ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ИМЕЮЩИМ СИЛУ:

 

СЛОВО, ДЕЛО, ИЛИ ПРИНЯТОЕ НАМЕРЕНИЕ?

Во имя Аллаhа Милостивого, Милосердного! Би-сми-л-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим!

В шариате существуют различные положения, при которых Ответственность накладывается на мусульманина по-разному.

а) Ответственность за сказанное Слово.

б) Ответственность за предварительное Намерение.

в) Ответственность за Совершенное Дело.

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ

I. Когда действительным является Сказанное Слово, а не Намерение:

1) При заключении брака:

Если кто-либо в шутку, или разыгрывая какую-нибудь роль, заключит брак при двух свидетелях, то будет считаться, что он действительно женат.

2) При разводе:

Если кто-либо, с намерением припугнуть или в шутку, скажет жене в открытой форме: «Я тебе дал развод», то жена будет разведена. Сказано в хадисе:

«Если кто-либо заключит соглашение о браке (никях) или объявит развод , а затем скажет: «Я пошутил», то и брак, и развод будут действительными». [Табарани].

3) При прекращении (временного) развода:

Если кто-либо скажет жене: «Я развел тебя», а после этого в качестве шутки скажет ей, что он отказывается от развода, то его шутка будет считаться серьезным заявлением, и развод будет прекращен.

Сказано в хадисе: «Заявление о трех вещах, как серьезно, так и в виде шутки, имеют силу действительности: никях (брак), талак (развод) и отказ от талака» [Тирмизи].

4) При освобождении раба:

Если человек в шутку объявит своему рабу: «Я тебя освободил», то раб обретет свободу.

5) При даче обета:

Если человек дал какое-либо обещание (Обет-Незр) исполнить какое-либо действие, связанное с обязательным (фард, ваджиб) поклонением без всякого намерения, а так, между словом, то данное слово ему необходимо будет выполнить. Шариат обязывает выполнять подобные обещания вне зависимости от того, как было сказано: — просто так, или с намерением выполнить. Причем, даже если он, вместо того, чтобы сказать: «намереваюсь ради Аллаха держать пост один день», случайно скажет: «…один месяц», то будет обязан поститься целый месяц. [Ибн-и Абидин].

6) При купле – продаже:

Если один из двоих участников сделки по купле-продаже после совершения данной сделки вдруг объявит, что он все это время шутил и от сделки отказывается, то во внимание это может быть не принято. В совершении сделки по купле-продаже шариат придает значение не намерению, а слову.

7) При даче подарка:

Если кредитор подарит то, что он намеревался получить от своего должника или другого человека, то впоследствии уже не сможет ему сказать, что он пошутил. Он по шариату не может более требовать свой долг, так как здесь действительным является слово, а не намерение.

8) При даче клятвы: Здесь так же действительным является произнесенная клятва, а не та, что было в намерении.

 

9) При совершении куфра (выход из веры, отступничество):

Если кто-либо скажет в шутку о том, что он христианин, или же скажет кому-либо, совершающему грех (харам), «да будет это дозволенным (халял)», то он тут же становится неверующим (кафиром). Принимается слово, а не намерение.

II. Когда действительным является Намерение, а не сказанное Слово:

1) При исполнении Молитвы:

Если кто-либо в полуденное время, приняв намерение в душе на исполнение Полуденной молитвы, ошибочно скажет словами о принятии намерения на Предвечернюю молитву, то значение будет иметь принятое Намерение, а не высказанное по этому поводу слово.

Точно так же будет и в противоположном случае. Если человек, исполняя полуденную молитву, ошибочно предположит, что это Предвечерняя, и примет Намерение на исполнение Предвечерней молитвы, молитва его не будет действительной, даже если он при этом словесно высказался на исполнение Полуденной молитвы. То есть, при исполнении молитвы, во внимание берется именно Намерение в душе, а не сказанное слово.

2) Сбиться (запутаться) в словах:

Если кто-либо вместо того, чтобы сказать: «Ты мой Господь, а я Твой раб», ошибочно скажет: «Ты мой раб, а я Твой господь», то греха за это не будет, так как и здесь главным является Намерение.

III. Когда берется во внимание Дело, а не Намерение:

Это касается греховных действий. Например, слушать музыку даже и с безобидным намерением отдохнуть – грех. Или же, к примеру, если неверующая девушка предложит мусульманину: «Если потанцуешь со мной, то приму веру, стану мусульманкой», то мусульманину с хорошим намерением ни танцевать с ней, ни совершать еще какой либо грех, запрещено (харам). Здесь не будет принято во внимание его хорошее намерение, а отвечать придется именно за свои греховные Действия.

Таким образом, известный хадис, в котором сказано, что действия мусульманина будут приниматься в соответствии с его намерениями, относятся к действиям, не ведущим к греху. Грехи же, совершенные даже и с благими намерениями, не перестают быть грехами.

IV. Когда действительно — Намерение, а не совершенное Дело:

1) Например, чокаться стаканами как при употреблении спиртных напитков, хотя и пьешь всего лишь воду, является грехом. Совершение таких действий, уподобляет человека неверующим, или нечестивым (фасык). Сказано в хадисе:

«Пить воду тем же способом, как и алкоголь – запрещено (харам). [Рэдд-уль-мухтар].

2) Если человек при совершении кражи по ошибке украдет собственную вещь, все равно совершит грех. Ведь он намеревался украсть имущество соседа, а вышло, что украл свою же вещь.

V. Когда действительно и Намерение, и совершенное Дело:

1) Мусульманин, читающий Коран, заслужит благость Аллаха. Если же он примет намерение получить благость, и читать Коран ради довольства Аллаха, то это действие будет считаться отдельным поклонением, и он заслужит еще более благости Аллаха.

2) Такое же положение и при исполнении малого омовения (абдест, вуду). Если мусульманин с нарушенным малым омовением, искупается в море, или же гуляя по берегу, просто поскользнется и упадет в воду, то выйдет из воды уже с совершенным омовением. С таким омовением дозволено исполнять молитву.

Если же перед купанием он примет намерение на исполнение малого (вуду) или полного (гусуль) омовения, то это уже будет отдельным поклонением, и он получит дополнительную благость Аллаха.

[Из сборника по фикху: «Мухтасар Ильмихал» (версия 2), Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози].