Пятничный намаз (джума).Хукм по Ханафи мазхабу

Автор: Имам аш-Шурунбуляли аль Ханафи (1585-1659).
Книга: Нур аль-Идах (стр.100-103)
Примечание: Имам аш-Шурунбуляли,из книги «Мараки аль-Фалях»

Джума-намаз фад-айн для того, кто соответствует следующим условиям (1):

1. Мужчина.
2. Свободный.
3. Нахождение в населенном пункте (миср), в котором естьмечеть или место где совершается джума-намаз.(2)
4. Здоровье позволяющее выйти на джума, совершить его и так далее.
5. Безопасность от притеснителей.
6. Здоровые глаза.
7. Здоровые ноги.

Джума-намаз действителен при соблюдении следующих условий:

1. Населенный пункт в котором проводится джума-намаз или его окрестности. (3)
2. Султан (Халиф) или его заместитель. (4)
3. Время Зухр.
4. Хутба, с намерением произнести именно пятничную хутбу.
5. Присутствие на хутбе хотя бы одного человека. (5)
6. Возможность совершить джума-намаз для всех в данном месте. (6)
7. Коллектив молящихся минимум из трех мужчин за вычетом имама, пусть даже они были рабами, или путниками, или больными. (7)
8. Условием так же является то, чтобы минимум трое человек совершили за имамом первое саджда, и если совершили, а после вышли из намаза, то имам завершает джума-намаз в одиночку и намаз засчитывается как совершённый, но если они вышли из намаза прежде чем совершить за ним саджда, то намаз не действителен.

Так же не действителен джума-намаз. если за имамом стоят двое мужчин, женщина и ребенок. Рабу или больному разрешено быть имамом в джума-намазе.

Миср — каждый населенный пункт в котором есть муфтий,глава города, судья претворяющий законы и систему наказаний,здания общая площадь покрытия которых достигла уровня зданий долины «Мина».

Дозволено, чтобы джума-намаз в период хаджа совершал в долине Мина Халиф или валий Мекки.

Макрух, если хутба была проведена без прославления «тасбих» и восхваления «тахмид». (8)

Сунны хутбы, которые на имаме:

1. Состояние вуду.
2. Полностью закрытый аврат.
3. Сидение на минбаре перед хутбой.
4. Второй азан перед ним, а так же икамат.
5. Встать на минбаре с мечом на левом боку в той местности, которая была открыта войной и без меча, если местность была открыта миром.
6. Обращаться к людям направив лицо в их сторону.
7. Начать с восхваления Аллаха (произнести «Хвала Аллаху, Господу миров»), после чего иными словами восхвалить Его.
8. Произнести слова свидетельства веры.
9. Благословение на Пророка (с.а.с.).
10. Краткое ознакомление с тем, о чем будет речь в хутбе.
11. Зикр.
13. Чтение аята из Корана.
14. Совершить две хутбы. (9)
15. Сидение между этими двумя хутбами.
16. Произнести восхваление Аллаха, после прославление Его, после благословение на Пророка (с.а.с.) в начале второй хутбы.
17. Молитва за мусульман и мусульманок с просьбой к Аллаху о прощении для них.
18. Произнести хутбу так чтобы ее услышали все люди,если есть возможность.
19. Сделать хутбы короткими. (10)

Макрух сильно удлинять что-нибудь из сунны или оставить что-то из нее.
Является ваджибом спешить на джума-намаз и прекращать торговлю при первом азане. Если вышел имам (11), то должны прекратиться все разговоры и завершиться намазы пока имам не проведет джума-намаз. Макрух для присутствующего на хутбе есть и пить, играться, далее не возвращется «салам», не говорится чихнувшему «да помилует тебя Аллах», не приветствует хатиб людей, если уже встал на минбар.

Макрух выйти из мисра тому на ком обязанность совершить джума-намаз, если прозвучал азан к нему. Тот же, на ком не лежит фардом джума-намаз заменяет его зухр-намазом.

Макрух совершать зухр-намаз вместо джума-намаза тому, у кого узр, как если это больной или мусафир, а так же заключенному. Если же успел лишь к последнему ташаххуду или саджда забывчивости, т. е. до таслима которым завершают намаз, то успел на джума намаз, но завершаешь его сам.

Примечание:

1. Т.е. если что-то из этих условий не выдержано, то джума-намаз не фард айн для этого человека, хотя и дозволяется. Например: женщинам, рабам, путнику,больному.

2. Конечно же, если человек не выступил в путь. Т.е., например человек живет в селе, в котором нет мечети и вообще не совершается джума-намаз, то пока он в своем селе, ему джума-намаз не фард, но если он приехал в соседнее село где джума-намаз проводится, то он ему становится фардом и так ему фард джума-намаз в любом селе или городе где он проводится, кроме как, если он не вышел в путь с намерением путника, т. е. с намерением выйти от своего села (города) на расстояние большее чем 85 км.

3. Окрестности имеются ввиду от того, что раньше было принятым в праздничные дни или по другим общественным мероприятиям выходить за пределы города всем народом и вместе на открытой местности совершать намаз.

4. Т.к. из реальности видно что Халиф (Султан, Амир уль-мумуннин) не может в один день быть имамом во всех мечетях Халифата, то значит уполномочивает
иных людей на это, и, как правило, этим человеком является его валий (губернатор), главный судья в регионе, начальник безопасности, но так как на сегодняшний день нет Халифа, то джума-намаз совершается без него, так как является фардом его выполнение.

5. Этим человеком может быть путник, или раб, или больной, но не женщина или ребенок.

6. Т. е. это не должна быть мечеть, в которой бывают только определенные лица и только: мечеть на территории тюрьмы или дворца и т. д., т. е. в таких местах, куда не может войти любой желающий, мимо проходящий.

7. Это мнение Абу Ханифы и Мухаммада, на которое дается фетва в данной книге.Но есть так же мнение Абу Юсуфа, который говорит что минимум это два человека за вычетом имама, так как втроем они уже составляют джамаат (коллектив).

8. И это мнение Абу Ханифы. Но Мухаммад и Абу Юсуф сказали, что обязательно должны быть прославления Аллааха достаточно длинными чтобы это можно было назвать хутбой, и наименьшей может быть та которая по времени не короче времени ташаххуда: восхваление Аллах, благословение на Пророка (с.а.с.),молитва за мусульман без длинных пауз между этим, а как доказательство приводится аят «джума:9». Что же касается мнения Абу Ханифы, то тут доказательством является действие Османа ибн Аффана, который встав на хутбу лишь восхвалил Аллаха (альхамдулиЛлях), после чего сошел с минбара и начал намаз, и никто из присутствующих не выразил протеста на это.

9. Между ними как разделение служит сидение на минбаре. Это известная практика в мечетях.

10. Но сегодня хутбы удлиняют ввиду неграмотности людей в Исламе с целью обучить их религии.

11. Т.е. вышел из своей комнаты и направился в сторону минбара.