Автор: Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид
Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
Комментарий: Махди Шамсуддин

بَيَانُ سُنَنِ التَيَمُّم
Разъяснение суннатов таяммума

Суннатов таяммума семь:

 

1. Произнесение басмалы в начале совершения таяммума.

 

2. Соблюдение порядка совершения таяммума (сначала лицо, затем руки).

 

3. Непрерывность совершения таяммума.

 

4. Проведение ладонями по земле1 вперед и 5. назад после того, как ударил по земле.

 

6. Стряхивание земли с ладоней после удара о землю, чтобы не испачкать лицо2.

 

7. Раздвинуть пальцы рук для удара по земле.
Различные вопросы, связанные с таяммумом

1. Желательно оттянуть совершение таяммума, если у человека есть надежда (с уверенностью больше 50%) найти воду. Однако оттягивать совершение таяммума следует так, чтобы успеть совершить молитву до наступления времени макрух.

 

2. Если человеку пообещали дать воду и он знает, что у того, кто пообещал, вода есть3, он обязан ждать, пока не получит ее, даже если выйдет время намаза, согласно единодушному мнению шейхов.

 

3. По мнению имама Абу Ханифы, если у человека нет одежды для молитвы или ведра и веревки, чтобы достать воду из колодца, но кто-то пообещал принести ему одежду или ведро и веревку, он обязан ждать, если не боится, что выйдет время намаза, а если время намаза подходит к концу, следует совершить таяммум и молиться. По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, ждать следует даже в том случае, если человек опасается, что не успеет сделать намаз вовремя, как в случае, когда человек ждет, что ему дадут воду.

 

4. Если человек по каким-то признакам4 догадывается, что в каком-либо направлении на расстоянии в пределах одного шариатского миля (1748 метров) от него есть вода, на нем лежит обязанность преодолеть примерно 244 метра5 в этом направлении в поисках воды. Если человек догадывается с уверенностью больше 50%, что где-то есть вода, но не знает, в каком направлении, ему нужно искать воду в радиусе примерно 60 метров от места, где он находится. Если человек находится на возвышенности или в другом месте, из которого есть хороший обзор, он не обязан проходить данное расстояние, а может проверить наличие воды, осматривая окрестности. Искать воду обязательно только в том случае, если у человека есть уверенность более 50%, что поблизости есть вода, и путь к ней безопасен.

 

5. Человек обязан попросить воду у людей вокруг, если находится в местности, где люди не жалеют воды. Если некто предлагает воду за деньги и назначает принятую в данной местности цену (ثمن مثله), человек обязан купить эту воду при наличии излишков средств сверх того, что ему необходимо. Если воду предлагают за цену вдвое больше, чем она стоит, покупать ее человек не обязан. В ситуации, когда достаточного количества денег, чтобы купить воду по принятой в данной местности цене, нет, брать в долг для покупки воды человек не обязан, — он имеет право совершить таяммум.

 

6. Дозволено совершать сколько угодно фард-намазов с одним таяммумом.

 

Однако желательно обновить таяммум после наступления времени следующего намаза, чтобы преодолеть разногласие между ханафитским и шафиитским мазхабами.

 

7. Дозволено совершать сколько угодно дополнительных намазов с одним таяммумом6.

 

8. Дозволено совершить таяммум до наступления времени намаза.

 

9. При определенных условиях человек имеет право совершить таяммум, если имеет раны на частях тела, которые необходимо омывать.

 

Если требуется совершить вуду для дозволенности таяммума ставится условием, чтобы раны были на большинстве (например, у человека есть по одной ране на голове, лице и двух руках, а ноги здоровы) или половине органов тела, которые нужно омыть в вуду. Если раны есть на меньшей части органов, необходимо омыть водой здоровые участки тела и сделать масх поверх ран. Если масх причиняет боль или наносит вред, можно сделать масх поверх повязки. Если вред причиняет даже масх поверх повязки, дозволено не делать его вообще.

 

Если требуется совершить гусль для дозволенности таяммума необходимо, чтобы ранами было покрыто 50% всего тела или больше. Если ранами покрыто менее 50% всего тела, необходимо омыть здоровые участки, а по пораженным сделать масх. Если масх причиняет боль или наносит вред, можно сделать масх поверх повязки. Если вред причиняет даже масх поверх повязки, дозволено не делать его вообще.

 

10. В ханафитском мазхабе невозможно объединение между таяммумом и омовением.
Действия, которые нарушают таяммум

Таяммум нарушает всё то, что нарушает вуду, а также возникновение возможности получить количество воды, достаточное для совершения омовения один раз (выполнить фарды вуду).

 

Кроме того, таяммум нарушает устранение причины его совершения, например, у человека нарушается таяммум, если дорога к воде стала безопасной, если он выздоровел и т. д.
1.Камню и т. п.
2.Поэтому перед совершением таяммума влажную землю следует высушить.
3.Например, человек сказал: «Подожди, я сейчас совершу омовение и принесу тебе воду».
4.Hапример, по направлению полета водоплавающей птицы.
5.Pасстояние полета стрелы.
6.Kак по ханафитскому, так и по шафиитскому мазхабам.

 

Источник