Краткая информация о великом мухаддисе современности – шейхе Мухаммаде Аувама (хафизахуллах), подготовленная его сыном, шейхом Мухъиддином.

Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо.

До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькыни. С самого начала он стал учеником шейха Абдуллы Сиражуддина (рахимахуллаху Тагаля). В 1378 г.х. (1957 г.) он стал учеником шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды (рахимахуллаху Тагаля). В конечном счете он стал считаться самым блестящим учеником обоих великих шейхов.

В 1382 г.х. (1961 г.) он поступил на факультет исламского шариата. В том же году его назначили учителем и библиотекарем медресе «Ша’бания», учебного заведения его шейха и учителя Абдуллы Сиражуддина (рахимахуллаху Тагаля). Здесь он преподавал целый ряд предметов вплоть до 1400 г.х. (1979/80 гг.), когда он уехал из Сирии. Также некоторое время он руководил этим медресе.

В месяце Сафар 1379 г.х. (1958 г.) он съездил в Египет, где встретил многих великих и выдающихся алимов, в частности:
— шейха Ахмада ибн-ус-Сиддика аль-Гумари (рахимахуллаху Тагаля),
— шейха Абдуллу ибн-ус-Сиддика Аль-Гумари (рахимахуллаху Тагаля),
— шейха Абдуль-Ваххаба Абдуль-Лятифа (рахимахуллаху Тагаля),
— шейха Мухаммада Абу Захру (рахимахуллаху Тагаля).

Он одарен выдающимся аналитическим умом и обладает невероятными качествами. Жители Алеппо высоко ценили его и считали его равным по рангу его же учителям.

Еще юношей он был назначен на должность учителя в мечети «Ар-Рауда», которая на тот момент считалась центром обучения.

Его шейх и учитель, Абдуль-Фаттах Абу Гудда (рахимахуллаху Тагаля), говорил о нем так:
«Мой вчерашний ученик и сегодняшний товарищ».

Он также оценивал его следующим образом:
«Великий ученый и исследователь».

Шейх Аувама переехал в Лучезарную Медину в 1400 г.х. (1980 г.). Здесь он устроился в исламский университет, где основал факультет академических исследований, который в настоящее время носит следующее название: مركز خدمة ﺍلسنة ﻭ ﺍلسيرﺓ النبوية

«Центр службы Сунне и биографии Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)».

Его первое исследование было посвящено книге «ﺇتحاﻑ ﺍلمهرﺓ» (многотомному сборнику хадисов).

В 1406 г.х. (1986 г.) он основал отдел исследований исламской литературы.

В течение двенадцати лет он также служил издательскому дому «Дар-уль-Кибла».

Его можно охарактеризовать как внимательного обладателя блестящих идей, применяющего безупречные методики. Это отчетливо проявляется в следующих двух его книгах:

أثر الحديث الشريف في ﺍختلاﻑ ﺍلأئمة ﺍلفقهاﺀ «Асар-уль-хадис-иш-шариф фи ихтиляф-иль аиммат-иль-фукаха» («Роль хадиса в различиях между правоведами») и أدب ﺍلاختلاﻑ في مسائل ﺍلعلم ﻭ ﺍلدين «Адаб-уль-ихтиляф фи масаил-иль-‘ильм уад-дин» («Уважительное отношение при различии во мнениях по вопросам знаний и религии»).

Его методы в отношении науки ﺍلجرح ﻭ ﺍلتعديل (признания передатчиков хадисов) настолько уникальны, критичны и дальновидны, что они являются идеальными примерами, которым нам нужно следовать.

Он является бесспорным авторитетом в области исследований. Известный шейх и аллама Мухаммад Саид Ат-Тантави (рахимахуллаху Тагаля) говорил о нем так:
«Во всем мире я не знаю никого, кто превосходил бы его по знаниям в области исследований».

К его публикациям относятся:

1. أثر الحديث الشريف في ﺍختلاﻑ ﺍلأئمة ﺍلفقهاء («Асар-уль-хадис-иш-шариф фи ихтиляф-иль аиммат-иль-фукаха»).

2. أدب ﺍلاختلاﻑ في مسائل ﺍلعلم ﻭ ﺍلدين («Адаб-уль-ихтиляф фи масаил-иль-‘ильм уад-дин»).

Указанные две книги переведены также на другие языки и преподаются в различных университетах.

3. مسند عمر بن عبد ﺍلعزيز للباغندي Он прокомментировал и разъяснил хадисы, приведенные в данном сборнике, а также привел дополнительные повествования.

4. ﺍلأنساﺏ للسمعاني Он исследовал часть данного труда.

5. تقريب ﺍلتهذيب Хафиза ибн Хаджара (рахимахуллаху Тагаля) с подстрочными примечаниями алламы Абдуллы Аль-Басри (рахимахуллаху Тагаля) и его ученика Аль-Миргани (рахимахуллаху Тагаля).

6. الكاشف للذهبي включая подстрочные комментарии Сабта ибн А’джами (рахимахуллаху Тагаля) и детальное введение, а также критический анализ определенных моментов в пяти томах.

7. مجالس ﺍبن ناصر ﺍلدين Хафиза ибн Насирудина Ад-Димашки (рахимахуллаху Тагаля), где автор говорит о разъяснении одного-единственного аята священного Корана.

8. من صحاﺡ ﺍلأحاﺩيث ﺍلقدسية Данная книга содержит сто хадисов-кудси (хадисов, в которых Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) явно указывает на то, что это слова Всевышнего Аллаха) со ссылками и комментариями.

9. ﺍلمختار من فراﺍئد النقول و ﺍلأخبار Книга, содержащая большое количество вдохновляющих историй, служащих руководством для каждого студента.

10. القوﻝ ﺍلبديع алламы Ас-Сахави (рахимахуллаху Тагаля). Эта снабженная примечаниями версия считается наиболее полной и (надежной).

11. اﺍلسنن имама Абу Дауда (рахимахуллаху Тагаля) в шести томах. Он снабдил примечаниями этот прославленный сборник хадисов на основе восьми манускриптов, один из которых является личной копией Хафиза ибн Хаджара (рахимахуллаху Тагаля).

12. ﺍلشمائل ﺍلمحمدية имама Тирмизи (рахимахуллаху Тагаля) с комментариями алламы Аль-Баджури (рахимахуллаху Тагаля).

13. ﺍلمصنف Ибн Аби Шайбы (рахимахуллаху Тагаля). Многотомный и бесценный труд по хадисам, на создание которого ушло шестнадцать лет. Он исследовал все хадисы и определил их источники, а также дал к ним комментарии. Издано в двадцати шести томах.

14. ﺩﺭﺍسة حديثية подробное исследование с глубоким анализом великих ханафитских сборников хадисов «Насб-ур-раях» и «Фатх-уль-Кадир, шарх-уль-Хидая».

Многие из перечисленных книг неоднократно переиздавались. При этом новые издания были не просто копиями предыдущих, а он обычно улучшал их при переиздании.

При исследовании любой книги он старался получить доступ к личной копии ее автора. В большинстве случаев Аллах (джалля джалялях) сделал для него возможным осуществление такой задачи. Это тоже вносит вклад в уникальность его работ.

Шейх Мухаммад Аувама стал известен посредством написанных им введений к исследованным им книгам. Данные введения служили критичным, но при этом полезным и научным анализом представляемых книг.

Он служит знаниям и тем, кто к ним стремится, последние пятьдесят лет. Несмотря на имеющиеся болезни, он продолжает эту деятельность с поразительной преданностью в Лучезарной Медине.

Да дарует Аллах (джалля уа джалялях) уважаемому шейху хорошего здоровья, приятной долгой жизни и безопасности от всего зла и всех бед! И да продолжит Аллах одаривать умму его бесценной мудростью! Аминь.

P.S. В настоящее время шейх Мухаммад Аувама находится с визитом в ЮАР, где посещает основные города этой страны и проводит встречи с местными алимами (26 июня 2012 г.)