فليس كل ما في الكتب يعلمه العالم ولا يكاد ذلك يحصل لأحد . بل قد يكون عند الرجل الدواوين الكثيرة وهو لا يحيط بما فيها بل الذين كانوا قبل جمع هذه الدواوين أعلم بالسنة من المتأخرين بكثير ؛ لأن كثيرا مما بلغهم وصح عندهم قد لا يبلغنا إلا عن مجهول ؛ أو بإسناد منقطع ؛ أو لا يبلغنا بالكلية فكانت دواوينهم صدورهم التي تحوي أضعاف ما في الدواوين وهذا أمر لا يشك فيه من علم القضية .

..И не всё, что собрано в книгах, является известным ‘алиму, и невозможно ни для кого объять знанием всё, что написано в книгах. Напротив, те, кто были ещё до составления этих сборников [хадисов], знали намного больше о Сунне, чем последующие поколения. Ибо многое из того, что дошло до них(т.е. до первых поколений) и являлось достоверным среди них — это дошло до нас только через неизвестных передатчиков(«маджхуль»), или же через прерванную цепочку передатчиков, или же не дошло до нас вообще. Ведь поистине, книгами этих людей были их сердца, и сердца их вмещали больше, чем вмещают книги. И это — то, в чём не может быть сомнений у того, кто обладает знанием в этом вопросе. (Раф’ уль-Малам)