки сбегали из дому замуж без родительского благословения.
Национальным достоянием и ценностями считались родной язык, культура и искусство, обычаи и традиции, народные игры и
празднества. Родной язык считался источником и началом духовного обогащения человека, через язык он познает родную национальную
культуру, Родину и ее природные богатства.
Чувство патриотизма воспитывалось в молодежи и подростках через привитие уважения и почитания национальных культурных и
материальных ценностей.
К духовным культурным ценностям, воспитывающим и формирующим в молодежи чувства любви к Родине, патриотические и
гражданские чувства можно было отнести произведения устного народного творчества (загадки и скороговорки, игры, притчи и легенды,
сказки, пословицы и поговорки, эпосы и т.д.), музыкальные творческие, художественно-эстетические вкусы и способности развивались
посредством народных песен, кюйев и айтысов, произведений прикладного искусства. Материальные культурные ценности
использовались как средства овладения трудовой деятельностью (производственной и сельскохозяйственной), привития к ним любви.
Национальным долгом в казахском народе считался долг перед родителями и отечеством.
Обязанности человека регулировали отношения между ним и обществом, помогали выполнять детям свой долг перед
родителями и отечеством. Осознание чувства обязанности и долга напрямую связано с чувсвами чести и достоинства, контролирующих
сознание человека и дисциплину. Эти же понятия и качества воспитывались у девочек.
Казахский народ высоко ценил и уделял большое внимание воспитанию у девочек таких положительных качеств и требований,
как деловые, коммуникативные (способность к общению), соблюдение личной гигиены. Они были одними из высоких показателей
национального народного воспитания. Подтверждением этому являются результаты многих исторических исследований. Например,
А.И.Левшин в своем труде «Характеристика земель Киргизо-кайсакской орды» 1832г., особо отмечая любовь и уважение казахов к своим
национальным традициям, качествам и достоинствам, писал: «…доброжелательность, умение прощать и жалеть, уважение к старшим,
почет по отношению к пожилым, самые хорошие качества киргизов (казахов). Они никогда не забывали женщин, проявивших героизм и
прославивших свой народ, давая им звание батыра, почитали землю, где родились и никогда не покидали ее». Это является одной из
психологических характеристик казахского народа. Нужно не забывая, отметить, что такие психологические особенности воспитывались
женщиной-матерью. В воспитании национальных достоинств казахский народ придерживался определенных принципов
(природосообразности, народности, последовательности, системности и осознанности, достоверности, доступности, учет возрастных и
индивидуальных особенностей) и использовал такие средства воспитания:
А) произведения устного народного творчества (сказки, пословицы-поговорки, притчи и.т.д.).
Б) обычаи-традиции ( обычаи-традиции связанные с воспитанием детей, бытовые традиции, социально-культурные традиции,
военные традиции и т.д.).
В) национальные игры (народные игры, национально-спортивные игры, интелектуальные игры и т.д.).
Г) произведения прикладного искусства (мастерских, ювелирных, работы по дереву, коже и т.д.).
Устное народное творчество казахов можно назвать школой гуманизма. Потому что в них раскрываются нравственные понятия,
такие как гостеприимство, скромность, доброжелательность, жалость, обязанности и долг, честь и достоинство. Они являются
значимыми принципами, регулирующими повседневную жизнь народа.
121
В народе давно ясна истина, что девочки – это цветы жизни, девочки – это будущие матери, хранительницы очага, счастья и
благополучия, от них зависит воспитание и будущее народа.
Наши прадеды, предъявляя множество требований повзрослевшим девочкам, давали напутствие для выполнения трех условий,
необходимых в жизни.
1. Приобрести себе знания, которые могли быть образцовыми для других. Умные и воспитанные девушки – будущие воспитанные
невестки и образцовые матери.
2. Неиссякаемое полезное для себя и будущей семьи дело, занятие. Такими могли быть умения и навыки шитья и вышивания,
приготовления пищи, умения встречать и провожать гостей.
3. Найти себе хорошего спутника – то есть хорошего достойного мужа.
Хороший спутник – будущее семьи. Спокойная и налаженная семейная жизнь считалась основным ключом жизни, поэтому
девушки подходили к выбору своего спутника, мужа очень серьезно, уделяя большое внимание. В своем выборе девушки
придерживались следующих требований:
• Воспитанность;
• Честь и достоинство;
• С широкой душой, умеющий прощать;
• Доброжелательность;
• Ум и образованность;
• Терпеливость и скромность;
• Моральная устойчивость;
• Отважность и героизм;
• Совесть и сдыдливость;
У Баласагуни есть высказывание «Воспитывая девочек, мы воспитываем целый народ». Аулы – считались центрами народной
культуры, традиций и обычаев. Девочки аулов вырастали уважающими старших и старались быть опорой для младших, любящими свою
родную землю, обладающими всеми ценными качествами, которые формировались и почитались в народе испокон веков. Для того чтобы
девочки не вставали на скользкий путь, им с детства внушали, что в народе почитают и уважают воспитанных целомудренных девушек и
презирают выходки и привычки, которые несовместимы с красотой, данной им от природы.
На современном этапе воспитания подрастающего поколения, мы стараемся широко использовать принципы, традиции и
обычаи народного воспитания. «Человек не знающий соего родного языка, истории и культуры – человек без будущего» – это народное
изречение хорошо раскрывает суть народного воспитания. Поэтому мы считаем долгом каждого педагога воспитывать в детях уважение
и почитание к народным традициям, итории жизни и быта, изделиям народного прикладного искусства.
Справедливость и доброжелательность источники воспитанности, поэтому эти качества тоже педагог должен воспитывать в детях.
Литература
1. К.Б. Жарыкбаев, С.Калиев «Қазақ халық тәлім-тәрбиесі» Алматы, 2002.
2. Ж.Т. Сарыбекова. Подготовка будущих учителей к воспитанию девочек-школьниц средствами казахской народной педагогики.– Астана.
2004.
3. Кунанбаев А. Избранные сочинения.– Алматы, 2000.