Вопрос:
Почему нельзя разговаривать во время пятничной проповеди?
Ответ:
Когда имам или хатиб поднимается на минбар, необходимо прекратить любые разговоры, так как разговаривать в это время является тахриман-макрухом (макрухом близким к хараму). Так же в это время не следует обмениваться приветствиями и не следует совершать нафиль-намазов. По мнению имама Шафии и имама Ахмада, если человек находясь далеко от минбара, не слышит того, что говорит хатиб, то ему разрешено говорить, однако молчание считается сунной.
По мнению имама Абу Ханифы разговоры во время пятничной проповеди являются харамом, вне зависимости от того, слышит человек хатиба, или нет. По мнению имама Малика молчание во время хутбы, является ваджибом.
Так как разговор во время хутбы отвлекает от понимания ее смысла и сути, а так же от поминания Аллаха Всевышнего.
При чтении имамом во время хутбы некоторых дуа, можно про себя говорить «аминь». А так же про себя произносить салават. Так же тем, кто вошел в мечеть во время чтения хутбы, следует сесть на любое свободное место, чтобы не отвлекать других людей. Не следует пытаться пройти вперед к первым рядам, так как, отвлекая других, человек возлагает на себя ответственность.
Те, кто не может сидеть, поджав под себя ноги, может во время хутбы сидеть по-турецки. В этом нет ничего предосудительного.
Имам Малик сказал относительно того, кто чихает в то время, когда имам даёт хутбу:
«Он должен сказать «АльхамдулиЛлях» тихо про себя. Никто не должен говорить «Йархамук Аллах» чихнувшему в то время, когда имам произносит хутбу».
См. «Аль-Мудаууана» 1/230.
1. Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в пятницу, когда имам будет читать хутбу, ты скажешь своему товарищу «Молчи и слушай [внимательно]» то скажешь лишнее» [1]. Сахих «Муслим», 424. Глава 216. «Необходимо слушать хутбу молча».
_________
[1] То есть человек сам отвлекается от слушания, вследствие чего его награда за участие в пятничной молитве также будет неполной.
2. Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?”. Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!”. Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!». Ахмад, 5/274; Ибн Маджах, 1111; ат-Таялиси, 2365.
Имам Ибн Раджаб Ханбали, рахимахуллАху Таала, в книге «Фатхуль баари» говорит, что среди уляма нет хиляфа относительно законности совершения дополнительного намаза после первого азана перед джумуа намазом.Нет никого кто бы сказал,что данный намаз является макрухом.Разногласие касается лишь статуса его-является ли он мустахаббом или относится к сунне муаккадат.Помню как поэтому поводу «пилили» голову безмазхабники, относящие себя к современной саляфии, заявляя что данный намаз является новшеством.Совершение 4-х ракатов дополнительного намаза перед фардом-джумуа является мустахаббом в ханбалитском мазхабе.Говорит ханбалитский факых Мансур ал-Бахути:
» Передает Саид от ибн Масуда, что он совершал четыре раката до намаза джумуа и четыре раката после него.Сказал Абдуллах (сын имама Ахмада):» Видел я как мой отец совершал в мечети после азана муаззина четыре раката намаза.»»
Рахмет за информацию. думал об этом потому что одни говорят нельзя а другие сами разговаривают. Если бы можно было разговаривать то для кого говорит тогда имам.Лишиться награды за жума намаз из за легкомыслия это серьезная потеря
واستدل المالكية بجملة من الأدلة رأوا أنها مقدمة على حديث جابر.
قال النفراوي رحمه الله:
«ودليلنا ما في أبي داود والنسائي: أن رجلا تخطى رقاب الناس والنبي صلى الله عليه وسلم يخطب فقال له: (اجلس فقد آذيت) فأمره بالجلوس دون الركوع، والأمر بالشيء نهي عن ضده، وخبر: (إذا قلت لصاحبك أنصت والإمام يخطب فقد لغوت) نهي عن النهي عن المنكر مع وجوبه، فالمندوب أولى.
وأما خبر سليك الغطفاني وأمره صلى الله عليه وسلم له بالركوع لما دخل المسجد وهو يخطب ، فيحتمل نسخه بنهيه صلى الله عليه وسلم عن الصلاة حينئذ كما في الخبر السابق .
وعلى تقدير معارضته ، وعدم نسخه : فحديثنا أولى ، كما قال ابن العربي ، لاتصاله بعمل أهل المدينة ، ولجريه على القياس ؛ من وجوب الاشتغال بالاستماع الواجب ، وترك التحية المندوبة» انتهى من الفواكه الدواني (2/ 637).
وأخرج ابن أبي شيبة في مصنفه عن علي وابن عباس وابن عمر رضي الله عنهم كانوا يكرهون الصلاة والكلام بعد خروج الإمام