Общее правило: кто не может совершить омовение по причине:

* вода находится в отдалении в 1 шариатскую милю = 1,7-1,8км
* из-за болезни, т.е. при использовании воды болезнь может ухудшится
* если человек находится в холодном климате (нет возможности нагреть воду)
* если вода есть, но она находится у врагов
* если вода есть, но человек находится в путешествии и если он будет использовать эту воду, то начнет испытывать жажду
* если вода есть в колодце, но нечем зачерпать ее

во всех этих случаях человек будет совершать тайамум тем, что относится к земле (земля, песок, гипс, сурьма и др естественные виды земли)

Как совершить тайамум (как для устранения малого, так и для большого ритуального осквернения) :

* намерение (фард)
* ударить руками о почву, протереть их между собой, встряхивая камешки на руках
* протереть лицо
* аналогично взять землю второй раз и протереть одной рукой, как внешнюю, так внутреннюю сторону локтя другой руки, включая локоть
Полное охватывание лица и рук является условием действительности тайамума.

Различные вопросы:

* Допустимо совершить тайамум до наступления времени намаза. Также до поиска воды, если у тебя нет убежденности, что ты можешь найти воду, но если у тебя более 50% уверенности, что ты можешь найти воду — ты не можешь делать тайамум.
* Если ты совершил намаз и кто-то принес воду, а время этого намаза не вышло, то тебе не надо восполнять намаз.
* Если человек нашел воду во время намаза (например услышал крики «Вода!»), он должен прервать намаз, совершить омовение и начать намаз заново.
* Одним тайамумом человек может совершать любое количество намазов.
* Если есть вероятность найти воду, то желательно отложить намаз до разрешенного времени, ожидая воду, но если человек совершит намаз с тайамум — его намаз будет действителен.
* Если человек пришел на джаназа намаз и там очень большое столпотворение, а очередь для совершения омовения большая и есть вероятность, что ты пропустишь джаназу, то разрешается совершить тайамум. Т.к. у джаназы нет восполнения. Точно так же с праздничным намазом, но не с намазами фард и джума.
* Если у путника была вода и он забыл о ней, то совершенный намаз с тайамум восполнять не нужно.
* Если человек находится в пути и рядом есть люди, которые находятся в сафаре, то он должен попросить у них воду, если они откажут, то он будет совершать тайамум.
* Если вода продается и она соответствует ценам этой местности, то при наличии денег человек обязан купить эту воду. Если цены завышены для этой местности, то он не обязан покупать ее.
* В ханафитском мазхабе нет концепции объединения тайамума и тахарата. Т.е. при совершении тахарата, когда у человека есть рана и ему нельзя протирать ее водой, в отличие от шафиитского мазхаба ему не нужно совершать тайамум на место раны, достаточно пропустить это место. То же самое с повязкой, если может протирает, если нет пропускает.

Нарушает тайамум:

* все, что нарушает тахарат
* исчезновение причины для совершения тайамума

 

Источник