الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
Различие между аль-каваид аль-фикхия и Усуль аль-фикх
Есть польза в определении различия между правилами фикха, соединяющими в одно целое отдельные нормы и Усуль аль-фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать «Общие принципы и нормы фикха».
Наука Усуль аль-фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решений, чтобы не допустить ошибку.
Правила же фикха представляют собой аналогию, объединяющую несколько норм, или свод схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.
Согласно правовой системе Ислама, здесь можно привести примеры правил собственности, правил мухайяр (свобода выбора и времени) и правил отмены. Все они являются следствием разрозненных положений, и факих, исследовавший эти вопросы, посредством собирательных правил и общих норм соединил их между собой. В качестве примера можно привести работу факиха-шафиита Иззуддина бин Абдуссаляма «Каваид аль ахкам», из маликитов — работу аль-Карафи «Анваруль бурук фи анвариль фурук», работу ханафита Ибн Нуджайма «аль-Ашбах ван-Назаир». А также работу факиха-маликита ибн Джаззи Мухаммада бин Абдилляха бин Яхья «аль-Каванинуль фихкия». Ибн Раджаб воедино собрал в своей книге «аль-Каваидуль кубра» разрозненные вопросы ханбалитского мазхаба. Сюда же можно отнести работу ибн аль-Ляххама аль-Ханбали «аль-Каваид валь-Фавадуль усулия».
Исходя из этого, мы можем сказать, что чтение и изучение шариатских правил является предметом фикха, а не Усуль аль-фикх. Все эти правила, называемые «Общие положения фихка, основываются на своде вопросов, похожих друг на друга, и в основе которых лежит собирательный принцип.[1]
Некоторые образцы правил фикха:
1. «Что запрещено брать, то запрещено и давать». (Маджалля, статья 34).
Например, запрещается брать взятки, проценты с денежных средств. Но таким же образом запрещается давать взятки, давать деньги под проценты. Как запрещается гадалкам и ворожеям получать деньги за свои услуги, также запрещается давать им деньги.
Но бывают моменты, когда действия, совершение которых запрещено в обычное время, разрешены в моменты острой необходимости. Если в пути преступники преградили дорогу и возникла такая ситуация, что если не выплатить деньги, то можно потерять жизнь, то в такой момент позволяется дать им откупные. Это касается и правила, которое гласит «Что запрещается надевать на себя, пить и есть, то и запрещается надевать на других, кормить и поить этим других».
2. «Кто сделает попытку приобрести что-либо раньше времени, тот потеряет все». (Маджалля, ст. 99; см. Ибн Раджаб Каваид, стр. 247).
Например, если кто-либо лишит жизни близкого человека, чтобы как можно раньше стать его наследником, тот будет подвергнут наказанию в виде лишения его наследства. Таким же образом, если некто, с целью лишения жены ее доли наследства, разведется с ней против ее воли, и если в период идды (4 месяца и 10 дней) этот человек умрет, то его бывшая супруга будет считаться его наследницей.
Некоторые образцы правил Усуль аль-фикх
«Специальное выражение твердо указывает именно на то значение, в каком оно употреблено. Но если существуют доводы, что здесь имеется в виду нечто другое, то есть, употреблено в другом смысле, то здесь нужно понимать именно в этом смысле». Например, в хадисах, в которых говорится о садака фитр, сообщается о том, что этот вид милостыни можно давать пшеницей, овсом, изюмом и сушеными финиками. Согласно мнению ханафитов, садака фитр можно давать только этими продуктами. Но можно давать как в натуральном виде, так и в денежном эквиваленте, ибо смысл обязательности выплаты этого вида милостыни заключается в удовлетворении нужд бедняков. Но нужду можно удовлетворить как этими видами продуктов, так и денежными средствами, выданных вместо продуктов.
[1] Абу Захра, стр. 16-17; Мустафа Бактыр, Ислам хукукунда зарурет хали, стр. 147-148.
Камиль хазрат Самигуллин
Источник: islam-today.ru