Ответ:

После того, как хатиб поднялся на минбар, следует прекратить разговоры, храня молчание, а так же не следует совершать в это время нафиль-намазы. Даже при произнесении хатибом имени посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), джамаату лучше хранить молчание, не произнося салават. В соответствии с одним из риваятов, переданных от имама Абу Юсуфа (рахимахуллах), в этой ситуации можно произнести салават про себя.

По мнению Ханафитского мазхаба, любые разговоры после того, как имам поднялся на минбар, являются макрухом. В соответствии с некоторыми риваятами, запрет на разговоры вступает в силу в тот момент, когда имам, встав со своего места, направляется к минбару. Однако, в соответствии с общепринятым мнением до начала хутбы, разрешено произнесение тасбихов и зикров.

Это мнение Абу Ханифы опирается на риваят, переданный от Ибн Аббаса и Ибн Масуда (радыйаллаху анхума) в котором говорится: «Нет разговорам, после того, как имам вышел». Некоторые имамы говорили, что выражение «имам вышел» подразумевает момент, когда он вышел из своей комнаты.

Однако самым верным мнением является мнение Зайлаи, который сказал, что в данном случае имеется в виду выход имама на минбар. Мнение Абу Ханифы подкрепляет и хадис, в котором говорится о том, что когда имам поднимается на минбар, ангелы сворачивают свои свитки, в которые они записывали имена пришедших на пятничный намаз.

По мнению Абу Юсуфа и имама Мухаммада, макрухом является разговор только во время непосредственно самой хутбы. Так как причиной запрета на разговоры, является именно слушание хутбы. Доказательством этого, является следующий хадис:

«Выход имама для чтения хутбы, прерывает все разговоры и намазы».

Однако Ибнуль-Хуммам и Айни, говорили, что это высказывание не является хадисом, и принадлежит Зухри.

Однако, что касается слов, которые указывают на наличие какой-либо опасности, как, например, на наличие змей или скорпионов, или на наличие препятствия перед незрячим человеком, то их произнесение является разрешенным.

Islam-Today