Раздел о том, какое количество наджасы прощается по Шариату
Человек обязан очищаться от наджасы, однако существует установленное количество наджасы, которое по Шариату прощается.
Количество наджасы, которое прощается, зависит от того, какая это наджаса — тяжелая (النجاسة المغلظة) или легкая (النجاسة المخففة).
Для твердой тяжелой наджасы простительным является количество равное по весу дирхаму, то есть примерно 5 грамм, для жидкой тяжелой наджасы — пятно равное в диаметре дирхаму. Определить, какой размер дирхама, можно следующим образом: если человек расправит ладонь и нальет в нее воду, количество воды, которое соберется в углублении в центре ладони будет равно в диаметре дирхаму.
Данное количество наджасы является простительным только для совершения намаза — намаз с таким количеством наджасы действителен. Однако, если количество наджасы меньше дирхама или равное ему попадет в малое количество воды, вода становится нечистой.
Если наджасы меньше дирхама, удалить ее — сунна. Намаз с таким количеством наджасы имеет хукм макрух-танзих, желательно (мустахабб) переделать такой намаз.
Если наджасы больше дирхама, удалить ее — фард. Намаз с таким количеством наджасы недействителен, переделать его обязательно, если есть возможность удалить наджасу.
Если количество наджасы равно дирхаму, удалить ее — ваджиб. Намаз с таким количеством наджасы действителен, но имеет хукм макрух-тахрим, переделать его является обязательным (ваджиб), если до конца времени намаза осталось достаточно времени.
Если человек во время намаза обнаружил, что на его одежде или теле присутствует количество наджасы равное дирхаму, он обязан прервать намаз и устранить наджасу, даже если боится, что пропустит намаз в джамаате. Однако, если человек боится, что не успеет совершить намаз вовремя, он обязан продолжить молиться.
Для легкой наджасы простительным является загрязнение менее 1/4 всего тела или всей одежды.
Брызги мочи размером с острый или даже тупой конец швейной иглы, прощаются. Даже если данный тип мочи относится к тяжелой наджасе. Однако если их очень много, так что в сумме они превысят диаметр дирхама, намаз с таким количеством наджасы недействителен.
Если наджаса падает в воду и брызги при этом попадают на человека, тело и одежда человека не загрязняются, при условии, что следов наджасы в этих брызгах не видно. То же относится к брызгам, которые попадают на тело или одежду во время омовения покойника. Однако если грязная вода от омовения покойника собралась в одном месте и затем уже попала на человека, его тело или одежда загрязняются.
Если на одежду человека попало загрязненное наджасой масло и пятно изначально было меньше дирхама или равно дирхаму, но со временем разрослось и стало больше дирхама в диаметре, согласно самому сильному мнению, совершать намаз в такой одежде дозволено, так как определять размер наджасы следует по тому, каким было пятно в момент, когда наджаса попала на одежду. Это мнение высказали имам Маргинани и шейхи Абдул-Гани ан-Наблуси.
В «Марокиль Фалях» сказано, что, если у человека загрязнились ноги от влажной земли на базаре, намаз в такой обуви недействителен. Однако данное положение относится ко временам, в которые жил имам Шурунбуляли, так как на улице из-за лошадей, ослов и прочих животных было много наджасы. В наше время уличная пыль и дороги считаются чистыми, за исключением случая, когда человек явно видит следы наджасы.
Если нечто чистое и влажное соприкасается с чем-то загрязненным и сухим, чистая вещь не загрязняется, если на ней не появилось следов наджасы. Например, если человек вспотел, лежа на сухом месте, на котором есть наджаса, его тело или одежда не загрязняются, если следы наджасы не проявились на нем, так как влажным в данной случае является не загрязненное место, а тело человека.
Если чистую сухую материю завернуть в грязную сырую материю (речь идет о материи, которая намокла уже будучи грязной, а не стала влажной, потому что на неё попала жидкая наджаса, например, моча), чистая материя не загрязняется, если на ней не появилось следов наджасы и влажная грязная материя не была мокрой настолько, что с неё капала вода.
Если сырую материю постелить на сухую землю, на которой есть наджаса, материя не загрязняется, если на ней не появилось следов наджасы.
Если дует ветер и он соприкоснулся с наджасой, а затем с какой-то чистой вещью (например, подул на белье, которое сушится) , чистая вещь не загрязняется, если на ней не появились следы наджасы.
Автор: Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид
Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
Комментарий: Махди Шамсуддин