Тайаммум это- символическое очищение песком или камнем в исключительных случаях, когда нет воды для совершения большого (гусл) или малого (вуду) омовения перед молитвой или когда омовение водой несет опасность для здоровья.
Таяммум введен в Шариат в 5 г. х. после сражения с племенем Бану Мусталик, когда мусульманские воины не могли найти воды для совершения омовения перед утренней молитвой. Тогда Аллах ниспослал Пророку Мухаммаду аят: «Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или соприкоснулся с женщиной и [при этом] не может найти воду, то совершайте омовение чистым песком, обтирая им лицо и руки. Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства — он желает вам очищения и хочет довести до завершения Свое благоволение к вам» (5:6).
Слово «таяммум» в лексическом значении на арабском языке означает «стремление», а в терминологии Шариата – это протирание лица и рук чистой землёй для очищения. Доказательством тому, что таяммум является очищением, служат слова Пророка (мир ему и благословение), обращённые к Абу Зарру: «Чистая земля очищает мусульманина, даже если он десять лет не найдёт воду, а когда найдет её, очищается водой».

 

Время совершения таяммума

Таяммум можно совершить до наступления времени намаза, что даёт возможность совершать одним таяммумом все дневные фарзы и суннаты. 
Таяммум можно делать тем, у кого нет омовения малого и большого, но женщинам – только после завершения месячных и послеродовых выделений. Он дозволяется только в том случае, если не удаётся найти достаточное количество воды для омовения, или же вода имеется, но есть причины, позволяющие не использовать воду и эти причины следующие:
1. Если вода находится на расстоянии 1866,24 метров. 
2. Вода есть, но существующая болезнь не позволяет использовать её, так как, если человек будет совершать омовение водой, то болезнь может усилиться. 
3. Холод, который при совершении большого или малого омовения может стать причиной сильного обморожения, способного привести к потере органа – при условии, что нет того, чем можно согреть воду. 
4. Враги или хищные животные, находящиеся между ним и водой. 
5. Боязнь жажды у себя или у спутника, или животного, или собаки, охраняющей стадо.
6. Есть колодец с водой, но нет ведра или верёвки.
7. Если вода нужна для приготовления теста, но не для приготовления супа.

 

Способ совершения таяммума

Ладони обеих рук прикладывают к земле и двигают ими взад-вперёд. Затем, отряхнув руки друг об друга, проводят ими по лицу. Далее, как и в первый раз, касаются руками земли. Четырьмя пальцами левой руки проводят по тыльной стороне правой руки, начиная от кончиков пальцев и до локтя включительно. Потом всей ладонью левой руки проводят по внутренней стороне правой руки таким образом, чтобы большой палец левой руки касался большого пальца правой руки внутренней стороной, но не касаясь ладонями. Аналогичное действие повторяется и правой рукой. При таяммуме необходимо довести землю до всех мест на лице и руках. Если на пальце есть кольцо, то нужно его покрутить или снять на время совершения таяммума. Протирание необходимо совершать всей рукой.

Недостаточно совершать протирание тремя пальцами и меньше. Таяммум совершается касанием земли ладонями, желательно в одно и то же место.

Нужно удалить с кожи то, что препятствует протиранию (смола, воск, жир, масло и т.д.). 
Таяммум можно делать тем, что подобно по виду земле, например: это не только сама земля, но и песок, камень, известь, горная соль.

Запрещено делать таяммум на земле, на которой был наджас (нечистоты), но со временем исчез его след.

 

Намерение при совершении таяммума

При совершении таяммума намерение является обязательным, а при совершении омовения – желательным.

Если муслим совершил таяммум с намерением читать Коран или войти в мечеть, или для посещения могил или для азана – то ему не разрешается с этим таяммумом совершать намаз. Намерение совершают с целью очиститься от наджаса, для дозволения намаза и других дел, которые не дозволяются при нарушенном омовении. Чтобы намерение было действительным – должно быть соблюдено три условия: 
1. быть мусульманином, 
2. быть мумаййизом, то есть уметь отличить хорошее от плохого.
3. уметь совершать намерение.

Существуют три формы совершения намерения таяммума для того, чтобы с ним можно было совершать намаз:
1. Я намереваюсь очиститься.
2. Я намереваюсь совершить таяммум для дозволения совершить намаз.
3. Я намереваюсь совершить таяммум для поклонения, которое нельзя делать при нарушенном омовении.

 

Нарушения таямума:


1. Таяммум нарушает всё то же, что нарушает и омовение. 
2. Если больше нет причины, по которой совершается таяммум. 
3. Если находящийся в таяммуме или в намазе, увидел воду, которую может использовать.

Фарды Таяммума:


1. Намерение.
2. Два раза ударить ладонями по земле, после первого раза протереть лицо, после второго – руки до локтей и обратно.

Суннаты тайяммума:


1. Произнесение басмалы в начале совершения таяммума.
2. Соблюдение порядка совершения таяммума (сначала лицо, затем руки).
3. Непрерывность совершения таяммума.
4. Проведение ладонями по земле вперед и назад после того, как ударил по земле.
6. Стряхнуть лишнюю землю с ладоней, чтобы не испачкать лицо.
7. Раздвинуть пальцы рук для удара по земле.
8. Начать совершать таяммум с верхней части лица, повернувшись в сторону Киблы.
9. Отложить таяммум до конца времени намаза, если есть шанс или надежда достать воду к концу времени намаза.

 

К очищающим вещам относится только то, на чем никогда не было наджасы. Например, если на земле была наджаса, но затем следы наджасы высохли и исчезли, этой землей нельзя совершать таяммум. К вещам, которыми можно делать таяммум, относятся:

-земля;
-камень;
-песок;
-мышьяк;
-известь;
-сера;
-бирюза;
-сердолик;
-соль, которую добывают в горах.

Если на человека попала пыль и он протер лицо и руки, выразив ният на совершение таяммума, его таяммум действителен, так как имамы Исбиджаби и Ибн аль-Хумам указали на то, что два удара по земле не являются рукном таяммума.

Не дозволено совершать таяммум тем, что сгорает или плавится, к таким вещам относятся:

-дерево;
-серебро;
-золото;
-медь;
-железо.

 

Различные вопросы, связанные с таяммумом 1-ч

Разрешается совершить таяммум здоровому человеку в городе, когда принесли джаназа и он не является опекуном, и у него есть опасения, что если он совершит омовение водой, то упустит намаз-джаназа. Он делает таяммум и совершает джаназа-намаз. А также тому, кто боится, что если он будет делать омовение водой, то пропустит праздничный намаз полностью. Но если он успевает на часть праздничного намаза, то ему не разрешается делать таяммум. Но не разрешается совершать таяммум из-за боязни пропустить пятничный или обязательные намазы, потому что они имеют замену. К примеру, если муслим пропустил пятничный намаз – то он совершает обеденный; а если обязательный – то он совершает пропущенный.

Не вменяется в обязанность человеку, совершающему таяммум, искать воду, когда не преобладает над его мнением уверенность, что вблизи может быть вода. Но если он думает, что поблизости может быть вода – то ему не разрешается приступать к совершению таяммума, пока он не станет искать её на расстоянии приблизительно 200 метров. И если при этом он сделает таяммум без предварительного поиска воды, и совершит намаз – то ему необходимо возобновить намаз, даже если после совершения намаза он искал воду, но не нашёл её.

Если у его попутчика есть вода, то до совершения таяммума он должен попросить её у него. И если он откажет или же захочет продать за слишком высокую цену, даже при наличии у него денег, или же за обычную цену, но у него нет денег – то он может совершить таяммум.

Если человек проснулся осквернённым и ему нужно полностью искупаться, но у него есть вода, достаточная только для совершения малого омовения, но не для купания – то ему не обязательно совершать малое омовение этой водой, а можно просто совершить таяммум. Но если после этого у него нарушится малое омовение, то ему необходимо совершить имеющейся у него водой малое омовение водой и таяммум от полного купания.

Если большинство органов малого омовения, нуждающегося в совершении малого омовения или большая часть органов тела, нуждающегося в совершении полного омовения, будут иметь раны – то им можно сделать таяммум. Но если в обоих случаях раненных органов будет меньше – то они должны купаться или же сделать омовение водой. И нельзя объединять между омовением и таяммумом.

 

сли причина, по которой пришлось совершить таяммум – это люди, к примеру, муслим попал в плен к врагам и они не дают ему сделать омовение водой, или же если его посадили в тюрьму, или же ему сказали: «Если ты сделаешь омовение, то я тебя убью!» – то намазы, совершённые с таяммумом, необходимо восстановить после ухода препятствия. У кого отрезаны руки и ноги, и на лице есть раны – тот совершает намаз без омовения водой и без таяммума – и не возобновляет их.

Различные вопросы, связанные с таяммумом 2-ч

1. Желательно оттянуть совершение таяммума, если у человека есть надежда (с уверенностью больше 50%) найти воду. Однако оттягивать совершение таяммума следует так, чтобы успеть совершить молитву до наступления времени макрух.

2. Если человеку пообещали дать воду и он знает, что у того, кто пообещал, вода есть3, он обязан ждать, пока не получит ее, даже если выйдет время намаза, согласно единодушному мнению шейхов.

3. По мнению имама Абу Ханифы, если у человека нет одежды для молитвы или ведра и веревки, чтобы достать воду из колодца, но кто-то пообещал принести ему одежду или ведро и веревку, он обязан ждать, если не боится, что выйдет время намаза, а если время намаза подходит к концу, следует совершить таяммум и молиться. По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, ждать следует даже в том случае, если человек опасается, что не успеет сделать намаз вовремя, как в случае, когда человек ждет, что ему дадут воду.

4. Если человек по каким-то признакам4 догадывается, что в каком-либо направлении на расстоянии в пределах одного шариатского миля (1748 метров) от него есть вода, на нем лежит обязанность преодолеть примерно 244 метра5 в этом направлении в поисках воды. Если человек догадывается с уверенностью больше 50%, что где-то есть вода, но не знает, в каком направлении, ему нужно искать воду в радиусе примерно 60 метров от места, где он находится. Если человек находится на возвышенности или в другом месте, из которого есть хороший обзор, он не обязан проходить данное расстояние, а может проверить наличие воды, осматривая окрестности. Искать воду обязательно только в том случае, если у человека есть уверенность более 50%, что поблизости есть вода, и путь к ней безопасен.

5. Человек обязан попросить воду у людей вокруг, если находится в местности, где люди не жалеют воды. Если некто предлагает воду за деньги и назначает принятую в данной местности цену (ثمن مثله), человек обязан купить эту воду при наличии излишков средств сверх того, что ему необходимо. Если воду предлагают за цену вдвое больше, чем она стоит, покупать ее человек не обязан. В ситуации, когда достаточного количества денег, чтобы купить воду по принятой в данной местности цене, нет, брать в долг для покупки воды человек не обязан, — он имеет право совершить таяммум.

6. Дозволено совершать сколько угодно фард-намазов с одним таяммумом. 

Однако желательно обновить таяммум после наступления времени следующего намаза, чтобы преодолеть разногласие между ханафитским и шафиитским мазхабами.

7. Дозволено совершать сколько угодно дополнительных намазов с одним таяммумом.

8. Дозволено совершить таяммум до наступления времени намаза.

9. При определенных условиях человек имеет право совершить таяммум, если имеет раны на частях тела, которые необходимо омывать.

Если требуется совершить вуду для дозволенности таяммума ставится условием, чтобы раны были на большинстве (например, у человека есть по одной ране на голове, лице и двух руках, а ноги здоровы) или половине органов тела, которые нужно омыть в вуду. Если раны есть на меньшей части органов, необходимо омыть водой здоровые участки тела и сделать масх поверх ран. Если масх причиняет боль или наносит вред, можно сделать масх поверх повязки. Если вред причиняет даже масх поверх повязки, дозволено не делать его вообще.

Если требуется совершить гусль для дозволенности таяммума необходимо, чтобы ранами было покрыто 50% всего тела или больше. Если ранами покрыто менее 50% всего тела, необходимо омыть здоровые участки, а по пораженным сделать масх. Если масх причиняет боль или наносит вред, можно сделать масх поверх повязки. Если вред причиняет даже масх поверх повязки, дозволено не делать его вообще. 

10. В ханафитском мазхабе невозможно объединение между таяммумом и омовением.

Источники:  assalam.ru /  azan.kz /  darulfikr.ru /  masdjid.ru