РАСПОЛОЖЕНИЕ РУК ВО ВРЕМЯ НАМАЗА (далиль ханафитов).
«Известны расхождения факыхов относительно этого вопроса. При этом каждый мазхаб выдвигает свои доказательства,основывается на своих далилях из Сунны. Что же касается ученых ханафитского мазхаба, то они в своем «иджтихаде» опираются на следующие далили: в знаменитом «матне» «аль-Кудури» имама Абу Хусейна аль-Багдади аль-Кудури,рахимахуллАх, говорится: «И ложит совершающий «салят» правую руку на левую, располагая их при этом,ниже пупка.»(тахта сурра).»
Далиль который здесь приводят для обоснования того, что руки распологаются ниже пупка-хадис имама Али ибн Аби Талиба, радиа ллАху анху,который произнес:»Из Сунны Пророка,салла ллАху алейхи ва саллям-ложить правую руку на левую и располагать их ниже пупка.»
Однако сразу оговоримся, что такие алимы,как имамы Ахмад и Абу Дауд,рахматуллахи алейхими,отнесли данный хадис к слабым (даиф) по причине наличия в «иснаде» его Абдур-Рахмана Куфи. Однако, несмотря на это, этот хадис у имама Абу Ханифы, рахимахуллАх, считался достоверным (сахихом)по причине отсутствия в его время передатчика по имени Абдур-Рахман Куфи(который жил позже) и являющийся причиной «даафа»(слабости) хадиса.
Сказал шейх Мухаммад Сулейман аль-Хинди, рахимахуллах, комментатор «метна» «аль-Кудури»:» Сказал шейх Абдул-Хакк ад-Дихляви, рахимахуллАх: «Никак не следует из факта ослабления хадиса со стороны некоторых мухаддисов,что хадис сей был слабым также и у нашего величайшего имама («имамуль аазам», т.е Абу Ханифа),рахимахуллАх, так как хадис, который передавал имам, считался у него и (в его время) достоверным по причине небольшого кол-ва передатчиков бывших (в «иснаде») между ним и Посланником Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям, и считавшихся по сравнению с другими «рувват»(передатчиками) жившими позже, самыми надежными передатчиками хадиса.» После смерти имама Абу Ханифы, рахимахуллах, в период распространения лжи и нововведений, стали в большом количестве появляться ненадежные передатчики, которых обвиняли мухаддисы во лжи, совершении «бида» и злословии и чьи передачи стали приводиться составителями книг по хадису.Именно по этой причине перешел хадис имама Али, радиа ллаху анху, из разряда достоверных в разряд слабых.
Однако, если даже и допустить, что хадис этоб был слабым также и у имама Абу Ханифы, рахимахуллАх, то у него есть другой сильный «далиль» -достоверный хадис, приводимый Абу Шейбой, рахимахуллАх, который сказал:» Передал Вакия от Мусы ибн Умайр, от Алькамы ибн Ваиля ибн Хаджара, от отца его,который сказал:
«Видел я, как Посланник Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям,ложил во время «салята» правую руку на левую и распологал их под пупком.»
«Сказал комментатор к «аль-Кудури»: «Этот хадис-«сахих»(достоверный), так как все передатчики его-«сикаат»(надежные).»
Отметим, что расположение рук под пупком во время «кияма»- также мазхаб имама Ахмада, радиа ллАху анху.
Ибн Кудама Мукаддаси Ханбали (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «Хадис, где сказано, что руки надо складывать под пупком, передали ‘Али, Абу Хурайра, Абу Миджлис (радиаллаху ‘анхум), Ибрахим Нах’ы, Суфьян Саури и Исхак ибн Рахвия (рахматуллахи ‘алейхим), потому что ‘Али (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Складывать правую руку на левой под пупком входит в суннат». Передали этот хадис имам Ахмад ибн Ханбаль и Абу Дауд, и под суннатом имеется в виду суннат Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)». («аль-Мугни», т. 1, стр. 472)
Имам Тирмизи (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Учёные сахаба, таби’ины и далее поступали соответственно, и они говорят, что человек в намазе должен класть правую руку на левую. Затем некоторые говорят, что надо складывать руки над пупком (не на груди), а другие говорят, что под пупком. А по мнению толкователей хадисов всё это разрешается». («ат-Тирмизи» т. 1, стр. 64)
Здесь полезно будет упомянуть о том, что из трёх хадисов, переданных имамом Шафи’и (рахматуллахи ‘алейхи), один про то, что руки надо класть под пупком. Об этом же рассказывает и имам Ахмад ибн Ханбаль, и ханафиты следуют этому хадису. («Аль-Каукаб Ад-дурри» стр. 129)
Следовательно, большинство имамов подтверждают хадис, где сказано, что руки надо класть под пупком.
Цитата по: Муфтий Джамиль Ахмад Назири «Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)», глава «Складывать руки под пупком», стр. 70.
Складывание рук под пупком во время намаза
‘Алькама ибн Вайль ибн Хаджар передаёт со слов своего отца Вайля ибн Хаджара, что он рассказал: «Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что он клал правую руку на левую под пупком». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т. 1, стр. 390; «Тухфатуль Ахвази» т. 1, стр. 214); «Асар ас-Сунан» т. 1, стр. 69)
Хаджадж ибн Хасан (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что он спросил у Абу Миджлиса (радиаллаху ‘анху), где надо класть руки. Тот ответил: «Надо класть ладонь правой руки на ладонь левой руки, и обе руки надо складывать под пупком». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т. 1, стр. 390; «Тухфатуль Ахвази» т. 1, стр. 214); «Асар ас-Сунан» т. 1, стр. 69)
Ибрахим (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «Во время намаза надо класть правую руку на левую под пупком». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т. 1, стр. 390; «Тухфатуль Ахвази» т. 1, стр. 214); «Асар ас-Сунан» т. 1, стр. 69)
Иснады (цепочки передатчиков — п.р.) всех этих хадисов являются сахих, и напротив, все хадисы, в которых упомянуто складывание рук на груди или над пупком, являются за’иф и ненадёжными. (подробности см. «Асар ас-Сунан» т. 1, стр. 64, 71)
Во время намаза следует держать руки под пупком
عن علقمة بن وائل بن حجر عن ابيه قال رايت النبي صلى الله عليه و سلّم يضع يمينه على شماله في صلاة تحت السرة رواه ابن ابي شيبة و اسناده صحيح 1/343 (3938) مصنف ابن ابي شيبة قال الحافظ قاسم بن قطلو بغا في تخريج احاديث الاختيار شرح المختار هذا سند جيد و قال العلامة محمد أبو الطيب المدني في شرح الترمذي هذا حديث قوي من حيث السند و قال الشيخ عابد السندي في طوالع الانوا : رجاله ثقات، انتهى من حاشية آثار السنن. وماروى أبو داود عن جرير الضبي قال رأيت عليا يمسك شماله بيمينه على الرسغ فوق السرة. زيادة فوق السرة غير محفوظة، وما روى طاوس قال كان النبي صلى الله عليه و سلم يضع يده اليمنى علىاليسرى، ثم يشد بهما على صدره وهو في الصلاة رواه أبو داود في المراسيل ، و سنده ضعيف ؛ قال شارح النقاية وضعاليمين علىاليسرى كونه تحت السرة أو على الصدر لم يثبت فيه حديث يوجب العمل به،فيحال علىالمعهود من وضعهما حال قصد التعظيم في القيام ، والمعهود في الشاهد منه ما قلناه اي وضعه تحت السرة. والله اعلم.
Передают что Ваил ибн Худжр (радыялЛаху анх) рассказывал:»Я совершал намаз вместе с Пророком (саллялЛаху алейхи ва саллям). Во время намаза пророк клал свою правую руку на левую и держал их чуть ниже уровня пупка». Ибн Аби Шайба «Мусаннаф» 1/343 (3938).
عن الحجاج بن حسان قال سمعت ابا مجلز او سألته قال قلت كيف اضع؟ قال يضع بطن كف يمينه على ظاهر كف شماله ويجعلهما اسفل من السرة 1/343 (3942) رواه أبو بكر بن أبي شيبة و اسناده صحيح مصنف بن أبي شيبة
Передают что когда аль-Хаджадж ибн Хасан спросил Абу Муджлиза о том, каким образом следует складывать руки в намазе, он сказал: » Ладонь правой руки следует класть на левую руку и держать их под пупком» Цепочка данного хадиса является достоверной. Ибн Аби Шайба «Мусаннаф» 1/343 (3942).
عن إبراهيم قال يضع يمينه على شماله في الصلاة تحت السرة رواه بن أبي شيبة و اسناده حسن كذا في آثار السنن للنيموي رحمه الله 1/ 343 آثار السنن ص 148 (3939) مصنف بن أبي شيبة قلت قال النيموي في باب احاديث اخر منها ما اخرجه ابو داود كتاب الصلاة 756 ,757 ,758, وابن ابي ثيبة و الدار قطني 11/ 286, والبيهقي 2/ 31 2169, 2170, 2171. عن ابي جحيفة ان عليا رضي الله عنه قال السنة وضع الكف تحت السرة
Передают что Ибрахим рассказывал: «Во время намаза правую руку следует класть на левую руку и держать их под пупком»Цепочка данного хадиса является хорошей. Ибн Аби Шайба «Мусаннаф» 1/343 (3939). Ан-Наймави «Асаар ас-сунан» стр 148.